Заместитель министра иностранных дел Украины госпожа Зеркаль выразила обеспокоенность в связи с вероятным превращением страны в «разменную карту». По ее словам, президент Трамп может исключить Киев из числа тех, с кем будет решаться будущее то ли Донбасса, то ли всей Украины.
Заявление только на первый взгляд неожиданное. В последние дни страх оказаться на периферии мировой повестки все сильнее заставляет украинскую элиту задумываться о ближайшем будущем и о том, что предстоит сделать, чтобы оно не стало печальным. В ход идут различные версии и сюжеты.
Например, среди самых обсуждаемых тем – каким будет наказание Киева со стороны Вашингтона за попытку вмешаться в американские выборы в пользу Клинтон. Речь идет о пресловутом «деле Манафорта». Возражения, что такая мелкая месть вряд ли находится в числе приоритетов Трампа, украинцами напрочь отвергаются. В этом вопросе они склонны ожидать от других такого же поведения, каким отличились бы сами.
Огромную кучу украинских «стратегов» не намного меньше беспокоит и т.н. «Большая сделка» между Россией и США, в рамках которой американцы в обмен на «серьезные уступки» могут согласиться с признанием Крыма российским, а Донбасса – независимым. Любовь украинцев к различного рода «зрадам» при обсуждении этого сценария раскрывается во всей красе.
Конечно, никто не хочет оказаться в ситуации, когда за твоей спиной решают твое будущее. Поэтому Украина пытается сыграть на опережение и как можно быстрее домалевать образ главной жертвы предстоящей Сделки.
Чем была Украина? Ничем. Чем она хочет быть в национальных мечтах? Всем. А в реальности? Хоть чем-нибудь.
Как известно, лучшая защита – нападение. Для превращения во что-нибудь Украина организует международный фронт. В ход идут ультиматумы. Усиливается давление на Белый дом со стороны многочисленных капитолийских лоббистов, на которых раскошелились все украинские олигархи. Чиновники и дипломаты Незалежной (Зеркаль не исключение) по команде симулируют панику в различных европейских столицах. Тем самим тошно. В Берлине и Париже не меньше Киева опасаются «слива» со стороны американцев. Но украинские паникеры с криками про «разменную карту», сами того не желая, создают у европейцев некоторую надежду на реальный размен. И они уже начинают радоваться: может, все обойдется одной Украиной?
«Большая сделка», которой так боятся в Киеве, не может основываться на решении украинского вопроса. И по смыслу и по названию такая договоренность предполагает глобальный характер. Частный украинский вопрос не следует относить к тем, которые определят будущее мироустройство. Как бы этого не хотелось Киеву. Хотя Украина действительно может стать одним из важных элементов сделки. Элементом второго или третьего уровня. Исключать ничего нельзя.
Для того, чтобы этого не произошло и чтобы будущее не было печальным, Украине нужно не лезть туда, куда ее не приглашали, а научиться самой решать свои проблемы. Продемонстрировать ответственность и наконец-то выполнить обязательства, которые Порошенко давал в Минске, соглашаясь на особый статус Донецка и Луганска. Тогда и договариваться за спиной будет не о чем.
Пока же Украина остается страной, которая уничтожает собственных граждан, организует экономическую блокаду миллионов людей, нагнетает ненависть по отношению к ближайшим соседям. Это не российская пропаганда выдумывает, а ПАСЕ, которая вчера настоятельно рекомендовало Киеву выполнить взятые обязательства в сфере прав человека. И еще много чего. Что в ответ делает Украина? Она идет в нападение. В Киеве готовятся к запрету книг на русском языке – родном для миллионов жителей страны. Может ли такая дефектная страна предъявлять претензии на то, чтобы быть партнером, а не «разменной картой»? Ответ очевиден.
Алексей Чеснаков, «Актуальные комментарии»