18 января в Белом доме уходящий президент США Барак Обама провел свою последнюю пресс-конференцию. Он ответил на различные вопросы — от отношений США с Россией до перспектив арабо-израильского урегулирования и до передачи власти в Вашингтоне новому президенту-республиканцу Дональду Трампу.
События на Украине
«В интересах Америки и всего мира поддерживать конструктивные отношения с Россией», — заявил Барак Обама. По его словам, он придерживался этой позиции с самого начала своего президентства. И все шло хорошо, пока российская сторона не «вернулась к духу противоборства, существовавшему в период «холодной войны». В этом контексте хозяин Белого дома обвинил Россию в «оккупации украинской территории и вмешательстве в украинские дела». «И я говорил русским, мол, как только вы перестанете это делать, санкции будут отменены», — добавил он. На его взгляд, подход его администрации к событиям на Украине — «хороший пример той жизненно важной роли, которую Америка и впредь должна играть по всему миру в сохранении основополагающих норм и ценностей».
По поводу перспектив отношений Украины с Россией он признал, что страны «исторически объединены всевозможными культурными и общественными связями», поэтому он ожидает, что между Россией и Украиной будут прочные отношения.
Сокращение ядерного потенциала
Его просили прокомментировать якобы выдвинутую Трампом идею о том, что американские санкции против России могут быть отменены в случае существенного сокращения ядерных арсеналов. Обама прежде всего напомнил, что при нем США и Россия заключили новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений: «Я был готов пойти дальше, но они (русские — прим. «NOVOSTI-DNY»,>) не были готовы к ведению переговоров. Если избранному президенту Трампу удастся возобновить эти переговоры в серьезном ключе, думаю, есть масса возможностей для обеих стран уменьшить свои арсеналы».
Израильско-палестинский конфликт
По поводу «израильско-палестинской проблемы» Обама сказал, что «серьезно ею встревожен», поскольку «статус-кво не может сохраняться, и это опасно для Израиля, плохо для палестинцев, плохо для всего региона и плохо для американской национальной безопасности». Он заверил, что с момента прихода к власти изо всех сил старался «поощрять серьезные переговоры о мире между израильтянами и палестинцами», уделяя этому «много энергии, много времени, много усилий… — вплоть до прошлого года». «В конечном счете всегда было ясно, что мы не можем заставить стороны достичь мира, — сказал Обама. — Можем облегчать, предоставлять платформу, поощрять, но заставить не можем». Между тем подходящий момент уходит, предупредил уходящий президент США.
Социальная и напряженность и расовые волнения в США
Поскольку Обама — первый темнокожий президент США, ему был задан вопрос на расовую тему. И он, отвечая на него, выразил убеждение, что в перспективе в Америке появятся «и женщина-президент, и президент- латиноамериканец, и президент-еврей, и президент-индус», а когда-нибудь и «такие смеси, о которых вообще никто не сможет сказать, как их называть». При этом имени Хиллари Клинтон, которая могла бы стать первой женщиной-президентом США, Обама упоминать не стал. Он признал, что социальная напряженность и разобщенность в США, в том числе межрасовая, при нем не уменьшалась, а нарастала. «Меня тревожит неравенство, — сказал хозяин Белого дома. — Оно ведет ко все большему и большему разобщению между нами, американцами, — и не только по расовому признаку».
«Множество людей голосовали за избранного президента (Трампа) из-за того, что чувствуют себя забытыми и бесправными, — констатировал Обама. — Они чувствуют себя приниженными, сознают, что у их детей возможностей будет меньше, чем у них. А нам ведь не нужна такая Америка, в которой крошечный срез общества живет прекрасно, а все остальные дерутся за объедки. И межрасовые противоречия как раз поэтому зачастую обостряются».
О передаче власти республиканцам
Действующего президента на пресс-конференции просили прокомментировать тот факт, что, несмотря на все его формальные призывы к гладкой передаче власти, «уже более пяти дюжин демократов собираются бойкотировать инаугурацию избранного президента» страны. Имелись в виду члены Конгресса США от правящей Демократической партии, которые по американским нормам автоматически входят в состав высшего партийного руководства. Эту тему Обама вообще отказался обсуждать. «Я не стану комментировать эти вопросы, — сказал он. — Все, что мне известно, — это что я сам там буду, и Мишель (жена Обамы) тоже. Слежу за погодой и рад, что будет не так холодно, как на моей первой инаугурации».
Приведение к присяге нового президента США состоится заватра, 20 января.