28 мая 1997 года президенты России и Украины подписали несколько соглашений, регламентирующих раздел Черноморского флота (ЧФ) СССР. Россия получила 80% кораблей, но лишилась главной военно-морской базы — Крыма. До 2014 года вопрос о пребывании ЧФ России в Севастополе был одним из самых острых в отношениях между Москвой и Киевом. RT разбирался, насколько справедливо было поделено советское наследство и в каком состоянии находятся сегодня флоты двух стран.
РИА Новости
В первой половине 1990-х годов раздел военного имущества СССР в большинстве случаев проходил безболезненно. Как правило, бывшие республики соглашались на предложения Москвы, которая после 1991 года сохранила контроль над крупнейшими складами военной техники и боеприпасов.
Однако вопросы, связанные с имуществом и инфраструктурой Черноморского флота, сразу вызвали острый спор между Россией и Украиной. Москва не хотела терять пункты базирования в Крыму, которые оказались под юрисдикцией Киева.
В 1954 году Крымская область была выведена из состава РСФСР и передана Украинской ССР. На стратегически важном полуострове остались удобные бухты, аэродромы, склады, части береговой обороны и ПВО.
Раздельное базирование
Украина стремилась переподчинить всю инфраструктуру и собственность ЧФ и изначально вела себя агрессивно. 5 апреля 1992 года президент Украины Леонид Кравчук объявил Черноморский флот СССР собственностью Украины. 7 апреля президент РФ Борис Ельцин был вынужден пойти на аналогичный шаг.
В результате летних переговоров 1992 года Ельцин и Кравчук подписали соглашение о выводе Черноморского флота из состава стратегических сил СНГ. В сентябре 1993 года президенты достигли предварительного соглашения о разделе ЧФ поровну и совместном использовании инфраструктуры.
РИА Новости
Однако Кравчука на родине обвинили в госизмене, и под давлением оппозиции он отказался от паритетного принципа раздела. Главы России и Украины вновь переподчинили себе Черноморский флот, вернувшись к ситуации весны 1992 года.
Затянувшийся раздел имущества стал приобретать взрывоопасный характер. В апреле 1994 года украинские десантники штурмом взяли сооружения на военно-морской базе в Одессе. Также было зафиксировано несколько других попыток Украины переподчинить военные объекты, где служили российские офицеры.
В июне 1995 года Москва пошла на уступки Киеву, отказавшись от требования признать Севастополь главной базой ЧФ. Ельцин и Кравчук договорились о раздельном базировании. При этом РФ получала право оставить в Севастополе штаб и поднять Андреевский флаг над 81,7% кораблей.
28 мая 1997 года в Киеве были подписаны межправительственные соглашения, которые закрепляли ранее достигнутые договорённости и детально прописывали статус и условия пребывания Черноморского флота России в Крыму.
Москва получала почти 400 кораблей различного класса и назначения и 161 единицу авиационной техники. Российская Федерация могла использовать три пункта корабельного базирования в Севастополе, Феодосии и Николаеве (временно). Морская авиация ЧФ располагалась на двух крымских аэродромах.
Однако Украина ограничивала численность военнослужащих и количество вооружений на своей территории. Так, численность личного состава ВМФ России не могла превышать 25 тыс. человек.
За аренду военной инфраструктуры полуострова Россия обязывалась платить $98 млн. Срок пребывания в Крыму заканчивался 28 мая 2017 года.
В 2010 году президент Украины Виктор Янукович дал согласие на продление аренды до 2042 года, но оппозиция подвергла это решение резкой критике и вывела тысячи людей к Верховной раде.
Прозападные силы украинского истеблишмента всегда крайне отрицательно относились к пребыванию российского флота в Крыму. В период президентства Виктора Ющенко (2005—2010) из-за агрессивной риторики Киева в России неоднократно поднимался вопрос о переносе базы в Новороссийск и серьёзной модернизации его инфраструктуры.
Болезненный для Москвы вопрос был окончательно закрыт в марте 2014 года. Жители Крыма отказались признавать итоги февральского госпереворота в Киеве и проголосовали на референдуме за вхождение в состав РФ. На верность России присягнула часть офицеров ВСУ и ВМС Украины. Это привело ко второму в истории двух государств разделу Черноморского флота.
Reuters
Андреевские флаги подняли восемь украинских боевых кораблей, три катера и пять судов обеспечения. Из крымской группировки в состав ВМС Украины вернулись четыре боевых корабля, 12 судов обеспечения и 15 катеров. Часть кораблей Киев отказался возвращать из-за неудовлетворительного технического состояния.
Сокращение флотов
Шесть лет, в течение которых вопрос о разделе имущества СССР оставался неурегулированным, привели к деградации Черноморского флота России и ВМС Украины. До 1997 года экипажи кораблей не знали, кому служить и чьи приказы выполнять. Помимо неразберихи в управлении усугубилось финансовое положение военно-морских сил обоих государств.
По состоянию на 1991 год Черноморский флот СССР состоял из 800 боевых кораблей и вспомогательных судов и 28 подлодок. Основу мощи ЧФ составляли корабли первого ранга (водоизмещение свыше 4—5 тыс. тонн): шесть ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей, два противолодочных крейсера.
Грозным оружием были десятки кораблей второго ранга (водоизмещение до 4 тыс. тонн): противолодочные корабли, эсминцы и сторожевые корабли. Морская авиация состояла из более 400 самолётов и вертолётов. Общая численность личного состава оценивалась в 100 тыс. человек и 60 тыс. гражданского персонала.
Reuters
После урегулирования вопросов с разделом имущества Россия и Украина продолжили курс на сокращение флотов. Во многом это была вынужденная мера из-за нехватки денег и изменения задач в связи с окончанием холодной войны.
В 2002 году у России осталось менее 200 кораблей различного назначения (в 1997 году — 388), включая более 50 боевых, и 90 самолетов и вертолётов (в 1997 году — 161 единица).
Однако за минувшие 15 лет (с учётом бывших кораблей ВМС Украины) количество кораблей ЧФ практически не изменилось. Боевую мощь флота составляют 45 кораблей, семь дизельных подводных лодок и около 140 вспомогательных судов и катеров.
На страницу галереи
Ситуация в ЧФ с присоединением Крыма заметно улучшилась. Перед Россией стоят задачи превратить полуостров в неприступную крепость, обеспечивать поставки вооружений в Сирию и нести боевое дежурство в акватории Средиземного моря.
С 2014 года ЧФ получил десятки кораблей, современные многофункциональные истребители Су-30СМ и комплекты беспилотников.
Богатое наследство
Эксперты сходятся во мнении, что главным выгодоприобретателем договора о разделе Черноморского флота была именно Украина. Несмотря на то что 20 лет назад Киев получил 18,3% судов, под его юрисдикцию перешли важнейшие объекты инфраструктуры.
«Юрий Олефиренко»
© Министерство обороны Украины
Могущество советского флота основывалось не только на использовании бухт и аэродромов Крыма. Огромное стратегическое значение имела расположенная в Николаеве верфь, где строились авианосцы, корабли первого и второго рангов. Всё это богатство досталось Украине, но грамотно использовать наследство СССР она не смогла.
За четверть века в составе ВМС Украины появился лишь один крупный боевой корабль — «Гетман Сагайдачный», построенный по советскому проекту 1135.1 «Нерей», и два катера «Бердянск» и «Аккерман» проекта «Гюрза-М». Остальные суда были построены в социалистические времена на верфях РСФСР, Украины, Польши и ГДР.
Также по теме
Флагман ВМС Украины «Гетман Сагайдачный» вышел из строя почти сразу после ремонта
Военная прокуратура Южного региона Украины подала в суд на компанию-подрядчика в связи с некачественным ремонтом фрегата украинских...
В 1997 году Украина получила 30 советских боевых кораблей и катеров, одну подводную лодку, более 30 вспомогательных судов. По данным военно-аналитического портала Global Firepower, сегодня в состав ВМС Украины входят лишь 25 судов, включая один корвет, один фрегат, один минный тральщик и три корабля береговой охраны.
Согласно официальной информации, украинский флот состоит из шести боевых кораблей: фрегата, корвета, ракетного катера, артиллерийского катера, среднего десантного корабля, рейдового тральщика (из них четыре корабля были возвращены РФ после присоединения Крыма). Вспомогательный флот Украины включает 17 судов и 24 катера. Итого — 47 кораблей и ни одной подводной лодки.
Разница в данных Global Firepower и Киева, скорее всего, объясняется тем, что два десятка кораблей, то есть половина украинского флота, не эксплуатируется из-за ненадлежащего состояния. Только в 2012—2013 годах ВМС Украины списало семь судов.
Без помощи НАТО
С 2015 года Киев взял курс на восстановление флота. Главнокомандующий ВМС Украины Сергей Гайдук признал, что «многие корабли уже отслужили установленный срок эксплуатации и устарели».
Вице-адмирал объявил, что Украина будет модернизировать существующие корабли и заложит несколько новых. Однако главный акцент планировалось сделать на реэкспорте судов из Болгарии, Румынии, Польши, Прибалтики и Китая.
Таким образом, Украина решила стать получателем поддержанных кораблей из стран НАТО и КНР. Североатлантический альянс действительно пообещал Киеву помощь в восстановлении ВМС. Для оценки нужд Украины летом 2015 года Одессу и Николаев посетила оценочно-совещательная группа альянса.
Десантний катер
© Wikimedia Commons
Однако на практике поддержка Украины ограничилась рекомендациями и поставкой полужёстких моторных лодок американской компании Willard Marine Inc, которые Украина получала ещё во время Виктора Ющенко.
15 апреля 2016 года президент Украины Пётр Порошенко уволил Гайдука из-за «системных недостатков в выполнении служебных обязанностей и низкого авторитета среди служебного состава».
На текущий момент предприятия Киева и Николаева строят восемь боевых кораблей (корветы проекта 58250 типа «Гайдук» и «Володимир Великий», катера проекта «Гюрза-М») и одно вспомогательное судно. Также Украина рассчитывает на получение двух поддержанных сторожевых катеров типа «Вирджин Клиппер».
В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев назвал сотрудничество Украины с НАТО имитацией реальной деятельности. Эксперт напомнил, что помощи в виде новых кораблей от альянса не дождались даже восточноевропейские члены.
«Самый лучший вариант для Украины — это масштабные инвестиции в судостроительную отрасль. Речь идёт как минимум о сотнях миллионов долларов. И в таком случае реального эффекта можно будет ожидать через 5—10 лет. Но таких денег, насколько я понимаю, у Киева, нет. А НАТО вкладываться однозначно не будет», — отметил Корнев.
Эксперт даже не решился предположить, в каком состоянии находятся сейчас украинские верфи.
«Четверть века они практически не строили новых кораблей, занимались ремонтом и утилизацией. Поколение опытных кораблестроителей ушло, а кто пришёл им на смену, я не знаю. Флот — это всегда дорогое удовольствие. Не думаю, что Украине сейчас до него», — заключил Корнев.