Президент Киргизии предлагает Москве разместить военнослужащих на киргизско-таджикской границе вместо расширения авиабазы Кант. Алмазбек Атамбаев сомневается в способности Таджикистана сдержать напор афганских радикалов и рассчитывает на помощь Москвы. Эксперты скептически оценивают эту идею прежде всего потому, что для её реализации потребуется согласие соседей по региону. Ферганская долина — взрывоопасная точка на карте Центральной Азии. Здесь сталкиваются региональные интересы, а в последнее время также наблюдается рост радикальных настроений. Почему Бишкек настаивает на появлении новой базы РФ на юге страны, но недоволен планами по расширению авиабазы Кант, разбирался RT.
РИА Новости
Выступая на пресс-конференции в Бишкеке, глава Киргизии Алмазбек Атамбаев рассказал, что во время недавнего визита в Москву он обратился к Владимиру Путину с предложением разместить российский военный контингент на юге Киргизской республики, у границы с Таджикистаном. Обеспокоенность властей Киргизии вызывает рост террористической активности в Афганистане: по мнению Атамбаева, Таджикистан, отделяющий Киргизию от афганских позиций «Исламского государства»*, может не справиться с возможной атакой джихадистов.
«У меня есть нехорошие предчувствия по Афганистану, удержится ли Таджикистан?» — цитирует Атамбаева Ozodlik.
В то же время в Бишкеке не хотят, чтобы Россия наращивала своё присутствие на авиабазе Кант в окрестностях киргизской столицы.
«Я сказал Владимиру Владимировичу: «Если вы реально хотите думать об общей безопасности, то мы заинтересованы в том, чтобы заранее начинать строить какие-то подготовительные площадки на юге страны. Тем более там, на границе Кыргызстана с Таджикистаном, мы разместили воинскую часть. Тогда это будет реальная помощь. Я думаю, это был бы хороший вариант. На какие-то другие варианты, конечно, Кыргызстан не пойдёт», — приводят слова Атамбаева местные информагентства.
Авиабаза Кант
© Минобороны России
Бишкек согласен на модернизацию Кантской авиабазы и поставку нового вооружения, но в наращивании численности контингента смысла не видит. В то же время президент Киргизии понимает, что развёртывание дополнительной военной базы за рубежом означает существенные расходы для Москвы.
«Этот разговор был у нас первый раз 5-6 лет назад с министром обороны России. Видимо, это упирается в финансирование. Но я считаю, что и наша позиция правильная. Нам не для чего укреплять российскую базу в Канте. Если защищать, то надо ставить на границу Кыргызстана с Таджикистаном. Это моя принципиальная позиция», — заявил Алмазбек Атамбаев.
Российская сторона пока воздерживается от комментариев. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков не стал отвечать на вопрос журналистов о том, обсуждалось ли развёртывание дополнительного контингента ВС РФ на юге Киргизии во время недавнего визита Атамбаева в Москву.
Торг за преференции
Тем не менее итогом визита Алмазбека Атамбаева в Россию, который начался 20 июня, стало подписание ряда соглашений, в частности, стороны договорились ускорить создание Объединённой региональной системы ПРО. Кроме того, лидеры России и Киргизии подписали договор о развитии военно-технического сотрудничества. В большинстве случаев партнёрство в этой сфере между Россией и Киргизией сводится к поставкам российского вооружения Бишкеку.
В 2014 году заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов сообщил, что объёмы безвозмездных поставок российских вооружений Киргизии и Таджикистану оцениваются в миллиарды рублей.
К примеру, в феврале 2016 года Россия передала киргизским военным партию бронетранспортёров БТР-70М с полной комплектацией, а также бронетанковую технику и артиллерийские системы.
Москва не скупится и на финансовую помощь своему партнёру.
20 июня 2017 года в качестве «помощи развитию Киргизской Республики» российский Минфин списал Бишкеку долг в размере $240 млн. И это не первый случай списания кредитной задолженности Киргизии перед Россией — всего за последние 11 лет Москва простила Бишкеку $703,2 млн внешнего долга.
Тем не менее Бишкек уже поднимал вопрос о выводе российских военных с авиабазы Кант. Как заявил в декабре 2016 года Алмазбек Атамбаев, после окончания срока договора база может быть свёрнута. При этом политик напомнил о судьбе американской авиабазы Манас, которую в 2014 году США передали Бишкеку. По мнению Атамбаева, в будущем Киргизия должна опираться только на собственную армию.
Также по теме
Объединённые силы: вступило в действие соглашение о российской базе в Киргизии
В воскресенье в силу вступило соглашение между Москвой и Бишкеком о статусе и условиях пребывания объединённой российской военной базы...
Напомним, договор о размещении на авиабазе Кант ВКС РФ в рамках Коллективных сил быстрого развёртывания ОДКБ был подписан сторонами в 2003 году. По условиям договора, Бишкек не взимает с Москвы арендную плату за пользование авиабазой, которая является объектом вооружения Организации договора о коллективной безопасности. Но в её восстановление России пришлось вложить около $70 млн. В 2017 году авиабаза вошла в состав Объединённой российской военной базы на территории Киргизии наряду с узлом дальней связи ВМФ России в Кара-Балте, испытательной базой противолодочного оружия в Караколе на Иссык-Куле и автономным сейсмический пунктом в Майлуу-Суу. Соответствующее соглашение было подписано в 2012 году, а спустя несколько месяцев после этого Москва списала Киргизии кредит в размере $500 млн.
«Авиабаза Кант — ключевой компонент ВВС ОДКБ в регионе, она дополняет 201-ю базу ВС РФ в Таджикистане, обеспечит — в случае необходимости — поддержку с воздуха нашей мотострелковой дивизии, — пояснил в интервью RT руководитель отдела Средней Азии и Казахстана института стран СНГ Андрей Грозин. — Анонсирование Атамбаевым закрытия в будущем авиабазы Кант может быть связано с его стремлением, с одной стороны, «выбить» у России какие-то преференции, вроде списания кредитов, а с другой — показать населению, что он отстаивает национальную независимость».
Пороховая бочка Центральной Азии
Киргизская республика не располагает сильной армией, ВС страны насчитывают около 16 тыс. солдат и офицеров. В рейтинге армий мира Global Firepower киргизские вооружённые силы заняли всего 109 место.
Солдаты армии Киргизии
Reuters
Страна располагает 150 танками, 438 БТР и БМП, шестью военными самолётами, а также шестью вертолётами, причём по большей части это довольно старая техника.
Поэтому опасения президента Киргизии в отношении надвигающейся террористической угрозы имеют под собой все основания. Таджикистан, отделяющий Киргизскую республику от афганских очагов терроризма, также не располагает сильной армией. Не исключено, что боевики ИГ попытаются в будущем прорвать оборону этих среднеазиатских государств, спасаясь от ударов ВВС США.
Ещё один негативный фактор — распространение радикального исламизма на территории Киргизии. Как отмечают эксперты, власти прилагают недостаточно усилий по пресечению активности экстремистских ячеек в стране. Бедность и наличие серьёзных межэтнических противоречий являются благодатной почвой для распространения идеологии джихада. Особенно сильны эти настроения на юге страны, например, в Ошской области.
На страницу галереи
«Ферганская долина — пороховая бочка Евразии, — отметил в интервью RT руководитель отдела Средней Азии и Казахстана института стран СНГ Андрей Грозин. — Здесь сосредоточены самые разные противоречия: от межгосударственных проблем до радикального исламизма. Эта бочка может взорваться под влиянием внешних катализаторов — сейчас это «Исламское государство». Большую тревогу вызывает миграция боевиков из Сирии, сейчас всё больше экстремистов начнут возвращаться домой. Борьба с радикальными группировками в Киргизии ведётся, однако киргизский список запрещённых организаций заметно короче аналогичных списков соседних государств».
Reuters
© Ammar Abdullah
Недостаточность мер по противодействию экстремизму в Киргизии отметил и востоковед, доктор исторических наук Александр Князев.
По мнению эксперта, Москва не заинтересована в размещении ещё одной военной базы в Киргизии, так как сил авиабазы Кант и 201-й военной части в Таджикистане вполне достаточно для обороны по линии ОДКБ.
«Тем более, что не все угрозы исходят от Афганистана, гораздо большую проблему представляет ситуация с распространением радикального исламизма в самой Киргизии. Это и коррумпированность чиновников и силовиков, и слабость центральной власти. К примеру, такая запрещённая в России и большинстве стран группировка, как «Таблиги Джамаат»*, не только легально существует в Киргизии, но её членами нередко являются представители силовых структур», — пояснил Александр Князев.
В любом случае, прежде чем воспользоваться предложением Бишкека, Москва будет вынуждена заручиться согласием стран-партнёров по ОДКБ, а также Ташкента, считает Андрей Грозин.
«Размещение российской военной базы на юге Киргизии — очень сложный вопрос, затрагивающий интересы не только Москвы и Бишкека, но и других стран Центральной Азии. Например, Ислам Каримов всегда нервно реагировал на идею появления на юге Киргизии базы ВС РФ. Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в целом выстраивает более конструктивные отношения с региональными партнёрами, но как он отреагирует на размещение ВС РФ в районе Ферганской долины, сказать сложно», — добавил эксперт.
* «Исламское государство», «Таблиги Джамаат» — запрещённые в России организации.