В Белоруссии разгорается скандал в связи с новыми правилами работы педагогов. С нынешнего учебного года преподаватели начальной школы и классные руководители обязаны ходить по домам учащихся и составлять на каждого ребёнка «Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего». Процедура контроля включает в себя выяснение размера заработка родителей, осмотр помещений и даже содержимого холодильника. Более того, согласно методичке, которая была опубликована на сайте отдела образования одного из райисполкомов, неблагополучными считаются многодетные и верующие семьи. К чему может привести инициатива — разбирался RT.
РИА Новости
© Егор Еремов
Учитель проверит домашний холодильник
Сразу после 1 сентября родители белорусских школьников стали рассказывать, что на собраниях им сообщили: педагоги отныне обязаны проверять, в каких условиях живут их учащиеся.
Более того, классные руководители и учителя начальных классов должны будут не просто ходить по квартирам своих учеников, но и оформлять при таком посещении «Акт обследования жилищно-коммунальных условий несовершеннолетнего» на каждого ученика класса. Учителям отныне предписано выяснять, в какой квартире — приватизированной или нет — живут дети, какая и в какой комнате стоит мебель, сколько зарабатывают родители ребёнка, есть ли продукты в домашнем холодильнике.
Собственно, подобные документы, как и практика обхода квартир, существовали и прежде, но они касались только детей из неблагополучных семей. Теперь же чиновники решили, что стоит проверять все семьи подряд.
globallookpress.com
© CHROMORANGE / Bilderbox
Понятно, что такой подход вызвал у родителей бурю возмущения. И хотя учителя часто предлагают мамам и папам самим заполнить бланки актов проверки (без реального посещения квартир), многие принципиально отказываются это делать.
Впрочем, представители местных управлений образования при исполкомах говорят, что надо «различать обследование жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего из неблагополучной семьи и посещение классным руководителем семьи учащегося с целью знакомства». Тем более что обе процедуры предусмотрены Декретом президента №18 от 2006 года, который предписывает выявлять неблагополучные семьи как можно раньше.
В свою очередь, юристы указывают, что посещение квартиры учащегося может проводиться только на добровольной основе, с согласия родителей или других взрослых, с которыми он проживает, а принудительное, да ещё и с составлением акта, нарушает тайну личной жизни. Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, изъятии ребёнка из семьи.
Как работает система
В сентябре проходит «учёт» детей, проживающих в микрорайоне (то есть в жилых домах, расположенных на территории, закреплённой за той или иной школой). Аналогично в сельской местности за школами закрепляются деревни. Перед этим информация о детях, проживающих на территориях микрорайонов, поступает в городские (от коммунальных организаций) и сельские (от исполкомов) школы.
Затем школьные учителя обязаны в течение сентября установить данные детей, проживающих в микрорайоне, но обучающихся в другом образовательном учреждении (в том числе за границей), сверить факт обучения ребёнка по представленным родителями документам, выявить и посетить семьи, в которых дети школьного возраста по каким-то причинам не приступили к обучению.
Конечно, неожиданные визиты исключены — люди могут просто не пустить педагога в дом, а то и пожаловаться на него. Поэтому на родительском собрании классный руководитель обязательно сообщает о предстоящих посещениях и даже объявляет примерный график. Однако это всё равно не вызывает особого восторга ни у детей, ни у их родителей.
Критики системы указывают, что педагоги должны обучать, а социальными вопросами, проблемами семьи, должны заниматься службы социальной защиты.
Но в Белоруссии реализована модель, при которой функция первичного выявления неблагополучных семей возложена на педагогов — именно они лучше всех знают детей того или иного района. А службы соцзащиты и правоохранительные органы подключаются к делу, как только из школы поступает тревожный сигнал относительно какого-то конкретного ребёнка.
Поэтому учителя, которых (в дополнение к учебной нагрузке) направляют на поквартирный обход учеников, обязаны фиксировать каждый случай, когда семья уклоняется от контакта. Понятно, что такие семьи автоматически вызывают повышенный интерес у служб соцзащиты, работающих в связке с милицией.
Сегодня белорусской семье, воспитывающей ребёнка, очень легко получить статус СОП («социально опасное положение»), который подразумевает, что дома нарушаются права детей на безопасность и защиту.
Например, ребёнка могут признать находящимся в СОП только на том основании, что его родитель когда-то прежде был лишён прав в отношении других своих детей. А ведь такое нередко случается после разводов, когда бывшие супруги через суд лишают друг друга родительских прав.
Другой реальный случай — мать-одиночка, воспитывающая двух дочерей, которой подолгу задерживают зарплату на градообразующем (и при этом государственном) предприятии, где она трудится. Женщина работает, но не может оплатить школьное питание — и детей у неё забирают в приют на том основании, что она не в состоянии их содержать.
Государство не может заплатить женщине зарплату и из-за этого забирает на государственное же обеспечение её детей.
Ещё один распространённый вариант: семья ссорится с соседями, кто-то вызывает милицию. Сотрудники правопорядка, увидев, что в квартире есть дети, почти автоматически ставят их на учёт как находящихся в СОП.
Также по теме
«У опеки слишком много полномочий»: в России предлагают ввести уголовную ответственность за изъятие ребёнка из семьи
Общественники предлагают привлекать по статье УК сотрудников органов соцопеки за незаконное изъятие ребёнка у родителей. Один из...
«Такая система работает давно, и в социально опасное положение попасть достаточно легко, потому что белорусская власть в своих рассуждениях ориентируется на некий идеал семьи, который выглядит примерно так: папа — олигарх, мама — домовитая красавица, которая сидит дома с двумя-тремя детьми и параллельно ещё, может, ведёт какой-то бизнес, — прокомментировала ситуацию RT Ольга Карач, глава гражданской кампании «Наш Дом», в рамках которой действует программа по защите семей с детьми «НеДетское дело». — Сейчас семье можно попасть в СОП, если родитель просто потерял работу — то есть перешёл в категорию социальных иждивенцев, или тунеядцев. Можно попасть в СОП, если ты несколько раз попросил у исполкома материальную помощь или если вступил в любой (мелкий) конфликт с местным органами власти. На самом деле список причин попадания семьи с детьми в СОП неконкретный, что открывает широкое поле для фантазии чиновников».
Reuters
© Vasily Fedosenko
Многодетные и верующие — неблагополучные
Вскоре после начала учебного года белорусские журналисты обнаружили на сайте отдела образования Копыльского райисполкома (входит в систему Минобразования Белоруссии) методическое пособие под названием «Работа с детьми, нуждающимися в социально-психологической поддержке».
Согласно пособию, многодетные семьи и семьи верующих «характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные».
Также к неблагополучным в методичке отнесены неполные, малообеспеченные, замещающие, в том числе приёмные, семьи, а также семьи переселенцев, беженцев, эмигрантов, студентов, семьи, где дети-инвалиды, семьи, где один или оба родителя инвалиды.
«Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то такая семья перемещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин — переходит в категорию семей, находящихся в социально опасном положении», — говорится в пособии.
После публикаций в СМИ, посвящённых этой теме, разразился скандал. Документ быстро убрали с сайта отдела образования, однако он сохранился в кэше поисковых систем. Замначальника отдела образования Копыльского райисполкома Александр Дубина оправдывался: «Это пособие для социальных педагогов разработали специалисты, которые работали в 2013 году. На сайт оно попало по ошибке, мы его уже убрали. На сегодня наш отдел образования не считает проблемными ни многодетные семьи, ни семьи верующих. Почему их уволили? По-видимому, были некомпетентными специалистами. А новый сотрудник не успела ознакомиться с тем, что опубликовали на сайте до неё», — заявил он в интервью газете «Наша Ніва».
А в Министерстве образования заявили, что подобных документов не разрабатывали и не видели. Правда, журналисты онлайн-издания Krynica.info обнаружили в электронной библиотеке Белорусского государственного педагогического университета датированный 2016 годом документ, подготовленный на кафедре социальной работы, — «Категории детей и семей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке». И он практически идентичен методическому пособию с сайта Копыльского райотдела образования, в том числе в отношении многодетных семей и семей верующих.
Одним из возмущённых и оскорблённых оказался известный белорусский журналист Анатолий Ширвель — отец шестерых детей и прихожанин одной из протестантских церквей. «Меня эта новость очень задела, потому что я увидел, что как минимум по двум параметрам моя семья по умолчанию считается неблагополучной. Мы многодетные, мы с женой верующие, и значит, мы являемся семьёй, которая не может быть отнесена к нормальным, — пояснил Ширвель в беседе с корреспондентом RT. — Что тогда считается нормальной семьёй, мне представить сложно. Потому что к категории верующих себя относят порядка 80% граждан Беларуси».
Reuters
© Vasily Fedosenko
Вполне логично, что опубликованные документы Минобразования вызвали резкую реакцию церкви. Представитель Ватикана — католический митрополит, архиепископ Тадеуш Кондрусевич воспринял текст методички «с большим потрясением и непониманием». В интервью изданию белорусских католиков Catholic.by Кондрусевич заявил: «При том что большинство жителей Беларуси являются верующими, авторы документа утверждают, что потенциально большинство семей нашей страны являются опасными».
По мнению митрополита, так белорусскому обществу навязывается нерелигиозный образ жизни, что прямо противоречит закону «О свободе совести». Также представитель католической церкви отметил, что его удивило негативное восприятие многодетных семей — оно прямо противоречит усилиям властей по увеличению рождаемости в Белоруссии.
В свою очередь, синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской православной церкви обратился за официальными разъяснениями в Министерство образования. Представители православной церкви официально встретились с замминистра образования Раисой Сидоренко, которая заявила им, что методическое пособие Министерство образования не разрабатывало и не утверждало, оно не является нормативным документом и не отражает позицию министерства.
Министерство образования официально заверило церковников, что подобные методические пособия не будут внедряться в Белоруссии.
Впрочем, вряд ли этот скандал утихнет быстро. Юристы уже готовят официальные обращения в Министерство образования.