СК России предъявил обвинение по уголовной статье «Халатность» судмедэксперту Михаилу Клеймёнову, который сделал экспертную запись о наличии алкоголя в крови погибшего в ДТП шестилетнего мальчика. Следователи установили, что Клеймёнов допустил грубые ошибки при проведении экспертизы, которые впоследствии могли помешать правосудию и способствовать уходу от наказания виновницы ДТП. Эксперту грозит крупный денежный штраф или три месяца ареста.
Следственный комитет России предъявил обвинение врачу ГБУЗ Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Михаилу Клеймёнову в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»).
Клеймёнов проводил судебно-медицинскую экспертизу тела шестилетнего Алёши Шимко, погибшего в результате наезда автомобиля в подмосковной Балашихе в апреле 2017 года. Эксперт указал, что в крови мальчика содержится 2,7 промилле алкоголя, и выдал заключение, согласно которому мальчик в момент ДТП находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.
«Была назначена комплексная судебная экспертиза, проведение которой поручено комиссии 18 опытных экспертов из ведущих научных, образовательных и экспертных учреждений Министерства здравоохранения и Министерства обороны РФ. Результаты этой экспертизы позволили следствию прийти к выводу, что Клеймёнов нарушил положения действующих нормативных актов в сфере производства судебно-медицинских экспертиз, и его вывод о состоянии ребёнка в момент дорожно-транспортного происшествия является необоснованным», — говорится в сообщении СК.
По версии следствия, Клеймёнов неправильно сделал забор образцов крови, что привело к их «загрязнению спиртообразующей микрофлорой и процессу спиртового брожения». Именно по этой причине при химическом исследовании в крови было выявлено 2,7 промилле этанола, хотя ребёнок в момент наезда автомобиля был трезв.
«В такой ситуации с учётом своего опыта Клеймёнов должен был понимать, что подобная концентрация алкоголя в крови ребёнка соответствует состоянию поверхностной комы, и для подтверждения или исключения факта прижизненного употребления алкоголя необходимо проведение биохимического исследования. Но этого сделано не было. Клеймёнов предпочёл занять активную позицию, давая комментарии в СМИ и пытаясь убедить всех в своей правоте, совершенно забыв о нарушении прав потерпевших. И сейчас у следствия имеются иные факты», — отмечают в СК.
Максимальное наказание по инкриминируемой Клеймёнову статье — штраф в размере до 120 тыс. рублей, а максимально суровая санкция — три месяца ареста.
Ошибки эксперта
Напомним, что 23 апреля 2017 года в микрорайоне Павлино подмосковной Балашихи произошло ДТП, в результате которого погиб шестилетний Алёша Шимко. Сын офицера Росгвардии гулял рядом с домом вместе с дедушкой и был сбит водителем Hyundai Solaris. За рулём находилась 31-летняя Ольга Алисова, работающая консультантом в салоне сотовой связи. По словам очевидцев, женщина ехала по дворовой территории со скоростью 50 км/ч, разговаривая по телефону.
Резонансной эта история стала только спустя два месяца, когда родственники мальчика опубликовали медицинское заключение Клеймёнова, где говорилось о наличии в крови ребёнка 2,7 промилле алкоголя.
После того, как разгорелся скандал, обвиняемая в ДТП Ольга Алисова была взята под стражу. А через месяц дело о гибели мальчика было передано в Железнодорожный суд Московской области. Одновременно с этим СК возбудил уголовное дело в отношении судмедэкспертов по статье «Халатность».
Отметим, что семья Шимко ранее обращалась к независимым экспертам, которые установили, что Клеймёнов в ходе экспертизы допустил более 40 грубейших нарушений.
Так, врач неверно установил причину смерти мальчика, а вывод о наличии алкоголя в крови сделал без проведения дополнительных экспертиз, необходимых в таких случаях.
Ранее RT сообщал, что ещё до скандала с пробами крови Алёши Шимко экспертизы Клеймёнова вызывали вопросы. Например, житель Железнодорожного Роман Ломов на своей странице в соцсети «ВКонтакте» рассказал, как в 2013 году под машину попала его девятилетняя дочь. В результате аварии она сломала передние зубы и получила закрытую черепно-мозговую травму. Об этом свидетельствовали результаты первичных медосмотров. Однако Клейменов нашёл эти травмы незначительными и в заключении написал, что здоровью ребёнка не было причинено никакого вреда.
Кроме того судмедэксперт оказался причастным ещё к одному неоднозначному делу. Майор ФСБ в отставке Андрей Муштруев заявляет, что его сына избивали в отделении полиции и от полученных травм он скончался. А результаты экспертизы, проведённой Клеймёновым, свидетельствуют, что молодой человек умер от травмы затылка, которую получил, упав с высоты собственного роста.
При этом Клеймёнова, как отмечают в СК, действительно нельзя назвать неопытным врачом. 53-летний специалист с 1999 года возглавлял отделение судебно-медицинской экспертизы в Железнодорожном.
В его подчинении, по данным официального сайта отделения, находилось ещё пять человек: врач-судмедэксперт, две медсестры и два санитара.
Впрочем, в последнее время Клеймёнов всё больше стремился к занятиям творчеством: в свободное от работы время сочинял стихи и песни, а также участвовал в самодеятельности, например выступал на сцене местного ДК.
10 млн за наезд
Между тем основное дело по факту гибели ребёнка в ДТП рассматривается в суде. Водитель Ольга Алисова частично признала свою вину.
«Я признаю, что в сложившейся ситуации мой автомобиль повлёк смерть человека, но считаю, что это был несчастный случай», — заявила она в суде. При этом Алисова категорически отказалась признавать изложенный в заключении государственного обвинения факт, что она пользовалась телефоном в момент аварии.
Семья шестилетнего Алёши Шимко заявила к обвиняемой Ольге Алисовой гражданский иск с требованием возмещения 61 560 рублей расходов на похороны и 10 млн рублей моральной компенсации. Приговор Алисовой пока не оглашён.