36 лет у руля одного из лучших оркестров СССР,>
Константин Агапаронович Орбелян (Կոնստանտին Օրբելյան) родился 29 июля 1928 года в городе Армавире (по другим сведениям в Баку). У мальчика еще в раннем возрасте открылись музыкальные способности. Родители отдали его в музыкальную школу для особо одаренных детей. Но наступил 1936 год: арестован, а позже расстрелян отец, Агапарон Султанович Орбелян. Через два года, в 1938 году, арестована и приговорена к 5 годам сталинских лагерей мать, София Михайловна Атарбекова. Ее реабилитировали лишь в 1953 году. Константин и его брат Гарри остались одни. Константина, как сына врага народа, исключили из музыкальной школы. Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний Константин подрабатывал, аккомпанируя гимнастам. В 1940-м Гарри призвали армию.
В 14 лет Константина взяли пианистом и аккордеонистом в джаз 8-го авиационного корпуса, и он стал воспитанником военного оркестра. Однажды джаз приехал на гастроли в Ереван. На талантливого музыканта обратил внимание и решил пригласить к себе в коллектив основатель и руководитель государственного джаз-оркестра Армении Артемий Айвазян. Будучи достаточно дерзким по характеру, на первой же встрече Константин высказал несколько критических замечаний по поводу последнего выступления оркестра. Айвазян, выслушав юношу, по-своему принял вызов и без всяких предварительных репетиций и подготовок «вытолкнул» Орбеляна на эстраду в очередном концерте. Однако Константин не только не растерялся, но и доказал, что может играть и импровизировать в достаточно сложных условиях. После этого его пригласили в коллектив оркестр. В те годы джаз-оркестр Армении считался одним из лучших советских ансамблей, отличительной чертой которого были профессионализм и ориентация на армянскую национальную музыку.
С 1945 года Орбелян начинает пробовать себя не только как пианист, но и как композитор. Для оркестра делал обработки народных песен и сочинялсвои. Как к одному из лучших джазовых исполнителей, к Константину приходит известность и слава не только в Армении, но и за ее пределами. В 1948 году во время гастролей с оркестром в Москве его поддержали звезды музыкального мира того времени – А.Цфасман и В.Людвиковский. В том же году получает приглашение в знаменитый джаз Утесова, но отказывается в пользу предложения Айвазяна занять должность дирижера в армянском коллективе.
20-летний Константин познакомился с Арамом Ильичом Хачатуряном, который заинтересовался талантливым юношей, поддержал и долгие годы всегда следил за его успехами. Тогда же его друзьями стали молодые армянские композиторы Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян. Все эти обстоятельства подвели Орбеляна к принятию достаточно смелого решения: молодой человек, находящийся на гребне известности, решает оставить все это ради дальнейшей учебы.
В 1952 году Константин Орбелян ушел из оркестра и поступил на 1-й курс Ереванского музыкального училища в класс композитора Э.Мирзояна. Совмещая работу с учебой, устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и балета. В 1954 году с отличием окончил училище и поступил в Консерваторию.
В том же году музыкант организовал на радио инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза. В 1955 году Орбелян попробовал себя в новом жанре. Вместе с А. Арутюняном они сочинили музыку к кинофильму «Сердце поет». Песни фильма сразу стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получили лестную оценку А.Хачатуряна.
В то время оркестр, руководимый Айвазяном, переживал кризис. Коллектив нуждался в притоке свежих идей и энергичном руководителе, способном реанимировать оркестр. Возглавить коллектив предложили Константину Орбеляну. После долгих колебаний он согласился, и в 1956 году был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Четыре месяца ушло на подготовку новой программы. Специально для оркестра Константин сочинил пьесы «Дилижан» и «Концертный джаз-марш», с первого исполнения полюбившиеся слушателям и ставшие «фирменным» знаком коллектива, всегда исполняемыми в конце и начале выступления.
1956 год стал для Константина знаменательным, он стал членом Союза композиторов СССР и первым реализовал принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса. В том же году во время гастролей произошло знакомство Орбеляна с Мишелем Леграном.
В конце 1960 года Орбелян решил ненадолго оставить оркестр, загруженность делами которого не давала возможности закончить учебу. После окончания консерватории, через год, он вернулся в оркестр. Армянский джаз начал выходить на международную арену. В 1966 году состоялся первый выезд за рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году коллектив оркестра был горячо принят в Польше. В то время Орбелян сочиняет джазовую инструментальную музыку «новой волны».
С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в СССР и за рубежом. Коллектив выступал на лучших концертных площадках мира. В 1975 году оркестр первым среди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки: Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе. Заключительный концерт прозвучал в «Линкольн-центре» в Нью-Йорке. Известный джазовый критик Джон Вассерман, назвав выступление армянских музыкантов «джазом с восточным колоритом», отметил, что «выступление в культурном отношении было таким же важным, как, например, выступления Большого Театра или Ленинградского Кировского балета, если даже не более значительным».
В 1976 году джаз Армении получил приглашение на гастроли во Францию и в страны Востока, посетив Индию, Египет, Ирак, Кувейт, Сирию, Ливан, а также Кению и Эфиопию. Оркестр много гастролировал и в странах бывшего соцлагеря. Не раз принимал участие в международных фестивалях. 11 лет подряд Константин Орбелян был членом жюри болгарского конкурса песни «Золотой Орфей». Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом фестивале в Белграде в 1977 году. Выступления оркестра Орбеляна стали своего рода сенсацией. В итоге орбеляновцы увезли в Ереван Гран-при и трижды становились лауреатами международных джазовых фестивалей: в Польше, ГДР и ФРГ.
За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Орбелян не только сохранил оркестр-долгожитель, но и сумел создать команду единомышленников, превратив орекерст в современный джазовый коллектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз. Всё это благодаря реформациям коллектива, модификациям инструментального состава, постоянным обновлениям репертуара и изменению манеры исполнения, а также за счет жесткого отбора исполнителей, чувствующих природу джазовых импровизаций. Недаром за оркестром закрепилось название «банк талантов».
Помимо концертной деятельности Орбелян плодотворно работал и как композитор. Многие его произведения по праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой инструментальной музыки. Среди разнообразия испробованных композитором музыкальных направлений определенную часть занимает и его песенное творчество: «Сто часов счастья», «Спасибо жизни», «Шум берез», «Аревик» и «Галисес».
В 1979 году за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Константину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР. За свое творчество он был награжден многочисленными советскими и зарубежными наградами.
С оркестром в разное время сотрудничали такие звезды советской и российской эстрады как Алла Пугачева, Лариса Долина, Жан Татлян и многие другие.
В 90-х годах в Армении наступили тяжелые времена, стало не до музыки, Орбелян распустил свой оркестр и уехал в Лос-Анджелес, где продолжал писать музыку, выпустил 8 компакт-дисков, включающих в себя произведения для симфонического оркестра, популярную и джазовую музыку.
Несмотря на свой отъезд, Константин Агапаронович никогда не порывал со своей родиной и часто приезжал в Ереван. Здесь очень торжественно отмечался его 75-летие, а 80-летний юбилей ознаменовался большим концертом его обновленного оркестра.
24 апреля 2014 года Константин Орбелян в возрасте 85-ти лет скончался в Лос-Анджлесе. Прах его был перевезен в Ереван и захоронен в городском Пантеоне.