В преддверии Нового года в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова состоялся в последний раз в 2016 году спектакль "Ануш" Тиграняна. Основные партии в спектакле исполнили известные артисты: наш соотечественник, живущий ныне в США, замечательный певец Егише Манучарян, блестящий баритон Геворг Акопян и заслуженная артистка РА Нуне Бадалян. Дирижировал спектаклем Атанес Аракелян. Спектакль был посвящен юбилею известного певца и оперного режиссера Тиграна Левоняна. 14 декабря ему исполнилось бы 80, а 12 лет его уже нет с нами.,>
ПАМЯТЬ ОБ ЭТОМ УНИКАЛЬНОМ АРТИСТЕ И РЕЖИССЕРЕ УДИВИТЕЛЬНО СТОЙКА,>. Свою миссию (служение святая святых - театру) Тигран Левонян в течение всей своей творческой жизни нес осознанно и радостно. Он тонко чувствовал ту грань, за которой рождается и утверждается совершенство стиля, расцветает искусство. С большим успехом на сцене нашего театра он исполнял главные партии для тенора в операх зарубежной и национальной классики и современных авторов. Позже Тигран Левонян совмещал певческую деятельность с режиссерской. Постановки Левоняна - "Ануш", "Отелло", "Паяцы", "Аршак II", "Давид-Бек", "Полиуто" - свидетельствовали не только о неординарном таланте оперного режиссера, но и о зрелости художественного мышления, уверенном владении сценическим пространством.
Певцу и режиссеру-постановщику аплодировали во многих странах Европы - во Франции, Германии, Польше, Венгрии, России, Прибалтике и в США. Свои профессиональные данные Тигран Левонян использовал и в армянском кинематографе. Ему было присуще стойкое чувство собственного достоинства, он был независимым ни от кого и ни от чего. Ему хотелось, чтобы его искусство оставило след в памяти людей, он понимал, что для этого надо заставить свою душу трудиться, только тогда память будет долгой.
Авторитет Тиграна Левоняна был непререкаем. Он был избран членом Европейской ассоциации музыкальных театров. В самые тяжелые годы для искусства, в начале 90-х годов, он возглавил театр и стремился сделать максимум возможного, чтобы в этом очаге культуры не угас священный огонь, добытый многими поколениями оперных деятелей. Сердечностью, душевной теплотой в равной мере отмечены все сферы деятельности этого художника. Занятый многообразными делами, Тигран всегда находил время для беседы с людьми, вникая в их нужды и интересы, умел добрым словом поддержать артистов, вселить в них уверенность в своих силах, высокую любовь к искусству. Огромная эрудиция, яркая речь, чувство юмора, оптимизм заставляли прислушиваться к его словам, рождали глубокое уважение к большому артисту, чуткому наставнику и воспитателю. После ухода Левоняна новые постановки утратили "нерв", а его спектакли, которые могли еще долго украшать афишу театра, были безжалостно выкинуты.
СЕГОДНЯ МНОГИЕ ПОКЛОННИКИ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА ПОМНЯТ ДРАМУ ТИГРАНА ЛЕВОНЯНА,,> которую он пережил в последние годы своей жизни. Она началась с момента, когда был подписан приказ о его смещении с поста художественного руководителя театра. Для Левоняна это означало увольнение из театра, которому он был предан фанатично и без которого не мыслил своей жизни. Он мог уехать из Армении, как это делали многие наши соотечественники в тяжелые 90-е годы (это, к сожалению, продолжается и сегодня), умножая славу чужой страны. Но Левонян остался здесь, словно ему предстояло выстрадать великую истину, - личность способна утвердить и защитить свою суверенность, лишь следуя примеру Антея: припадая к родной земле и духовной основе своего народа.
Многие надеялись, что он вернется и продолжит дело своей жизни, сделает все, чтобы театральность не ушла из театра, чтобы сохранился в нем дух подлинного творчества. Левонян горько страдал оттого, что театр переживает кризис, что в нем уничтожается все, что было главным раньше. А ведь тогда существовала совокупность вещей, которая создавала огромную духовность в спектаклях, когда в театре царила плеяда творческих индивидуальностей. Тогда и мерила творческие были иные. А мерила, как он утверждал, выше закона, потому что законы временны, а мерила - вечны.
Кто знает, какое пламя бушевало в сердце мастера, когда он вынужден был издали наблюдать за театром, за все более очевидным упадком любимого им искусства. С какой болью и серьезностью он продолжал обсуждать оперные проблемы с артистами, которые, надо отдать им должное, никогда его не покидали: делились с ним своими тревогами, поддерживали его. Сам он продолжал их воспитывать, забывая, что теперь это не его задача. Он страдал от сознания, что за новые постановки берутся непрофессионалы с допотопными представлениями о современном оперном спектакле.
Символично то, что Тигран Левонян родился в один и тот же день со своей супругой (легендарной Гоар Гаспарян), 14 декабря. И в этот день Оперный театр, отмечая юбилей Тиграна его любимой оперой "Ануш", не мог не вспомнить и бессмертную исполнительницу партии главной героини, ее вклад в эту оперу. С годами появились новые постановки и исполнители. Однако опера не старела. Она обогащалась с каждым новым исполнением, становилась все более современной и, собственно, слилась с духовным бытием народа.
СПЕКТАКЛЬ С УЧАСТИЕМ ЕГИШЕ МАНУЧАРЯНА (САРО), НУНЕ БАДАЛЯН (АНУШ),> и лучшего баритона Армении Геворга Акопяна (Моси) прошел с большим успехом, став одним из запоминающихся событий уходящего года. Самое яркое впечатление от спектакля - партия Моси в исполнении Геворга Акопяна. Не ошибусь, если скажу, что все значительное в оперном искусстве нашего театра в последнее десятилетие связано с его именем, с его ярким и талантливым исполнением. Цельность, эмоциональная выразительность, гибкость в сочетании с безукоризненным строем и четкостью дикции, артистизм составляют лучшие черты исполнительского облика певца. Вот и на этот раз он пел с тем же неповторимым мастерством и заразительным вдохновением, что и в день премьеры свыше десяти лет назад. Только к юношескому вдохновению добавилась еще и артистическая зрелость. Вся партия была исполнена на уровне, свойственном только ему. Его игра и пение в высшей степени богаты непредсказуемыми обертонами.
Партия Ануш из-за ее психологической насыщенности и богатства нюансировки - одна из самых сложных в оперном репертуаре. Нуне Бадалян провела ее безукоризненно. Красивый голос, однородность регистров, полетность звука, легкость, удивительное скрипичное пианиссимо - все эти редко встречающиеся совместно качества отличали певицу в этот вечер. Если в трактовке Бадалян героиня увлекает своей непосредственностью и лиричностью, то Егише Манучарян подчеркивает драматичность образа Саро. От серенады "Ахчи анаствац" до последней арии "Барцр сарер", полной страстного чувства и любовной тоски, полноценно раскрывался образ молодого пастуха - пылкого и восторженного. И как удивителен, поэтичен был сам Егише, исполнявший эту партию так, словно это было его собственное раздумье, словно это он сам исповедывался в своих чувствах с собой самим и природой. В переполненном зале!
В роли Саро в этом зале Манучарян выступал не впервые. Он приезжал на гастроли несколько лет назад и покорил публику своим голосом, необыкновенной красотой его звучания. Как и тогда, Егише с большой гибкостью преодолевает любые трудности. Нет ни одного фрагмента, ни одной ноты, ни одного вздоха, которые не соответствовали бы целиком требованиям логики, законам сцены.
Сегодня Манучарян - один из самых блестящих армянских певцов нового поколения, который завоевывает оперный мир, и едва ли не самый востребованный. Исключительность карьеры молодого певца в том, что он сам продолжил свой путь, статус мировой знаменитости завоевал без чьих-либо протекций. Его выход к публике сразу дает понять, что перед нами певец, жизнь которого наполнена радостью творческого труда. На сцене артист, получивший, увы, не в своей, а в других странах естественное право свободы художника, которое рождает чувство собственного достоинства, позволяет чувствовать себя уверенно и раскрепощенно, отдавая слушателям свое вдохновение и мастерство.
Критики пишут о Манучаряне как о теноре, обладающем большим дыханием, сочным сильным голосом, полным жизни, красок и драматизма. Несколько лет жизни в США оказались достаточными для молодого певца, чтобы занять достойное место среди сегодняшних артистов.
Отрадно, конечно, что наш соотечественник вместе со звездами первой величины выступает на самых престижных сценах мира. Но вот в чем вопрос: делаем ли мы все для того, чтобы удержать этих людей в Армении, чтобы не дать оскудеть нашему искусству? Создаем ли нормальные условия роста для тех, кто еще остался в республике и может служить дальнейшему расцвету национального оперного искусства?
В завершение хочется подчеркнуть, что зал, в котором было много гостей, иностранцев, армян из Спюрка, был покорен мелодическим богатством музыки Тиграняна, красивыми голосами исполнителей. Конечно, спектакль не лишен недостатков, о чем писалось неоднократно. Но сама благостная атмосфера, возможность еще раз приобщиться к бессмертным образам великого Туманяна отметают любой критический подход и позволяют осознать суть и смысл того, что вызывает столь живой и сильный отклик души. А музыка Тиграняна и сегодня остается непревзойденным выражением подлинной народности в ее высшем понимании и значении.
Наталия ГОМЦЯН, "Голос Армении",>