Единая система идентификации домашних и сельскохозяйственных животных будет создана в России - с января 2018 года российским фермерам и владельцам домашних животных придется снабжать их чипами, татуировкой или тавром с уникальным идентификационным номером (УИН).
Как сообщают «Известия», к нему в специально создаваемой федеральной государственной информационной системе (ФГИС) будет привязана информация о жизнедеятельности животного.
Согласно поручению вице-премьера России Аркадия Дворковича (копия есть у «Известий»), до 15 февраля минсельхоз, минэкономразвития и минфин должны разработать «дорожную карту» внедрения идентификации.
В пресс-службе минсельхоза отметили, что поручение было дано на основе ведомственного приказа «Об утверждении перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету». Согласно документу, идентификации подлежат лошади, крупный рогатый скот, олени, верблюды, домашняя птица, собаки и кошки, свиньи, кролики, пушные звери, пчелы и рыбы. Исключение сделано для диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе для природных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России.
«Ветеринарные правила идентификации и учета животных сейчас находятся на согласовании, – отметили в пресс-службе минсельхоза. – Реализацию этих мер поручат регионам».
Согласно проекту приказа минсельхоза, маркировать можно будет как одно животное, так и группу. Например, в случае с пчелами – всю пасеку разом. Животному будет присвоен уникальный 15-значный буквенно-цифровой идентификатор. Первые два разряда – заглавные буквы RU, показывающие, что животные подвергнуты учету в России; третий разряд – цифрой, показывающий, что идет речь об индивидуальной идентификации, групповой или обеих сразу. Четвертый знак – заглавная буква: F – если животное выращивают для получения пищи или медицинской продукции; Р – для домашних питомцев и т.д.
Первичную регистрацию животного необходимо провести в первые три месяца после рождения животного или его ввоза в Россию. Во ФГИС будут храниться сведения об уникальном номере животного, уникальном номере средства маркирования, о типе и характеристиках средства маркирования, о предках, потомках и продуктивности животного, о его виде, породе, поле, масти, внешнем виде, дате рождения (ввоза), месте рождения, о перемещениях животного, его болезнях, пороках развития, генетических дефектах, о результатах диагностических исследований, ветеринарных обработках, примененных ветеринарных препаратах, о собственниках животного и другая информация.
Разрешено использовать любое удобное средство маркирования. Это могут быть визуальные (бирка, татуировка, тавро, кольцо, ошейник), электронные (речь идет о вживлении содержащих информацию чипов), смешанные (сочетание визуального и электронного) и иные средства маркирования.
Процесс маркировки пройдет в два этапа. С 1 января 2018 года приказ вступит в силу для некоторых животных (в том числе лошадей, ослов, мулов, крупного рогатого скота, оленей, верблюдов и свиней), а с начала 2019 года – для мелкого рогатого скота (овец и коз), собак и кошек, домашней птицы, пушных зверей и кроликов, пчел, рыб и иных водных животных. В проекте не указано, надо ли маркировать животных, родившихся раньше, чем приказ вступит в силу.
По мнению главы Российской ассоциации интернета вещей Андрея Колесникова, если животное выращивается на убой, то данные о нем должны быть доступны и покупателям мяса. Понятно, что сам чип на прилавок не попадет, но для покупателей должен быть сгенерирован QR-код – просканировав его мобильным телефоном, можно будет видеть информацию о животном. Например, время убоя, использование антибиотиков и т.д.
«Данный приказ может быть актуален для бизнеса, фермерские хозяйства не так многочисленны, – считает советник президента России по развитию интернета Герман Клименко. – Но идентификация животных добавит им работы. Поэтому имело бы смысл вначале оценить затраты на внедрение учета и передачи данных в центр обработки данных минсельхоза. Попытка же внедрить систему в предложенном виде среди населения мне представляется несвоевременной. Если в городах хоть как-то можно представить такой учет, то как он будет реализован в деревнях, представить уже совсем сложно».