После утверждения новых тарифов для городского транспорта НГС.ОМСК разобрался, почему себестоимость поездки в троллейбусах и трамваях Омска оказалась самой высокой.
В декабре РЭК Омской области утвердила новый тариф на проезд, который в среднем по городу составил 29,91 руб. Самый большой тариф среди муниципальных предприятий у «Электрического транспорта», он достигает 32,29 руб. Эта цифра — себестоимость поездки одного пассажира в любом из 149 городских троллейбусов или 29 трамваев. 22 руб. омичи оплачивают сами, а оставшиеся 10,29 руб. предприятию возмещают из бюджета.
Как рассказал директор МП «Электрический транспорт» Сергей Ткалун, у него есть расходы, которых нет ни у одного автобусного предприятия — на путевую службу. Рабочие, которые ремонтируют и обслуживают пути, их техника и оборудование обходятся дорого, и только из-за них тариф выше на несколько рублей. При этом денег на реконструкцию трамвайных путей практически нет — все железные дороги общественного транспорта изношены на 96 %, а один из участков нужно срочно менять.
Расходы предприятия за 9 месяцев 2016 года превысили полмиллиарда рублей (доходы почти такие же). Как и на остальных предприятиях, львиная доля денег уходит на зарплаты — около половины от всех расходов. На втором месте страховка — 15 %. При этом сам транспорт не застрахован: если он, например, сгорит, то уйдет на металлолом. Застрахованы только пассажиры и работники. Еще около 15 % затрат составляют выплаты за электричество. Остальная сумма распределяется на запчасти, коммунальные расходы, лизинг прошлых лет и многое другое.
Основные доходы «Электрическому транспорту», конечно, приносят пассажиры. Однако предприятие зарабатывает и другими способами. Например, оно протягивает оптико-волоконный интернет-кабель по своей контактной сети, что позволило заработать в 2016 году около 40 млн руб. Подведомственное «Энергохозяйство» принесло еще 50 млн руб. на сопровождении грузов. Когда фуре с большим грузом необходимо проехать по городу, его сопровождает машина аварийной службы «Электрического транспорта». При необходимости работники снимают троллейбусные провода, чтобы фура могла проехать.
Поскольку тариф позволяет покрыть только текущие расходы, то дополнительные деньги пускают либо на оплату долгов, которых осталось около 50 млн руб., либо на ремонт путей, троллейбусов и трамваев. Отметим, основной долг у «Электрического транспорта» — за электроэнергию. Сергей Ткалун не исключает возможности того, что предприятию отключат подачу энергии и часть транспорта просто встанет, однако пока поставщик идет на встречу. Если мэрия сможет вернуть свой долг предприятию на сумму 100 млн руб., долг полностью погасят.
При таком тарифе без лизинга и дополнительных дотаций, как признается Сергей Ткалун, о новом транспорте думать не приходится, хотя городу каждый год необходимо около 15 новых троллейбусов и 8 трамваев. Но троллейбус с завода в минимальной комплектации сейчас стоит около 12 млн руб., а трамвай — более 20 млн руб. Покупка нового корпуса белорусского трамвая тоже сильно ударила по бюджету предприятия — он обошелся в 9 млн руб. Единственный способ обновлять транспорт — капитальный ремонт, который обходится в 3 млн руб. за машину.