Налоговый контроль усилился, но и сейчас есть «гибкие» варианты хранения активов вне России. О способах работы с иностранными активами для сохранения собственником личных средств — в материале .
Вышедший в декабре 2016 г. на материал о рисках владения незарегистрированными активами за рубежом вызвал большой интерес аудитории. Мы решили продолжить тему.
Евгений Афанасьев, эксперт по вопросам соблюдения валютного и налогового законодательства частными инвесторами, представил для обзор наиболее популярных платформ для владения иностранными активами с точки зрения задач, которые они решают, и соблюдения валютного и налогового законодательства.
Подчеркнем, что речь пойдет не о конкретных видах инвестиций (ценные бумаги, недвижимость, депозиты и т.п.). Ведь их выбор напрямую зависит от финансовых возможностей инвестора, его жизненных целей, отношения к риску и других факторов. Статья описывает «гибкие» способы владения иностранными активами для сохранения собственником своего личного имущества.
Создание контролируемой иностранной компании (КИК) в низконалоговой юрисдикции
Создание иностранной компании для работы с ценными бумагами позволит избежать налогообложения курсовых разниц и облегчит инвестору порядок расчета налоговой базы. Кроме того, инвестирование через иностранную компанию позволяет приобретать и продавать ценные бумаги без нарушения валютного законодательства, поскольку операции не проходят по счету физического лица.
В течение трех месяцев после учреждения или приобретения доли КИК акционер обязан уведомить ФНС об участии в иностранной компании. Также владелец компании обязан ежегодно отчитываться о финансовом результате КИК перед нашей ФНС. Уведомление подается ежегодно не позднее 20 марта. При создании КИК в 2016 году, например, первое уведомление о ней должно быть подано не позднее 20 марта 2018 года.
Финансирование КИК возможно путем внесения средств в ее уставный капитал или покупки ее акций. Это не повлечет налоговых последствий для КИК или акционера и позволит создать у акционера расходную базу, которая впоследствии будет уменьшать доходы от продажи акций КИК или доходы, полученные в результате ее ликвидации. В капитал КИК возможно внести в том числе уже имеющиеся ценные бумаги, при этом у инвестора не возникнет налогооблагаемого события — согласно Налоговому Кодексу РФ взнос в капитал не признается реализацией.
Нераспределенная прибыль КИК за 2016 год будет отражена в декларации за 2017 год, подаваемой в 2018 году. Иными словами, в первый год КИК формирует прибыль, а в следующий год, если она не распределена, она включается в базу контролирующего лица.
Отмечу, что для учета прибыли КИК в налоговой базе акционера установлен порог в 10 млн руб., начиная с 2017 года. В случае, если прибыль КИК не превышает данный порог, в базу инвестора она не включается и будет подлежать налогообложению только при распределении в виде дивидендов.
Налогообложение прибыли КИК зависит от юрисдикции ее регистрации. Сумма налога на прибыль КИК за прошедший период уменьшается на сумму налога, рассчитанного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством данной юрисдикции. Если КИК образована в безналоговой юрисдикции, налога в стране резидентства для нее, очевидно, не возникнет.
Вывод средств из КИК на «текущие расходы» возможен путем распределения дивидендов, облагаемых по ставке 13%. Федеральный закон 173-ФЗ разрешает с 2016 года зачислять на иностранные счета в банках, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ, дивиденды по ценным бумагам. При ликвидации КИК до конца 2017 года и при выполнении определенных условий возможно получение акционером любого имущества, принадлежащих КИК, за исключением денежных средств, без налоговых последствий.
Иностранная компания признается российским налоговым резидентом, если:
А) Она признается налоговым резидентом России в соответствии с СОИДН (Соглашение об избежании двойного налогообложения), или
Б) Местом управления иностранной компании является Россия (если иное не предусмотрено СОИДН).
КИК может быть признана компанией, управление которой осуществляется за пределами России, если ее коммерческая деятельность осуществляется с участием собственного персонала и активов в стране, с которой у России заключено СОИДН, и (или) в стране нахождения ее обособленных подразделений, с которой также есть СОИДН. В качестве подтверждения выполнения данных условий КИК должна предоставить необходимые документы.
Если КИК будет признана российским налоговым резидентом, налог на прибыль такой компании составит 20%. Помимо этого, доходы и расходы иностранной компании будут учитываться исходя из курса рубля на момент их получения / несения. В этом случае иностранная компания также будет обязана облагать налогом доход, возникающий в связи с изменением курса валют.
Передача средств иностранному фонду
Иностранные фонды могут быть образованы как в форме юридических лиц, так и в форме имущественных комплексов без образования юрлица.
В случае, если фонд организован в форме юрлица, его участник (российский налоговый резидент) автоматически признается контролирующим лицом в следующих случаях:
А) Доля его участия в фонде составляет более 25%;
Б) Доля его участия в фонде составляет более 10% (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации составляет более 50% (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).
Помимо этого лицо может быть признано контролирующим на основании осуществления контроля в собственных интересах или в интересах супруги или несовершеннолетних детей. Доля участия в фонде в данном случае не имеет значения, контролирующее лицо может вообще не участвовать в фонде.
Если у инвестора будет право давать управляющему фондом обязательные указания о распределении себе прибыли фонда, он может быть признан контролирующим лицом фонда. При этом закон не содержит каких-либо пояснений в отношении того, признается ли контролем ситуация, когда инвестор вправе давать управляющему фонда распоряжение о выводе полученной прибыли только в части, относящейся к собственному вкладу и незначительной по отношении ко всему фонду. Правоприменительная практика по данному вопросу отсутствует. С практической точки зрения маловероятным выглядит признание одного из многих участников фонда контролирующим лицом.
Для отделения рисков одного портфеля от другого внутри фонда существуют различные варианты обособления имущества. Это могут быть фонды с сегрегированными портфелями или фонд может участвовать в субфондах.
По умолчанию контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры, что неактуально в случае вклада в действующий фонд.
Управляющая компания фонда и сам фонд являются финансовыми институтами, которые обязаны передавать информацию о своих клиентах-нерезидентах в налоговых орган своей юрисдикции.
Сам инвестор не обязан уведомлять ФНС России об участии в фонде, если доля его участия в фонде, организованном в форме юрлица, не превышает 10% и если он не будет признан контролирующим лицом фонда.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, передача имущества в фонд, если она носит инвестиционный характер, не признается реализацией активов. Соответственно, при этом у инвестора не возникнет налогооблагаемого события.
При продаже пая инвестор вправе будет учесть расходы на приобретение внесенного имущества — то есть затраты, понесенные на приобретение, например, ценных бумаг, внесенных в фонд. Затраты будут определяться исходя из курса рубля на момент приобретения, а не внесения ценных бумаг в фонд:
А) Выплаты, получаемые из фонда, будут облагаться налогом по ставке 13%.
Б) Выплаты из фонда разрешено зачислять на иностранный банковский счет, открытый в стране ОЭСР или ФАТФ, только в случае, если доля инвестора в фонде подтверждается ценной бумагой (паем, акцией и т.п.).
Передача средств в оплату страхового полиса
Некоторые иностранные страховые компании, зарегистрированные в мировых финансовых центрах, предлагают возможность внести в полис страхования жизни как денежные средства, так и ценные бумаги, которые уже имеются у инвестора. Фактически, они предоставляют возможность использовать страховую оболочку в качестве инвестиционной платформы для создания и управления портфелем ценных бумаг.
Внося средства в страховой полис, инвестор не получает долю участия в страховой компании или фонде, которым она управляет. Соответственно, он не может быть признан контролирующим лицом. Он может быть признан контролирующим лицом на основании контроля, что с практической точки зрения также маловероятно, как и в случае с фондом.
Согласно Common Reporting Standard (CRS), страховые компании также являются финансовыми институтами, которые обязаны собирать информацию о клиентах и передавать ее своему налоговому органу. Сам инвестор не обязан уведомлять ФНС РФ о заключении страхового контракта. Также отсутствует необходимость ежегодно отчитываться перед ФНС о выпущенном полисе.
Согласно НК РФ по договорам добровольного страхования жизни выплаты, связанные с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, не облагаются налогом в пределах суммы уплаченных взносов, проиндексированных на действовавшие на протяжении срока договора ставки рефинансирования, если страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и (или) его близкими родственниками.
В случаях досрочного расторжения таких договоров или частичного вывода денежных средств из полиса, суммы возврата освобождаются от налога в пределах уплаченных страховых взносов.
Управление портфелем ценных бумаг внутри страхового полиса исключает риск нарушения валютного законодательства, поскольку все операции проходят по счету страховой компании, а не по личному зарубежному счету держателя полиса. Права держателя полиса на свои активы удостоверяются страховым контрактом и защищены местным законодательством независимо от страны резидентства инвестора. Фактически, на время действия страхового полиса происходит передача активов страховой компании, поэтому данная платформа защищает активы инвестора от необоснованных претензий третьих лиц.
Держатель полиса имеет право назначить любых выгодоприобретателей на случай своей смерти, которые получат активы в указанных долях без ожидания вступления в наследство.
Жесткое регулирование финансовой сферы в юрисдикциях с английским правом, строгое страховое законодательство и создание резервных фондов защищает держателей полисов от банкротства страховых компаний и потери своих активов.
Страховые выплаты и частичный возврат средств, уплаченных страховой компании, можно зачислять на любой иностранный банковский счет (не только в стране ОЭСР или ФАТФ).
Торговля через иностранного доверительного управляющего или брокера
Ограничения, предусмотренные Законом о валютном регулировании, распространяются только на иностранные банковские счета, при этом торговля ценными бумагами через иностранный брокерский счет не ограничивается. Однако, поскольку четкого определения банковского счета закон не содержит, во избежание риска рекомендуется использовать счета в организации, не имеющей банковской лицензии. В Письме ФНС РФ от 12 октября 2016 г. сказано о необходимости уведомлять в том числе об открытии брокерских счетов в иностранных банках.
Перевод средств с иностранного брокерского счета на иностранный банковский не разрешается.
Федеральный закон 173-ФЗ разрешает с 2016 года зачислять на иностранные счета в банках, расположенных в странах ОЭСР или ФАТФ, доходы от доверительного управления. Буквальное толкование нормы позволяет ограничить возможность зачисления средств на иностранный счет только доходами (прибылью). При этом возврат средств, переданных в управление, с такой точки зрения, на иностранный счет зачислять не разрешено. В случае необходимости средства могут быть переведены на счет инвестора в российском банке.
Иностранные управляющие и брокеры в странах-участницах многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовои информациеи обязаны сообщать информацию о счетах инвесторов в собственный налоговый орган, который может обмениваться ими с ФНС РФ.
Налоговая база по операциям с ценными бумагами рассчитывается как сумма доходов от реализации ценных бумаг, процентного дохода за вычетом документально подтвержденных и осуществленных расходов на приобретение, реализацию, хранение и погашение ценных бумаг, на совершение операций с финансовыми инструментами срочных сделок. К расходам относится и вознаграждение доверительного управляющего.
Доходы и расходы, номинированные в иностранной валюте, переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ на дату их получения/несения.
Согласно Налоговому Кодексу РФ, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме.
Налоговая база по операциям с ценными бумагами, находящимся в управлении российских ДУ, являющихся налоговыми агентами РФ, определяется по окончании каждого налогового периода — календарного года.
Резюмируя:
В завершение нужно отметить, что в данной статье мы не обсуждали тему стоимости реализации указанных стратегий. Она зависит от конкретной юрисдикции, задач, которые предстоит решить инвестору и других факторов.
Но все же ключевым моментом является то, что любая из указанных стратегий позволяет сформировать портфель активов и управлять им, избегая нарушений валютного и налогового законодательства РФ, решая при этом задачи инвестора и его семьи. Универсального решения нет, поэтому в каждом случае необходимо учитывать цели и задачи инвестора, предысторию владения активами и разрабатывать собственную стратегию.