Шоумен и сценарист Александр Гудков в интервью изданию Meduza посетовал на недостаток у людей самоиронии и рассказал об узких рамках, в которых вынуждены себя держать юмористы, чтобы никого не обидеть.
Общество стало крайне агрессивно реагировать на шутки, отмечает Гудков и связывает это с недостатком самоиронии.
Положение на этом фронте таково, что три четверти обижаются сейчас даже не на шутки, а на намек. И за этот намек нужно извиняться по четыре раза.
В качестве примера привел шутку про Гарика Мартиросяна, прозвучавшую в передаче "Лига плохих шуток", сценарий для которой пишет Гудков.
Шутка была такая: "С чем схож клип на песню "Цвет настроения синий"? С простатой Гарика Мартиросяна: и там, и там 30 миллионов просмотров.
Он признался, что никак не ожидал, что Мартиросян, "гуру юмора", обидится на шутку, в которой "могла быть любая фамилия" и в которой он персонально не имелся в виду.
"Мне звонят и говорят: "Звони Гарику — он в бешенстве", — вспомнил Гудков.
Лучше не шутить про Чечню и Кадырова, потому что "сейчас все воспринимается двояко, трояко. Сегодня ты любимец, но один неверный шаг — и тебя сожгут".
По его словам, людям стало очень просто выплеснуть внутреннюю агрессию при помощи соцсетей, через которые человек может написать все что угодно другому человеку и остаться безнаказанным.
Это дало некую силу — в отрицательном ключе. Когда мы пошутили про Рем Диггу (рэп-исполнитель, который в результате несчастного случая стал инвалидом - прим.), мой телефон чуть не сгорел от количества гнева. Мне писали: "Мы тебя посадим на кол, убьем", причем писали и девочки, и мальчики. Взрослые, дети пишут: "Сожги! Умри!" Вот это пугает.
Гудков утверждает, что сейчас кажется, будто раньше все было можно, хотя ограничения были и тогда. Сегодняшние условия заставляют юмористов быть более изощренными.
"Я для себя выбрал немножко философский подход: а вот попытайся выкрутиться и в таких условиях, придумать что-то юмористическое и при этом никого не задеть. Мой любимый мем 2018 года: стоит человек, а перед ним десяток лазерных лучей, сквозь которые ему нужно пройти. И подпись: "Пытаюсь пошутить, никого не обидев". А ниже в комментариях еще одна подпись: "Сука, умри, моя жена умерла от лазерного инцидента. Это не смешно".
Такая проблема существует не только в России. В США, например, не прошли бы гомофобные шутки и шутки о харассменте. Сам Гудков утверждает, что готов слушать все — и "шутки про Иисуса, и про Холокост".