Музей был открыт в Саратове в 1885 году и стал первым общедоступным художественным
музеем за пределами Москвы и Петербурга. С 1998 года он входит в
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ.
Фото: RUSSIA.TRAVEL
Уникальность
Саратовского музея, включенного в список особо ценных объектов
культурного наследия РФ, не только в богатейшей коллекции картин,
скульптур и старинных книг. Его коллекции регулярно выставляются и в
Москве, и в Петербурге, и в Париже. Когда-то музей оказался своего рода
детонатором, взорвавшим культурную жизнь Саратовской губернии. Он не
только открыл русское и европейское искусство жителям провинции, но и
благодаря организованной здесь художественной студии дал мощный импульс
для формирования целого направления: в юности здесь проводили немало
времени художники рождавшейся на рубеже столетий «саратовской школы»:
Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена
сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую
«провинцию» одним из культурных центров России.
А ведь еще в
середине позапрошлого века говорить о музее в Саратове никому не пришло
бы в голову. Городу на Волге, живущему соляной и рыбной торговлей, было
не до культурного досуга. Люди, жаждавшие просвещения, останавливалась
здесь, чтобы накормить лошадей по дороге в Москву и Санкт-Петербург.
Быть может, Саратов и не стал бы «столицей Поволжья», как его начали
называть на рубеже XIX-XX веков, если бы в 1877 году в местную думу не
пришло письмо из Франции от известного художника-мариниста и
коллекционера Алексея Петровича Боголюбова. В нем он обещал передать
городу свою коллекцию живописи и прочих редкостей с условием, что в
Саратове будет построен музей, который станет носить имя его деда по
материнской линии Александра Николаевича Радищева, уроженца Саратовской
губернии.
Фото: RUSSIA.TRAVEL
Просьба назвать музей в честь сосланного в Сибирь
автора «Путешествия из Петербурга в Москву», чьи книги все еще
оставались под запретом, повергло губернские власти в растерянность. С
ответом медлили, ждали разрешения высших государственных органов. Ведь
Боголюбов не только настаивал, чтобы музей непременно носил имя
Радищева, но и требовал постройки для своей (действительно бесценной)
коллекции достойного здания за государственный счет. К счастью,
разрешение было получено, но строительство музея началось только в 1883
году. Неожиданно для многих активную помощь в организации музея оказал
обер-прокурор Святейшего синода Константин Петрович Победоносцев (чьего
имени сторонники Радищевского музея боялись как огня), а император
Александр III собственноручно утвердил проект здания и даже пожертвовал
музею несколько полотен из своей коллекции.
Когда 29 июня 1885 года Саратовский художественный музей
открыл свои двери для всех желающих, только за первый день его посетило
2700 человек, а за первый год 62 000 - больше половины населения
Саратова тех лет. Люди самых разных сословий собирались на центральной
площади и были вынуждены ждать в очереди, чтобы попасть в здание: оно
просто не могло вместить всех желающих. С тех пор популярность музея
только росла, и не в последнюю очередь благодаря постоянным пополнениям
его коллекции. Экспозиция дополнялась и частными коллекционерами (среди
них такие известные, как П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский,
А.Г. Рубинштейн), и государством: уже в XX веке сюда перекочевали
некоторые полотна из Петербургской академии художеств и Эрмитажа.
Традиция
завещать свои коллекции музею не прерывалась и спустя 100 лет: так,
например, в 70-е годы прошлого века сюда поступила уникальная коллекция
фарфора из собрания Ольги Гордеевой и картины Поленова, Корина,
Нестерова из собрания ленинградского врача, академика Михаила Глазунова.
Сегодня фонды Саратовского музея насчитывают более 25 000 экспонатов,
и, как и во времена Боголюбова, здесь особенно впечатляет коллекция
живописи. Без этих картин редко обходятся тематические столичные и
европейские выставки, посвященные творчеству русских художников.
Больше информации о путешествиях по России читайте на портале RussiaTravel