1 сентября Украина уже готовится праздновать окончательное вступление в силу соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Только вот с европейскими ценностями, о которых киевский режим говорит, не жалея натруженных языков, – беда. Совершенно обыденная для Украины история: среди бела дня похитить иностранного журналиста, а затем выдворить из страны.
Российская журналистка Анна Курбатова 30 августа была схвачена в украинской столице прямо на улице. Её затолкали в машину сотрудники какие-то люди с «корочками» и увезли. И только через несколько часов стало известно, что Анна находится «в процессе процедуры экстрадиции за её антиукраинскую деятельность». Об этом сообщила на своей странице в Facebook пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская. «Она манипулировала фактами и перекручивала информацию, что унижало наше государство. И так будет с каждым вашим журналистом, который будет выдавать неправдивую информацию про Украину», – прокомментировали российской стороне выдворение журналистки «Первого канала» в СБУ.
Как рассказала сама Анна, официально причиной её выдворения названа угроза «национальной безопасности Украины и её суверенитету». Однако устно представители СБУ объяснили, что выдворение связано с тем, что вооружённый конфликт в Донбассе Курбатова в сюжете, посвящённом празднованию украинской независимости, назвала «гражданской войной». Известно, что на Украине приняты другие формулировки: «война с Россией», «российская агрессия».
Анна Курбатова находилась в списке так называемого «Чистилища» украинского сайта «Миротворец», который курирует советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. Журналистку обвиняли в пропаганде против Украины, манипуляциях общественно важной информацией и «тенденциозном изложении фактов».
Процедуру выдворения Анны Курбатовой за пределы Украины в СБУ «Первому каналу» описали следующим образом: «Сейчас ее сопровождают к границе. На границе она будет свободна и может ехать, куда хочет». «Я сейчас нахожусь на границе. Я не знала, куда меня везут. Но на месте, я пришла сюда, наверное, минут 15 назад, мне сказали, что это место называется Новые Юрковичи. Это на границе Украины и Белоруссии, как мне объяснили. Чувствую я себя сейчас вполне себе неплохо. Утром у меня была высокая температура, где-то 38,5, очень долго меня продержали на границе, на холоде, мы просто стояли и ждали непонятно чего, но сейчас здесь, на КПП, мне предложили чай, кофе, здесь тепло. Сейчас все хорошо», – сообщила журналистка после того, как добралась до Беларуси. Въезд на Украину ей запрещён на три года.
Накануне своей депортации Анна Курбатова рассказала историю депортации испанских журналистов, – их Киев выдворил из страны 25 августа. Въезд на Украину Антонио Памплиеги и Мануэлю Анхелю Састре запретили до 2020 года. Испанцы включены в список граждан, представляющих угрозу национальной безопасности Украины. Их обвинили в распространении «неправдивой информации» о действиях подразделений ВСУ, в частности, о бомбардировке Первомайска в 2014 году и затоплении шахт Донбасса. Испанские СМИ уже называют случившееся атакой на свободу прессы.
Ранее, 15 августа, журналистку ВГТРК Татьяну Нерсесян украинские власти тоже выдворили с территории страны как «представляющую угрозу безопасности и территориальной целостности Украины». За несколько недель до этого с такой же формулировкой была выслана из Украины корреспондент ВГТРК Мария Князева.
Это уже похоже на вселенский заговор против безопасности Украины. Впрочем, ей угрожают не только иностранные журналисты, но и свои собственные. Правда, с ними можно поступать проще – сажать в тюрьмы или убивать, свои же…
28 августа Апелляционный суд Житомирской области отказался изменить меру пресечения журналисту Василию Муравицкому, задержанному по обвинению в государственной измене. Об этом сообщил его адвокат. С начала августа Муравицкий находится в СИЗО по обвинению СБУ в государственной измене на основании публикаций в интернет-изданиях и сотрудничестве с российскими СМИ. По мнению адвоката Муравицкого, обвинение нарушает Европейскую конвенцию о защите прав человека и статью украинской конституции, которая запрещает цензуру. Но кого это сегодня на Украине останавливает?
На суде Василий Муравицкий заявил о том, что обвинения в отношении него полностью сфабрикованы.
«На моём месте может оказаться каждый журналист. Это – угроза журналистской деятельности на Украине в отношении любого журналиста, любого публициста и блогера. За мировоззрение, за личное мнение и публикацию статей на любом сайте или информационном ресурсе могут обвинить в государственной измене и подрыве национальной информационной безопасности.
Что же это за безопасность такая, которую можно подорвать только журналистскими статьями?», – сказал журналист. Но кто его услышал?
А в Луганской области, на территории, подконтрольной Киеву, к 5 годам лишения свободы приговорили главного редактора газеты «Вести Новоайдарщины» за публичные «антиукраинские призывы», сообщает генеральная прокуратура Украины. Приговором Новоайдарского районного суда Луганской области главный редактор печатного издания признан виновным по уголовной статье «посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины».
Охоту на журналистов в Украине всё-таки заметили в ОБСЕ. Правда, только после того, как директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова написала на своей странице в Facebook о том, что по факту случившегося до сих пор не последовало никакой реакции со стороны глав внешнеполитических ведомств стран ОБСЕ. Представитель организации по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир призвал украинские власти перестать преследовать журналистов на территории своей страны. «Я призываю Украину не задерживать и не депортировать журналистов из других государств – членов ОБСЕ», – написал Дезир в своем микроблоге в Twitter. Слабенькая реакция, что и говорить! Вряд ли в СБУ кто-то услышит мсье Дезира. Кроме того, про репрессии в отношении украинских журналистов этот милый француз не сказал ни слова.
Зачистка украинского информационного пространства от ненадёжных журналистов, угрожающих национальной безопасности не отвлекает СБУ от преследования чересчур активных блогеров. Пресс-служба этого ведомства сообщила, что в августе 2017 года сотрудниками службы безопасности в девяти областях Украины задержаны администраторы «антиукраинских» сообществ в запрещённых на Украине соцсетях «Вконтакте» и «Одноклассники».По данным СБУ, «пропагандисты» работали «по заданию Кремля» в Киевской, Львовской, Черкасской, Хмельницкой, Харьковской, Черниговской, Ивано-Франковской, Днепропетровской и Сумской областях. Всего за три года борьбы со словом открыты 72 уголовных производства в отношении блогеров, им вынесены более 60 приговоров.
Уходящий месяц побил все рекорды преследования прессы украинским режимом. Но осень не принесёт передышки. Существует большая вероятность того, что уже в сентябре на Украине могут случиться аресты политологов и экспертов, формирующих общественное мнение и при этом критикующих власть. Поводами для уголовного преследования станут высказывания о положении дел в Крыму, войне в Донбассе, советском прошлом украинского государства, ситуации на Украине, критические замечания в адрес верхушки власти.
Такой размах СБУ в борьбе с критиками режима преследует несколько целей. Первая: отследить и изолировать от украинского общества всех лидеров мнений, не принимающих существующего положения вещей на Украине – на стадии социальных сетей или высказывания экспертного мнения в СМИ. Вторая: послать сигнал оппозиционным политикам, возлагающим надежды на поддержку адекватной части жителей Украины. Третья: попросту запугать активную общественность перед очередным этапом «затягивания поясов». В среде украинцев уже давно зреют «гроздья гнева», поскольку жизнь большинства людей после победы «революции достоинства» резко ухудшилась, и Великий Безвиз не компенсирует тех утрат, которые понесло украинское государство в целом и его граждане в частности.
30 августа случилось ещё одно событие, связанное с журналистами. Съёмочная группа Александра Сладкова (телеканал «Россия 24»), которая находилась в Донбассе неподалёку от Ясиноватой, попала под обстрел ВСУ. Военный корреспондент делал репортаж о нарушениях «школьного» перемирия, объявленного с полуночи 25 августа. По его словам, группа не успела доехать до передовой, когда раздались выстрелы со стороны украинских позиций. При этом стрельба велась не на передовой, до которой было порядка 600 метров, а рядом с населённым пунктом.
Недавно глава Еврокомиссии Клод Юнкер опроверг слова президента Украины Петра Порошенко о том, что Украина является частью ЕС и НАТО. «Я видел, что мой друг Порошенко несколько дней назад сказал, что Украина – это ЕС, это НАТО. На данный момент это ни то, ни другое. Все должны это знать», – сказал он во время выступления перед послами Евросоюза. Киев в лице посла Украины при Евросоюзе Николая Точицкого потребовал от Еврокомиссии разъяснений. Украинскому дипломату и в голову не пришло поразмыслить над высказыванием Юнкера с тем, чтобы понять, насколько далека Украина от ЕС. Государство, выдворяющее из страны журналистов и бросающее в тюрьмы блогеров, не может быть частью ЕС по определению. И виноват в этом отнюдь не Юнкер, который об этом заявил во всеуслышание.
Соб. корр ФСК