Александр Гегальчий. Фото: zapadrus.suВ конце октября прошли выборы в нижнюю палату депутатов парламента Чешской Республики. По пропорциональной избирательной системе было избрано 200 депутатов. Результаты выборов получились хотя и прогнозируемыми, но как бы «не те». Системы, обеспечивающей эффективное демократическое управление страной в результате яркой борьбы, не образовалось.
Ясно, что выиграли популисты. Причём это касается не только партий, расположившихся в самом верху «турнирной» таблицы, а всех участников. Партии, занявшие призовые места, получили их благодаря именно совершено нереальным и несбыточным, но ловко и вовремя заявленным лозунгам.
Финальный список участников выборов можно условно разделить на четыре группы. Первая группа известного словацкого и чешского олигарха Андрея Бабиша — «Акция недовольных граждан». В чешской транскрипции — ANO, что в прямом переводе на русский звучит как ДА и активно используется в политическом маркетинге — например, в прозаическом убойном лозунге «ДА, будет лучше!». Общество поддержало человека, доказавшего своим трудом возможность реализовать себя и построить успешное и огромное производство. Естественно, напрашивается аналогия с Дональдом Трампом. К тому же, еще одной стороной победы Бабиша является откровенная потребность сегодняшнего европейского общества в «твердой руке». ANO получила 29,64c/o голосов, обеспечив себе явное преимущество, она даже улучшила показатели относительно прогнозов, отобрав голоса у претендентов на лидирующие позиции, например, у коммунистов и социалистов.
Существенную роль в этом сыграли собственные СМИ. Как и положено в олигархических кругах, еще в 2013 году Андрей Бабиш купил издательство MAFRA, выпускающее весьма влиятельные чешские бумажные ежедневники «Лидове новины» и «Млада фронта ДНЕС», а также интернет-порталы lidovky.cz и idnes.cz. СМИ Бабиша попытались сохранить аудиторию за счет высокого профессионального уровня и объективности. Однако, встретить там что-либо критическое о «шефе» было невозможно. В итоге почти 30c/o голосов все же недостаточно для обеспечения парламентского большинства. Поэтому победители заняты сейчас срочными поисками партнеров для правящей коалиции или для поддержки «правительства меньшинства».
Это сложнейшая задача, так как весьма непросто найти партнеров для партии-фирмы, программа которой далека от идеологической стройности и представляет собой скорее эклектический набор приятных на слух заявлений типа «борьба с коррупцией». К тому же не спят и противники. Они постоянно напоминают, что в предыдущем правительстве борец с коррупцией Андрей Бабиш был со скандалом отстранен с поста министра финансов за подозрение — внимание! — в неуплате налогов и находится вместе со своим заместителем под судом. Такого в чешской практике еще не бывало.
Со стороны консерваторов уже сейчас высмеиваются и рассматриваемые победителями альянсы, например, возможный блок АNО с коммунистами и народниками из SPD («Свобода — Прямая демократия»), правые называют его «союзом агентов КГБ и нацистов». Дело в том, что успешный еще в советские времена бизнесмен Бабиш был обвинен в сотрудничестве со спецслужбами. Доказать это не удалось, но обвинение периодически в нужный конкурентам момент всплывает. В том же обвиняется и руководитель компартии Войтех Филип. В этом случае можно сказать, что наговор проводится автоматически, по факту принадлежности к компартии. Движение SPD заняло в долговременном плане откровенно антибрюссельские позиции, особенно в отношении мигрантов. Поэтому сразу получило ярлыки «нацистов» и «радикалов». Главное обвинить, разбираться будем потом.
Сложно команде Бабиша найти поддержку и в консервативных демократических кругах. Будучи представителем очень крупного бизнеса и глобалистом, он в бытность министром финансов не только отличился на фронте борьбы с коррупцией, но и увеличил выбираемость налогов — любой ценой. Затраты общества на контроль и обеспечение собираемости налогов при этом существенно возросли. Особо расцвела бюрократия — и начали разоряться малые фирмы и частные предприниматели, которые являются историческим достоянием и достижением Чехии. Именно они в значительной степени обеспечили успешный переход чешской экономики на капиталистические рельсы и современное развитие страны. Глобалистам они не только не нужны, они напрямую мешают крупным сетевым концернам монополизировать рынки современными демократическими приемами. Олигарх Бабиш в роли министра финансов нанес малому бизнесу Чехии тяжелый удар. В период избирательной кампании практически все консервативные силы обещали в своих программах поддержать малый бизнес и отменить драконовские нововведения Бабиша. Будут ли они принципиальными до конца? Или начнется торг? И чем кончится этот торг?
Во вторую группу победителей выборов «нос к носу» вошли практически с одинаковыми и в целом прогнозированными результатами несколько партий. «Гражданские демократы» (ODS) — с 11,32c/o. Партия, когда-то созданная многолетним премьером и президентом страны Вацлавом Клаусом, многократно бывавшая во власти, но в последние годы столкнувшаяся с внутренним кризисом, который так и не смогла преодолеть. Консервативные программные положения не должны позволить ей вступить в союз с популистами. Но поживем — увидим.
Шокировавшая всех новоявленная партия «Пираты» собрала 10,79% голосов, в основном, среди молодежи. В российской терминологии не совсем политкорректно, но наиболее точно их можно определить как «либерастов». Естественно, «борьба с коррупцией», протест против брюссельских бюрократов и мечта попасть в евродепутаты, поддержка «антифа» и свободной продажи легких наркотиков, нежелание или неспособность работать в парламенте или в правительстве… Не исключено, однако, что пройдя боевую обкатку в парламенте, к следующим выборам «Пираты» преобразуются в рабочую левую европейскую партию. Или исчезнут с европейского небосвода.
Народническое, а для кого-то националистическое SPD c 10,64%. Движение «Свобода и прямая демократия» невозможно представить без Томио Окамуры. Политик с чешскими и японскими корнями ворвался во власть и в элиту склонного к ксенофобии чешского общества, понимая, что его «косые глаза останутся с ним навсегда». Томио уже был лидером партии «Рассвет прямой демократии». Увы, однопартийцы его «кинули», — это наиболее точный термин для оценки того, что произошло. Создатель партии был из нее исключен! Казалось бы, политическая карьера чехояпонца перечеркнута навсегда… Не тут-то было! Томио сотоварищи — а ему остались верны Радим Фиала, Ярослав Голик и немногие другие — не только создали новое политическое движение, но и превратили его в течение половины парламентского цикла в ведущую оппозиционную силу страны. Движение имеет консервативную и народническую идеологическую природу. Движение профессионально использует возможности социальных сетей в интернете, как, впрочем, и лидер выборов ANO Бабиша.
Лозунги SPD в период выборов: «Конец диктату ЕС. Уйдем по-английски», «Нет исламу. Нет террористам». Это протестное заявление является также поводом для обвинения движения в нацизме. Однако поддерживает их в этом направлении очень много вполне респектабельных чехов и европейцев. Естественный и официальный партнер SPD — «Национальный фронт» Марин Ле Пен. Другие программные лозунги движения: «Конец разворовыванию страны!», «Добьемся прямой демократии и свободы!», «Отзыв депутатов. Имущественная ответственность депутатов», «Добьемся простых налогов. Поддержим чешских предпринимателей!».
Естественно, что в немейстримовой, анти-ЕСовской партии вся «кофейня» (чешские «пикейные жилеты») ищет связи с Владимиром Путиным. Томио Окамура также записан в агенты Кремля. К тому же делегация депутатов чешского парламента от SPD осмелилась посетить мятежную Подкарпатскую Русь и написать о своей поездке совсем не то, что хотел бы услышать официальный Киев. Они побывали, в том числе, у известного русинского поэта Ивана Петровция. После этого визита поэта упекли в СБУ. SPD организовало острую кампанию в его поддержку. Увы, поэт и тяжелый гипероник не выдержал многочасовых допросов и издевательств… А движение SPD стало чуть ли не личным врагом представителей украинского бомонда. Тем более, что спустя некоторое время особо отличился депутат Ярослав Голик — во время Ялтинского экономического форума в апреле этого года он брал интервью у крымчан прямо на набережной в Ялте (сюжет об этом прошел на одном центрально российском телеканале). И честно сказал потом журналистам: «Эти люди счастливы». В тот же день он был обьявлен Киевом персоной нон-грата.
Следующая группа, членам которой также удалось перевалиться через 5-процентную планку, установленную для участия в парламенте — CSSD, еще недавно правящие социал-демократы с провальными 7,27%, 15 мандатов вместо 50. Провал был неминуем. Бесцветный премьер Богуслав Соботка и лидер на выборах, министр иностранных дел Любомир Заоралек с неприглядным прозвищем Болтун (мы приводим смягченную версию прозвища) потеряли у чехов всяческое уважение. Но никто не ожидал такого уровня падения. Ожидали 13–15%. Партия, в которой многие годы успешно работал сегодняшний президент страны Милош Земан, спешно меняет руководство и анализирует причины катастрофы.
Христиане и демократы из KDU-СSL с 5,8% вполне удовлетворены тем, что удержались в хлебном местечке, то есть в парламенте. Либеральные консерваторы ТОР 09 с 5,31% также уже давно не являются, несмотря на напыщенные заявления, проводниками серьезной и уж тем более самостоятельной политики. Для них сохранение своих мест в парламенте — явный успех. И они будут с удовольствием продолжать свои интриги в запутанном чешском политикуме.
Успехом можно назвать и результаты выборов для «Блока старост и независимых» (STAN) с 5,18%. Они с нетерпением ждут результатов переговоров о распределении портфелей и кресел в правительстве и в палате депутатов. Несомненный интерес в этой группе представляет Компартия Чехии и Моравии — KSCM с её 7,76% голосов. Это для нее упадочный, наихудший за всю новейшую историю результат. 15 мандатов вместо последних 33. Через 28 лет после «бархатной революции» коммунисты боролись на выборах за 2–3 место с социал-демократами и чуть более консервативными гражданскими демократами. Для этого им были необходимы голоса 13–15% избирателей. И там уж — как повезет. Ибо конкурентов было слишком много. Компартия, собственно, никогда в современной Чехии не теряла ни популярности, ни голосов в избирательных компаниях. И все эти годы была партией крупнейшей. Увы, «естественная убыль» стареющих членов многократно сократила партию и ее электорат.
Злые языки утверждают, что современные «комми» полностью соответствуют идеалам Ярослава Гашека и его «Партии умеренного прогресса в рамках закона». С трудом найдете сегодня в их рядах радикалов, возможно, что из опасения, что их партию судебно запретят. Не в почете у сегодняшних коммунистов и интернационализм. Раньше этому способствовали ссылки на ужасный Советский Союз, а теперь — на мигрантов и поддерживающий их Брюссель. Лозунги KSCM сегодня: «Покончим с унизительной нищетой!», «Иметь крышу над головой — это право, а не кабала», «Дары природы, вода и полезные ископаемые приналежат нам всем» (отклик на скандальное дело о добыче лития, в котором Чешская республика была лишена правом владеть своими недрами), «Справедливые и более высокие зарплаты», «Сердце Европы не может быть свалкой некачественной еды!». Для некоторых новых европейцев было открытием, что существуют различные нормы качества пищевых продуктов для новых и старых стран ЕС!
Естественно, что наибольшее неприятие в кругах мейнстрима и других противников вызывают идеологи партии, в частности, доктор философских наук Йозеф Скала, который по-прежнему находит в марксизме ответы на злободневные вопросы современности. Делает он это спокойно, без суеты и напряжения, приводя в полное замешательство противников по дискуссиям, которые начинают срываться и объявлять его ультраконсерватором и прочим «ультра». Это приносит умеренной партии некоторый революционный шарм. Кто бы что ни говорил, а коммунисты в сегодняшней Чехии остаются практически единственной системной силой, борющейся — хотя и не особо эффективно — за права трудящихся. Из их рядов звучит также критика НАТО и глобалистской экономики, которая оставляет чешским производителям только «вершки», уводя дивиденды и текущую прибыль в страны владельцев фирм.
Последняя группа представляет собой чрезвычайно пестрый чешский политический спектр партий, оставшихся без единого депутатского мандата. Есть среди них и такие, названия которых в контексте выборов нельзя читать без улыбки: «Радостная Чехия», «СПОРТСМЕНЫ», «Народ себе». При этом 6 партий набрали менее, чем 0,00% голосов. Такая она, чешская демократия в действии.
Отметим, однако, тех, о ком может быть еще придется услышать. Партия «Зелёных». Её лидер Матей Стропницкий — чрезвычайно успешный молодой политик, по соместительству — сын министра обороны Чехии. Стропницкий в последний решительный момент решил потрясти избирателей заявлением о своей сексуальной ориентации. Но очевидно, что понятия о правильности той или иной ориентации в Чехии уже основательно смешались, поэтому своим политическим откровением глава «Зелёных» никого особо не взволновал. Итог выборов: 1,46%, 0 мандатов, добровольная отставка лидера.
Партия «Розумни» (на русский можно перевести как «здравомыслящие») — 0,72%. Казалось бы, не стоит даже заводить разговора. Да и название для политической партии, возможно, не вызовет особого интереса в России. Но не будем спешить. «Розумни» объединили в своих рядах 7 партий. Председатель партии и музыкальный продюсер Петр Ханниг, председатель партии «Народных демократов» (выросла из движения «Нет Брюсселю!») Адам Бартош и другие оппозиционные лидеры патриотического консервативного толка нашли в себе силы объединиться. Упомянутый Бартош получил всеевропейскую известность тем, что в марте 2015-го организовал акции протеста против «Драгунского марша» — демонстративного прохода американской военной техники по странам Восточной Европы, в том числе Чехии.
Сегодня мы с интересом наблюдаем, как формируется парламент и правительство Чехии. Но очевидно другое. Выборы в парламент Чехии — не те, которые были реально нужны стране.
Александр Гегальчий, публицист, Прага
Об авторе: Гегальчий Александр Викторович, президент Международной «Русской премии» (Прага). Внесен в список персон нон-грата за организацию визита чешских парламентариев и политиков на выборы в ДНР и ЛНР, был наблюдателем на выборах в ЛНР в ноябре 2014 года.