Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов принял участие в круглом столе «Индустрия усадебного туризма – Возрождённые усадьбы России», который состоялся 30 января в Общественной палате Российской Федерации.
Мероприятие организовано Комиссией по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Общественной палаты РФ совместно с Общественным советом при Министерстве культуры РФ по инициативе Ассоциации владельцев исторических усадеб при поддержке Федерального агентства по туризму.
В круглом столе приняли участие советник Министра культуры РФ, Председатель Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Лермонтов, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков, генеральный директор Распорядительной дирекции Министерства культуры РФ Вадим Соловьев, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Денис Кирис и др.
В ходе встречи были рассмотрены вопросы создания привлекательных условий для частных инвестиций в индустрию усадебного туризма, а также предложения участников об организации деятельности нового общероссийского туристического маршрута владельцев исторических усадеб «Возрожденные усадьбы России».
Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из наиболее популярных круглогодичных видов отдыха в России, а дворянские усадьбы как живое воплощение духа ушедших эпох вызывают большой интерес российских и зарубежных туристов.
«С 2000 года количество внутренних и въездных турпоездок по России выросло более чем в два раза. Только за последние четыре года россияне стали ездить по стране на 75% чаще. Все это свидетельствует о росте востребованности Российской Федерации как туристского направления», – заявил Глава Ростуризма Олег Сафонов.
В этой связи реставрация усадеб и использование их в туристических целях является актуальной инициативой с точки зрения сохранения памятников российской культуры и создания новых объектов туристского показа. Проблема заключается в том, что большинство усадеб (в целом по России их насчитывается более 50 тыс.) находится в ветхом состоянии, не имеет правового статуса и, как следствие, не может быть использовано в туристических или каких-либо иных целях.
Как отметил в входе встречи генеральный директор Распорядительной дирекции Министерства культуры РФ Вадим Соловьев, только в Центральном федеральном округе расположено 150 усадебных комплексов, на восстановление которых, согласно экспертным оценкам, может потребоваться порядка 7,5 млрд рублей. Попытка государства взять реставрацию этих объектов полностью в свои руки обернулась бы существенной дополнительной нагрузкой на федеральный бюджет.
Предполагается, что «вернуть к жизни» заброшенные памятники архитектуры позволит усиление предпринимательской активности в регионах страны. В настоящий момент Федеральное агентство по туризму совместно с Министерством культуры Российской Федерации и Ассоциацией владельцев исторических усадеб реализуют новый проект «Возрожденные усадьбы России», который базируется на принципах государственно-частного партнерства, и предполагает создание одноименного национального туристического маршрута владельцев усадеб.
По словам советника Министра культуры РФ, Председателя Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаила Лермонтова, инициатива направлена на обеспечение привлекательных условий для вовлечения в процесс реставрации усадеб частных инвестиций и создание самоокупаемых механизмов хозяйственной деятельности при их использовании.
«Восстановление и сохранение усадеб невозможно без сопряжения интересов государства и тех, кто готов вкладывать свои, средства, силу и душу в это проект. При этом мы, владельцы усадеб, как никто другой понимаем, что если эти объекты не будут насыщены самоокупаемыми видами деятельности, то мы не сумеем содержать их в надлежащем виде. Как показывает практика, уже через 2-3 года после реставрации требуются серьезные вложения на поддержание архитектурного облика здания, которые нередко вдвое превышают расходы на ремонт», – отметил советник Министра культуры РФ, Председатель Совета Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Лермонтов.
Олег Сафонов, в свою очередь заявил, что Ростуризм готов оказать информационную поддержку проекту, в том числе с использованием возможностей Национального туристического портала Russia.Travel, который является первоисточником самой полной и актуальной информации и возможностях отдыха и путешествий в России. Глава ведомства предложил создать на портале специальный раздел «Возрождённые усадьбы России», куда участники проекта в режиме личного кабинета могли бы, к примеру, добавлять сведения о новых объектах, а также об изменениях в составе рабочей группы.
«В настоящий момент Национальный туристический портал Russia.Travel содержит сведения о 22 тыс. объектов туристского показа и имеет целевые страницы на 8 языках. Я бы рекомендовал перевести наиболее значимую информацию раздела на те языки, которые вы сочтете наиболее перспективными с точки зрения продвижения проекта. Это все может быть в ваших руках, и мы с удовольствием предоставим вам этот инструмент», – обратился Олег Сафонов к участникам круглого стола.
Другим эффективным решением может стать включение инициатив по восстановлению исторических усадеб в инвестпроекты в рамках концепции ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2019 – 2025 годы). Как пояснил Олег Сафонов, такой подход позволит оптимально использовать на практике механизмы ГЧП, заложенные в проекте «Возрождённые усадьбы России».
«Работа по восстановлению и вовлечению в туристскую деятельность исторических усадеб должна вестись на системной основе, с применением научного подхода. Необходимо на региональном уровне создавать благоприятные условия хозяйствования для операторов исторических усадеб как туристских объектов, использовать возможности, которые открывают предусмотренные российским законодательством механизмы государственно-частного партнерства, а также консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, в т.ч. в вопросах продвижения», – говорит Олег Сафонов.