Этот автомобиль я мечтал протестировать лет 20. В этом была моя автожурналистская корысть. Lancer Evo входил в число пяти-шести моделей, без которых выбор профессии казался бы напрасным, поэтому я давно мог злоупотребить служебным положением, взяв его на тест. Но что-то мешало. Редкость тестовых машин? Да. Но главное — страх разочарования. Говорят, с кумирами лучше не знакомиться.
Теория и практика
О Mitsubishi Lancer Evo я читал много и прилежно. Разжигал, так сказать, аппетит. Он всегда входил в топ лучших драйверских моделей у авторов, которым я доверял — это и Леонид Голованов («Авторевю»), и Джетро Бовингтон (Evo) и многие другие.
Меня интриговала концепция «Эволюшинов», этаких суперкаров невзначай. Ведь начиналось все с необходимости легализовать (омологировать) раллийные спорткары Mitsubishi, для чего, по правилам, нужно было выпустить энное количество дорожных версий полноприводного Lancer. Модификация Evolution 1992 года была адресована внутреннему японскому рынку и напоминала «творчество в стол», которое не принято афишировать. Но, как и все талантливое, творчество сие нашло путь из заточения, постепенно распространяясь по миру в виде серого импорта.
Вскоре и Mitsubishi осознала маркетинговый потенциал модели, и занялась техническим креативом. К четвертому поколению Evo получил труднопроизносимую (и непереводимую) для россиян систему Active Yaw Control, которая стала его фирменной чертой и, возможно, основным оружием. По сути, это был задний дифференциал, умеющий перераспределять момент на колесах в аномальной пропорции. Будь Lancer самолетом, систему бы назвали двигателем с управляемым вектором тяги. Уже в наше время аналоги AYC приняли на вооружение BMW и Porsche, но Mitsubishi сделала это раньше и смелее.
Большую часть жизни Evolution, как и положено, эволюционировал. Например, к седьмому поколению обзавелся активным центральным дифференциалом и передним дифференциалом повышенного трения, к девятому — системой изменения фаз газораспределения. Были и мини-революции, вроде перехода в начале нулевых на более крупное шасси Lancer Cedia, но в целом концепция сохранялась. Так, фирменной чертой оставался 2-литровый турбомотор 4G63T с форсировкой от 280 л.с. до 400 л.с.
Вот так, без спешки и долгосрочного бизнес-плана Mitsubishi превратила заурядный седанчик в автомобиль, способный бросить вызов иным суперкарам.
Апогеем эво-творчества фанаты считают предпоследнее, девятое поколение модели. «Десятка», вероятно, стала самым красивым Evolution в истории, однако и самым радикальным изменением модели, рецепт успеха которой был в эволюционировании. Может быть, поэтому Lancer Evo X не смог повторить успех предков.
Гражданский?
«Мой» Lancer Evo — это урожденная «восьмерка», которую путем бесчисленных модификаций превратили в гибрид «восьмерки» и «девятки». Глобальной разницы между двумя предпоследними поколениями Evo в любом случае не было.
По заявлению хозяина, форсированный мотор развивает 400 л.с. при давлении наддува 2 бара, а в «гражданском» режиме выдает 300 л.с. Коробка передач — пятиступенчатая и, конечно, механическая: Lancer Evo с «автоматами» были, но особенной славы не снискали.
В последние годы я привык, что в тестовую машину, будь она хоть 500-сильной, можно сесть и поехать без опаски. Чудеса современной электроники: управлять каким-нибудь Porsche Cayenne Turbo не сложнее, чем Skoda Fabia 1.2 (кабы не проще).
Но, черт возьми, этот Evo — совсем другое дело. Да, есть полный привод, но при этом нет страхующей электроники. Вернее, она есть, но работает, скажем так, на фан-ту-драйв, а не безопасность. Сделай глупость — и он не будет льстить тебе еле слышным хрустом ESP. За глупости он спросит, как отец. Я, похоже, слишком много читал про него, поэтому за рулем меня охватывает почти религиозный ужас.
Я осторожничаю. Соблюдаю режим. Привыкаю. Evo едет насуплено и хмуро, фоня выхлопом и нервно вздрагивая на стыках мостов.
К слову, мелкие и средние неровности он проходит вполне себе собрано, и табуреточного дискомфорта, которого я ждал, нет. А может быть, он есть, просто в контексте автомобиля его не замечаешь. Или замечаешь, но получаешь какое-то садо-мазо удовольствие.
Evo может ездить спокойно: хорошая информативность руля, приличная эргономика, туговатая, но вполне сносная коробка передач. Просто в спокойном режиме он напоминает гипермотивированного сотрудника, которого вы перевели на скучную работу. Теоретически, он должен с ней справляться лучше других, но отстает даже от середняков. Просто ему скучно. Он может, но не хочет.
На разрешенных скоростях на пятой передаче мотор впадает в летаргию, и динамика становится пресной, как у какой-нибудь экологической повозки с атмосферником 1,6. На колеях машина погуливает. Несусветно жарит печка (и не регулируется). Короче говоря, пора это прекращать.
Больше газу, скромнее рулем
Все, что нужно — включить пониженную передачу. Едва мотор забрался в комфортную для него зону 4000+, динамика обретает остроту и резкость. Врезаясь в отсечку, двигатель смачно кряхтит и содрогается, а разгон на укатанном снегу — на зависть иным машинам по асфальту.
И где та нервозность, которая чудилась мне в этом автомобиле на обычной дороге? Ее нет. Lancer Evo норовист, но поразительно устойчив и интуитивен, и пока не займешься провокациями, можно подумать, что у автомобиля есть ESP. С той лишь разницей, что когда переборщишь со скоростью на обычной машине с ESP, начинается спасительное притормаживание, Evo же заливает пожар бензином, и для спасения требует газу, газу, газу…
Здесь его эрогенная зона. Больше газу, скромнее рулем. Его не нужно заволакивать в поворот, пробиваясь сквозь поролон недостаточной поворачиваемости. Нужно лишь наживить траекторию и дать волю правой ноге. В ответ автомобиль повернется этак в полупрофиль, заскользит, угостит тебя порцией снега через приоткрытое стекло, но останется верным намеченному курсу.
У моего сына есть такие магнитные дротики. Кидаешь их криво, но все равно попадаешь. Чем-то напоминает Evo.
К слову, с дрифтом у меня никогда особенно не клеилось. Не было ни практики, ни желания, поэтому я не из тех, кто способен написать под окнами любимой девушки «с днем рожденья, зайка» задними колесами своего BMW M3.
Но Lancer Evo — это нечто. На нем начинаешь скользить как-то исподволь, потому что это естественно. Срываясь в занос, он не срывается в истерику. Он удивительным образом балансирует на опасной грани, будто ты в самом деле из тех, которые на M3…
Мы перепахали все доступные снежные поверхности в округе, и только лампочка кончины топлива поставила мерцающую точку в экспериментах. Осматривая видео, я не мог избавиться от впечатления, что все это риск, мальчишество и вообще дурдом, но вот, честно, изнутри оно кажется не таким опасным и совсем не глупым. В этом, наверное, главный гений и главное злодейство этого автомобиля.
Что до знакомства с кумирами… Кажется, мы поладили. Жаль только, что кумиры, как и мы сами, стареют. А новых не появляется.