28 апреля вступили в силу утвержденные правительством изменения в Правила дорожного движения, позволяющие наносить на перекрестках желтую разметку, прозванную "вафельницей", в любых городах и регионах России. Одновременно вводится штраф для автомобилистов за неправомерное пересечение такой разметки.
Рисунком в виде перекрещивающихся диагональных линий желтого цвета обозначается зона на перекрестке, куда запрещено выезжать даже при зеленом свете сфетофора, если впереди образовался затор, который "вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении", пишет "Коммерсант". Нарушителей будут штрафовать на тысячу рублей по ч. 1 ст. 12.13 КоАП.
Если автомобилисту нужно повернуть направо или налево на перекрестке, запрет не действует - на "вафельную" разметку можно выезжать.
- Скоро на российских дорогах появится еще и синяя разметка
Также вводится новый дорожный знак "Участок перекрестка" - желтый квадрат на темном фоне с двумя пересекающимися диагоналями, который может дублировать "вафельницу" (опционально).
"Вафельницы" применяются в Москве с 2015 года в качестве эксперимента на 76 перекрестках, в том числе в местах пересечений с выделенными полосами. По данным Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы, после нанесения этой разметки скорость движения на перекрестках в утренние часы выросла на 80%, а вечером - на 15%, отмечает издание.
Также "вафельную" разметку в этом году начнут наносить в Самаре и в Ростове-на-Дону.
Вместе с тем пока остается открытым вопрос о фиксации выезда на "вафельницу" во время затора с помощью дорожных камер, отмечается в публикации. По данным МВД РФ, в 2016 году было зафиксировано 9,9 тыс. таких нарушений, в 2017-м - 6,9 тыс., но все они были выявлены автоинспекторами.
Дорожные камеры для этих целей применялись в Москве только в 2015 году: тогда было вынесено 6 тысяч постановлений по ст. 12.13.1 КоАП РФ. Но затем в столичное управление Госавтоинспекции поступило письмо из ГИБДД России, в котором говорилось, что автоматически невозможно достоверно определить, создала ли выехавшая на перекресток машина препятствие для транспорта, который двигается в поперечном направлении.
Кроме того, в ПДД не раскрыто понятие "затор". В итоге практика фиксации таких нарушений автоматизированными системами была признана "нецелесообразной" и прекращена. Вместе с тем в столичном ЦОДД заявили, что вопрос об установке камер на перекрестках с новой разметкой "прорабатывается".
Первый эксперимент с "вафельницей" был проведен в 2012 году в Челябинске, где перекресток не только расчертили новой разметкой, но и установили пять камер для фиксации нарушений. Как сообщалось, система в тестовом режиме фиксировала 100-150 нарушений в час, но штрафы не взимались.
Курирующий в правительстве в том числе тему безопасности дорожного движения первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял в 2016 году, что практика нанесения диагональной разметки на перекрестках широко используется во всем мире и водитель при виде такой разметки должен понимать, что на этом участке дороги часто случаются заторы и он обязан завершить маневр, не создавая препятствий другим участникам движения. Кроме того, на таких перекрестках будет предусмотрена видеофиксация для выявления нарушителей, отмечал Шувалов.