Сейчас кондиционер есть практически в каждой машине. Но до сих пор многие водители при его эксплуатации ориентируются на мифы. Мы перечислим наиболее известные из них.
1. Кондиционер увеличивает расход топлива в 2 раза и отнимает четверть мощности
Это правда лишь наполовину. Кондиционер действительно увеличивает расход топлива и отнимает мощность у двигателя. Но масштабы не такие огромные. Расход топлива с кондиционером увеличивается всего на 10?15%, то есть примерно на 1 литр на 100 км. А мощности отнимается около 5 л.с. На малолитражках типа Lada Kalina, Opel Corsa или Daewoo Matiz работающий кондиционер ощутимо влияет на поведение машины, но на машинах с мощностью около 150 л.с. вы этого даже не заметите.
Более того, в современных автомобилях электронно программируют кондиционер таким образом, чтобы при сильных продавливаниях педали газа он отключался, не отнимая мощность у мотора и не скрадывая динамику машины.
2. Кондиционер нельзя включать с открытыми окнами
Это тоже правда лишь наполовину. Включать кондиционер с открытыми окнами можно. Вот только толку от него в этом случае практически не будет. Но он от этого не сломается, как многие думают. Каждый кондиционер рассчитан на определенный объем машины. Если открыть окна, то кондиционер будет холодить всю улицу. Естественно, у него это не получится, и в салоне эффект от него будет минимальный или не будет вообще. Поэтому и говорят, что если включен кондиционер, то стекла должны быть закрыты. Собственно, это верно и для домашнего кондиционера.
3. Зимой кондиционер включать нельзя
Это абсолютный миф, основанный, видимо, на том, что офисные и домашние кондиционеры работают только до -10 градусов по Цельсию. В принципе, автомобильные кондиционеры рассчитаны на тот же температурный режим, но в небольшой мороз кондиционер все равно надо включать. Если масло сильно загустеет, то кондиционер просто не включится, но если включится, то он а) хорошо подсушит воздух и удалит из машины лишнюю влагу, которой зимой предостаточно, б) система сама сделает себе профилактику, смазав все резиновые детали, уплотнители и так далее. В общем, включать кондиционер зимой не просто можно, но даже нужно. Для профилактики. Можно одновременно с печкой — ничего страшного не произойдет.
Каждый автопроизводитель устанавливает свой «предохранитель», поэтому нельзя назвать определенной температуры, при которой кондиционер в автомобиле не включится. У некоторых он перестает включаться уже при плюс пяти, у некоторых, все ещё работает при минус пяти, но в теплых подземных паркингах, автомойках и СТО он точно будет работать. В эти моменты и можно включать кондиционер для профилактики.
4. Если кондиционер не холодит, его нужно заправить
Строго говоря, если с системой кондиционирования все нормально, то фреон из нее никуда не девается. Мифы о том, что фреон испаряется и уходит через резиновые соединения, сильно преувеличены. Фреон конечно просачивается в резиновые поры, но его потери столь ничтожны, что не стоит их даже брать во внимание. Если фреон действительно уходит, значит, в системе есть протечки. Например, коррозия или трещины. Их нужно находить и устранять, а не ехать и заправлять фреон, который через полгода снова уйдет. Чаще всего в системе кондиционирования выходит из строя компрессор и конденсор. Ремонт этих деталей дорогостоящий, поэтому проще и дешевле просто делать профилактику раз в три года и следить за чистотой этих деталей.
5. Если кондиционер нормально работает, его не нужно обслуживать
Это очень распространенный миф. На самом деле кондиционер нуждается в обслуживании. По крайней мере, нужно регулярно промывать радиатор кондиционера, поддерживать чистоту трубок, конденсера, компрессора, чтобы они не ржавели, и делать дезинфекцию испарителя. Со временем в нем накапливается влага, которая способствует размножению вредных бактерий и грибков. В запущенном состоянии все это может сопровождаться характерным запахом влажности и плесени в салоне.