Кондиционер в машинах появился ещё в середине прошлого века, но до сих пор рядовые водители точно не знают, можно ли включать кондиционер зимой или нельзя. Для тех, кого интересует только ответ, скажу сразу — да, можно, и даже нужно. Для всех остальных ниже будет краткое обоснование, почему так.
Зачем это делать
Для начала о том, зачем вообще включать кондиционер зимой. Во-первых, для того, чтобы снизить риск закисания прижимной металлической пластины муфты включения кондиционера. Во-вторых, для того, чтобы убирать из салона лишнюю влагу, которой осенью, зимой и весной в салоне предостаточно из-за дождей, снега и дыхания.
Почему водители боятся
В общем случае работа автомобильного кондиционера — и любого другого кондиционера, в том числе холодильника — основана на переходе хладагента (обычно фреона), циркулирующего по системе, из газообразного состояния в жидкое и обратно. Если кратко, то холодный фреон в жидком виде поступает в салонный радиатор, где он поглощает тепло из салона, попутно активно подсушивая воздух. В это время фреон нагревается и испаряется, переходя в газообразное состояние, после чего он поступает в компрессор, который повышает давление и переводит фреон дальше во внешний радиатор, где он остывает и снова переходит в жидкое состояние.
Критически важным во всем этом процессе является то, чтобы в компрессор поступал фреон исключительно в газообразном состоянии. Попадание в компрессор даже небольшого количества жидкого фреона приведет его к почти мгновенной смерти.
Зимой в салоне автомобиля холодно, так что жидкому фреону, пришедшему в салонный радиатор, может просто не хватить тепла, чтобы закипеть и испариться. Поэтому многие водители и бояться включать кондиционер зимой.
Почему все-таки можно
Тут нужно сказать вот о чем: в большинстве современных автомобилей в качестве хладагента используется фреон R134а. При атмосферном давлении он начинает кипеть уже при минус 26 градусах по Цельсию. Но так как в системе он находится под давлением, его температура кипения поднимается примерно до нуля. При несильных морозах такой температуры кипения достаточно, чтобы кондиционер нормально работал, и фреон в испарителе превращался в газ. Но при сильных морозах, как я говорил выше, есть риск того, что фреон останется в жидком состоянии и попадет в компрессор.
Напрашивается естественный вопрос: при какой температуре кондиционер включать уже нельзя? Ответа на этот вопрос я не дам, потому что человеку это знать не обязательно. Более того, для каждой марки и модели автомобиля эта температура индивидуальна и зависит от настроек системы и других условий (например, давления).
Защита от «дурака»
Производители обо всем позаботились и оснастили системы кондиционирования множественными датчиками, на основании показаний которых электроника высчитывает, испарится фреон или нет, и принимает решение о том, запускать компрессор или нет.
Если зимой вы решите включить кондиционер, но система решит, что в машине и на улице слишком холодно, электроника просто заблокирует команду водителя и ничего не произойдет. Алгоритм работы у каждого электронного мозга свой, но стоит отметить, что многоступенчатая система защиты кондиционера очень надежна, и случаев, когда она бы не сработала или сработала некорректно ничтожно мало. Так мало, что о них почти ничего неизвестно. Однако стоит сказать, что если все-таки по какой-то причине жидкий фреон попадет в компрессор, смерть его будет очень быстрой, а для дальнейшей работы кондиционера нужно будет заменить только его, остальные детали системы по цепочке никак не пострадают.
Главный вывод этой статьи в том, что кондиционером в машине зимой можно смело пользоваться. Это абсолютно никак не сказывается на его ресурсе. Другой вопрос: позволит ли электроника действительно включить кондиционер или вы просто нажмете на кнопку, и ничего не произойдет. Но это уже совсем не ваше дело.