Находящийся под американскими санкциями Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) сумел инвестировать в проект создания высокоскоростной транспортной вакуумной системы Hyperloop, придуманной основателем SpaceX и Tesla Илоном Маском. И теперь в США собираются пересмотреть эту сделку.
Идея вакуумного поезда Hyperloop была предложена Маском в августе 2013 года. Эта концепция предусматривает использование грузопассажирских капсул, двигающихся по трубам, в которых поддерживается крайне низкое давление. В теории это позволяет капсулам достигать скорости в 1200 км/ч.
Virgin Hyperloop One, в которую инвестировал российский суверенный фонд, - одна из компаний, работающих над реализацией этого поезда. Ранее компания называлась Hyperloop One, но в октябре 2017 года, когда ее инвестором стал основатель Virgin Group миллиардер Ричард Брэнсон, компания сменила название.
Обещая создать транспорт, передвигающийся с молниеносной скоростью, компания обратила на себя внимание правительств по всему миру и привлекла более 245 млн долларов от инвесторов из ОАЭ, Саудовской Аравии, Китая и других стран. Но одного из инвесторов компания никогда не указывает ни на своем сайте, ни в пресс-релизах. А это Российский фонд прямых инвестиций, находящийся с 2015 года под американскими санкциями, сообщает The Daily Beast.
РФПИ - суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации, управляющий зарезервированным капиталом в 10 млрд долларов и инвестирующий в лидирующие и перспективные компании совместно с ведущими инвесторами мира. Как говорится на сайте фонда, во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупнейшими международными инвесторами, играя роль катализатора в привлечении прямых инвестиций в Россию.
30 июля 2015 года Минфин США объявил о расширении санкционного списка в отношении ряда российских предприятий и лиц в связи с событиями на Украине. В то список попала и управляющая компания "Российский фонд прямых инвестиций" (РФПИ), которая была структурой Внешэкономбанка (ВЭБ). Минфин США неоднократно советовал юристам Hyperloop не иметь дел с РФПИ - дочерней компанией Внешэкономбанка, который вел незаконную деятельность на американской территории, отмечая, что сотрудник этого банка Евгений Буряков в 2016 году признал себя виновным в заговоре с целью стать незарегистрированным агентом в США.
В России никто и не скрывал, что РФПИ вложился в идею Маска, как напрямую, так и опосредованно. В конце 2016 года глава фонда Кирилл Дмитриев сообщил, что РФПИ кратно увеличил свои инвестиции в американский проект вакуумного поезда Hyperloop. Он не раскрыл деталей, но отметил, что речь идет о совместных инвестициях с дубайским портовым оператором DPWorld. Кроме того в конце сентября 2017 года РФПИ подтвердил, что вложился в Hyperloop и через созданный совместно с Китаем Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ).
Но как пишет The Daily Beast со ссылкой на экономиста Криса Уифера, старшего партнера в консалтинговой компании Macro Advisory в Москве, сделки, заключенные Российским фондом прямых инвестиций, связаны с некоторым участием российской исполнительной власти.
Теперь, спустя два года после того, как российский суверенный фонд инвестировал в Virgin Hyperloop One, американские чиновники начали активно работать над тем, чтобы РФПИ попал под новые "адские санкции". Дело в том, что инвестиционные сделки между фондом и компанией Hyperloop правомерны по американскому законодательству о санкциях. Но так как никто не знает точно, сколько денег фонд вложил в компанию, и какой властью он обладает над ее правлением, то США крайне выгодно прекратить такое сотрудничество. В Белом доме серьезно остерегаются любой зависимости американских компаний от какой-либо российской поддержки.
В случае же с Hyperloop российский фонд получил контроль над важной американской технологией. Россия планирует использовать эту вакуумную транспортную систему для укрепления торговли с главным и крупнейшим соперником США - Китаем. И это может принести выгоды Москве раньше, чем Вашингтону.
Российские чиновники уже изучают варианты строительства Hyperloop в Москве и других частях страны, чтобы поддержать инициативу Си Цзиньпина "Один пояс - один путь". Hyperloop One привлекала всевозможных инвесторов, в том числе холдинг "Сумма" дагестанского бизнесмена Зиявудина Магомедова, который в конечном итоге вошел в его правление. Однако в марте 2018 года российские власти арестовали Магомедова по обвинению в присвоении более 35 млн долларов госсредств, а в июне он вышел из Hyperloop, цитирует статью американского издания The Daily Beast сайт InoPressa.
Весной 2016 года компания Hyperloop привлекла капитал в размере 80 млн долларов, в том числе из Российского фонда прямых инвестиций. Это произошло спустя почти два года после того, как правительство США внесло его в санкционный список.
Как пишет издание, новый Закон о национальной обороне США (NDAA), который должен быть принят в 2019 году, даст Комитету по иностранным инвестициям в США больше полномочий для проверки инвестиций с точки зрения национальной безопасности. Комитет сможет проводить проверки даже в случае, если иностранная организация, такая как Российский фонд прямых инвестиций, не обладает контрольным пакетом акций американской компании.
В Вашингтоне надеются, что на основании действия этого закона в отношении сделки РФПИ с Hyperloop будет начато официальное расследование. В случае если система Hyperloop официально будет признана стратегически важным объектом инфраструктуры США или стратегической технологией, то инвестиции российского фонда будут пересмотрены.