В России может появиться система, которая будет разрабатывать для автомобилей индивидуальные программы техосмотра на основе данных о машинах из электронных ПТС. Об этом пишет газета "Коммерсант".
Подробностями этой идеи на заседании научно-технического совета Торгово-промышленной палаты РФ поделился директор департамента научно-технической деятельности АО "Электронный паспорт" (оператор системы ЭПТС, "дочка" "Ростеха") Борис Ионов.
По словам Ионова, разрабатываемый в настоящее время сервис позволит создать индивидуальную программу ТО для машины на основе ее характеристик, особенностей эксплуатации, данных о ДТП, страховых случаях, пробеге, техобслуживании и отзывных кампаниях. В зависимости от совокупности этих данных может быть сформирована либо "хорошая" история ( тогда техосмотр можно будет проходить реже, и за меньшие деньги), либо "плохая", которая означает более частые и тщательные осмотры, а значит, и более дорогие. Худший сценарий допускает введение ограничений на эксплуатацию автомобиля с передачей сведений в ГИБДД или даже полный запрет на эксплуатацию.
"Индивидуальные программы ТО можно сделать даже для конкретных моделей, категорий автомобилей. Например, обычному автомобилю ТО достаточно проходить раз в год, а для такси с ежегодным пробегом под 200 тыс. км стоит проходить проверки, скажем, раз в три месяца", – рассказал Ионов, уточнив, что сперва необходим создать условия для перехода к новой системе и накопить массив данных об автомобилях в записях в ЭПТС. Кроме того, необходимо будет внести изменения в закон "О техосмотре" и другие нормативные акты.
Сейчас, напомним, новые авто возрастом до трех лет техосмотр не проходят вообще, машины в возрасте от трех до семи лет должны проходить его раз в два года, а более старые автомобили – ежегодно. Такси, автобусы и некоторые типы грузовиков проходят ТО каждые шесть месяцев.
"Идея, конечно, хорошая, но в настоящий момент это непосильная задача. Для начала необходимо решить проблему с повальной продажей диагностических карт без фактического проведения диагностики автомобиля. Иначе мы получим сервис по продаже "хорошей" истории для "плохого" автомобиля", – прокомментировал предложение Ионова гендиректор компании "Услугиавто" Юрий Пархоменко.
Отметим, для борьбы с "рисованием" диагностических карт в Минэкономразвития подготовили поправки в закон "О техосмотре", которые предусматривают обязательную видеофиксацию осмотров, штраф в 2 тыс. рублей за езду без ТО и уголовную ответственность для операторов. Этот документ был внесен в Госдуму, но пока не рассматривался депутатами.
Напомним, первоначально полный переход на ЭПТС в странах ЕАЭС планировался на 1 июля 2017 года, однако тогда российские автокомпании попросили перенести старт проекта, сославшись на разную степень готовности и финансовые проблемы из-за спада на авторынке РФ. В результате ЕЭК отложила переход до июля 2018 года, а затем и на ноябрь 2019 года.
На прошлой неделе глава Госавтоинспекции Михаил Черников сообщил, что недавно в России начали оформлять ЭПТС. По словам Черникова, на учет при помощи новой системы поставили 11 транспортных средств, причем это были не обычные автомобили, а прицепы для перевозки опасных грузов. Однако в процессе не обошлось без накладок: поначалу система отказывалась подгружать данные, и специалистам понадобилось время на устранение неполадок. В настоящее время, как утверждает Черников, база данных для перехода на ЭПТС полностью готова, а весь необходимый для этого функционал сформирован.