Минпромторг опубликовал проект постановления правительства РФ "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автодорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств". Согласно тексту документа, тестирование беспилотных автомобилей (а речь идет о них) планируется проводить с 1 марта 2019 года по 1 марта 2022 года на территории Москвы и Татарстана.
Как пишет газета "Коммерсант", в проекте постановления, подготовленном в рамках реализации утвержденной ранее национальной технологической инициативы (НТИ) "Автонет", подробно описана процедура допуска беспилотных машин на дороги. Так, в проекте говорится, что компания-владелец машины должна иметь уставный капитал в размере 100 млн рублей и более, а автомобиль должен быть оснащен системой непрерывной видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожно-транспортной обстановки, а также кнопкой для "активации и деактивации автоматизированной системы вождения", которую водитель сможет нажать, не отстегивая ремней безопасности.
Чтобы приступить к испытаниям машин на дорогах общего пользования, компания должна подать заявку в государственный научный центр ФГУП НАМИ с перечнем беспилотных автомобилей (их может быть не более 200 в одном регионе), а также списком страхующих водителей со стажем не менее трех лет и без лишения прав.
После испытаний НАМИ выдаст свидетельство о соответствии беспилотных машин требованиям безопасности. Затем компании потребуется зарегистрировать в ГИБДД, где сделают отметку о том, что в конструкцию машины были внесены изменения для проведения "правового эксперимента". Только после этого беспилотники получат право выезжать на дороги. При этом водителю необходимо будет иметь при себе путевой лист с маршрутом – параметры движения необходимо будет передавать в ГИБДД и НАМИ.
В проекте также отмечается, что еще до подачи заявки в НАМИ владелец машины должен застраховать гражданскую ответственность на сумму не менее 10 млн рублей, либо разместить такую сумму на депозите нотариуса или на эскроу-счете в банке. Там деньги будут заблокированы и выплачены пострадавшим в случае ДТП, полную ответственность за которое будет нести владелец беспилотной машины.
В пресс-службе компании "Яндекс", которая активно работает над технологией беспилотных машин, выступили в поддержку документа.
"Мы считаем его важным для развития сферы беспилотного транспорта в России, потому что особенности искусственного интеллекта требуют обучения в реальной дорожной обстановке. Мы уверены, что итоговая редакция постановления будет предусматривать все необходимые меры безопасности для участников дорожного движения при тестировании беспилотных автомобилей", – заявили в "Яндексе". Свою заинтересованность в появлении такого документа выразили и представители "КамАЗа", где также работают над беспилотными машинами.
В свою очередь, президент компании Cognitive Technologies, которая также разрабатывает технологии для беспилотного вождения, Ольга Ускова назвала проект "скандальным". По ее мнению, постановление готовилось в интересах нескольких крупных компаний, включая "Яндекс".
"Допуск к эксперименту основан на финансовых, а не технологических возможностях компании. В России есть несколько десятков небольших стартапов, работающих в области автономных технологий, но уставный капитал в 100 млн рублей доступен мало кому. Если постановление примут в таком виде, российский рынок для этих стартапов будет закрыт, они вынуждены будут уехать за границу, Россия потеряет отличных специалистов", – считает Ускова.
Источник издания подтвердил, что указанные параметры закладывались под "Яндекс". Так, существующие беспилотные машины компании подходят под указанные критерии, а беспилотный автобус "Шатл" НАМИ – нет.
Отметим, что беспилотные машины "Яндекса" уже проходили испытания на дорогах общего пользования. Так, в начале этого года одна самоуправляемая машина курсировала по улицам Москвы, а летом беспилотный автомобиль компании доехал от Москвы до Казани. При этом в апреле в интервью "Коммерсанту" начальник ГИБДД Михаил Черников заявил, что ведомство не разрешало проводить испытания в Москве.