Сокрытие с места тяжелого ДТП отныне будет усиливать уголовную ответственность по статье 264 УК РФ в той же степени, что и опьянение — в пиковом случае водителю грозит до 9 лет лишения свободы. Жёстко? Может быть, но для разработки законопроекта были веские причины.
Как сейчас
Самовольное отбытие с места ДТП раньше наказывалось либо лишением прав на 1?1,5 года, либо административным арестом на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 27.13 КоАП).
Для мелких аварий эта мера считалась достаточной, причем иногда даже слишком: бывает, инцидент настолько мелкий, что один из водителей его даже не замечает, да и второй не имеет особых претензий. Но если «беглеца» сдадут властям, лишение прав будет всё равно.
Если же в аварии есть пострадавшие, желание сбежать у виновника заметно выше. Если люди тяжело травмированы или погибли, ему грозит уголовное наказание по статье 264 УК РФ.
Дополнительное лишение прав на срок до 1,5 лет за бегство в этом случае является меньшей из бед, поэтому многие считают такой риск оправданным. Особенно часто это случается при наезде на пешеходов: с места таких аварий водители, как правило, могут уехать своим ходом.
Скрыться, чтобы явиться
Но водителей гонит не только страх — некоторые впоследствии являются с повинной. В чем смысл?
Читайте также
Какой там Крым? Не по карману
Из-за падения реальных доходов майский отдых россиян ограничится границами дачи
Так они пытаются скрыть опьянение. Протрезвев, виновники приходят в полицию и впоследствии получают наказание по «трезвым» частям статьи 264 УК РФ. Например, для аварий с тяжелым пострадавшим максимальный срок заключения для пьяных водителей возрастает с 2 до 4 лет (кстати, это переводит преступление в другую категорию по тяжести, что также влечет ряд юридических последствий). Если в ДТП погиб человек, опьянение увеличивает срок с 5 до 7 лет, а если жертв несколько — с 7 до 9 лет.
Чтобы сбросить два «бонусных» года, водители и уклоняются от освидетельствования, отсиживаясь сутки после аварии. Даже если опьянение было очевидно для прочих участников аварии, свидетельские показания в данном случае мало что решают — без медицинского освидетельствования признать водителя пьяным нельзя.
Громкий случай в Иваново
Триггером изменений стало ДТП с жителем Иваново Сергеем Журавлёвым. В пьяном виде он перевернулся на своем BMW X5, убив двух своих спутниц. Журавлёв скрылся с места, а значит, не прошёл процедуру освидетельствования. Тем не менее, было возбуждено дело по «пьяной» части 6 статьи 264 УК РФ и суды первых инстанций приняли косвенные свидетельства в пользу нетрезвости водителя — в ход пошли даже чеки из бара, где он оплачивал алкоголь, а также записи с видеокамер.
Но Конституционный суд поставил такие доводы под сомнение, ведь реального освидетельствования не было. В результате, Журавлёв был осужден как трезвый водитель и получил 6,5 лет колонии вместо возможных 9.
Но Конституционный суд, смягчив наказание Журавлёву, потребовал также изменить и само законодательство, чтобы прикрыть лазейку для пьяных беглецов.
Как накажут беглецов
Статью 264 УК РФ в чётных пунктах, оговаривающих наказание для пьяных водителей, дополнили фразой, которая распространяет эти пункты на водителей-беглецов.
Кстати, подразумевается не только отъезд с места аварии, но и уход с него. Бросив автомобиль, виновник облегчает поиск, но может отсидеться до протрезвления, поэтому в данном случае неважно, сбежал ли он на машине, на попутке или на своих двоих.
Максимальное наказание за побег с места аварии, где погибли двое и более человек — 9 лет лишения свободы. За одного погибшего — до 7 лет, за тяжкий вред здоровью — до 4 лет.
А если сбежал невиновный водитель? С перепугу такое случается. В этом случае ему грозит административная статья 27.13 КоАП, то есть лишение прав или арест на срок до 15 суток.
Что не считается побегом
Главный критерий — отсутствие данных о водителе. Если же он в принципе обозначился, побегом это не считается.
Например, если виновника увезли в больницу, но он сообщил свои данные и их передали сотрудникам ГИБДД, водитель не считается сбежавшим с места. То же касается эвакуации в бессознательном состоянии.
Не считается побегом и ситуация, когда, например, растерявшийся водитель отъехал от места аварии несколько сотен метров, но затем всё-таки остановился. В этом случае его могут наказать штрафом 1000 рублей за неисполнение обязанностей после ДТП, в число которых входит и быстрая остановка.
Проблема лекарств в крови
Нетрезвым может быть признан водитель не только в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но также и человек, в моче или крови которого обнаружили психотропные вещества, многие из которых входят в состав разрешенных лекарственных препаратов. Скажем, фенобарбитал содержится в «Валокордине» и «Корвалоле». В зоне риска: многие снотворные, средства от аллергии, желудочные препараты.
Читайте также
Безопасность страны Росгвардия усилит грифом «секретно»
Ведомство генерала Золотова намерено закрыть информацию о госзакупках
Правда, употребление того же «Корвалола» в разумных пределах (десять капель для сна) не приводит к появлению в биологических средах фенобарбитала. Если же речь о сильных препаратах и больших дозах, то, во-первых, их чаще всего назначает врач, во-вторых, вождение запрещает само болезненное состояние водителя, из-за которого препарат назначен. Поэтому люди, сидящие на сильной «химии», должны тщательно убеждаться, что её компоненты не входят в перечень правительства.
Обратная сторона закона
По замыслу авторов, законопроект должен восстановить справедливость в отношении более мужественных водителей, которые всё же остались на месте аварии. До сих пор закон был благосклонен к беглецам, тем более, не всегда удавалось их разыскать (хотя при тяжелых ДТП процент значительно выше, чем при мелких).
Решит ли он проблему? Многие эксперты отмечают, что решение о побеге после тяжелого ДТП чаще всего принимается на эмоциях, тем более, если речь о пьяном водителе. Многие не знают реальных последствий ДТП и тонкости Уголовного кодекса и бегут на волне страха. Бывает, они потом сдаются властям, но теперь процент добровольных явок снизится — наказание ведь возросло.
Некоторые критикуют сам принцип уравнивания побега с места ДТП с пьяной ездой, ведь причиной может быть банальный испуг. Тем не менее, сокрытие с места аварии является серьезным шагом, который затрудняет расследование ДТП, а порой лишает пострадавших возможности компенсировать ущерб. Поэтому затягивание гаек в этом вопросе было предсказуемо.
Новости авто: Эксперт не исключил рост ДТП из-за уменьшенных дорожных знаков