Правительство готово предоставить налоговые льготы для производителей автокомпонентов. Такое положение содержится в опубликованном на сайте кабинета министров плане реализации стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года.
Как пишет газета "Ведомости", в документе говорится о "разработке предложений" по снижению ставки НДС (сейчас она составляет 20%) для автокомпонентов. По замыслу чиновников эта мера должна стимулировать спрос на автокомпоненты на внутреннем рынке. Кроме того, в плане рекомендуется подготовить предложения по налоговым льготам для инвестиций в НИОКР при разработке технологий производства автокомпонентов, что позволит создать дополнительные условия для разработки технологий производства в России конкурентоспособных автокомпонентов. Свои доклады на эти темы в первом квартале 2020 года должен подготовить Минфин.
По словам собеседников издания, близких к двум автопроизводителям и двум производителям комплектующих, конкретные предложения по снижению НДС с представителями отрасли еще не обсуждались, но производители автокомпонентов нуждаются в поддержке. Так, по словам топ-менеджера компании, занимающейся выпуском автокомпонентов, с 2012 года производство сильно сократилось вслед за падением авторынка.
Один из источников "Ведомостей" полагает, что снижение ставки НДС для автокомпонентов, по замыслу чиновников, должно привести к удешевлению автомобилей, но на практике это вряд ли произойдет. По мнению сотрудника одного из автоконцернов, в случае снижения НДС производители автокомпонентов могут забрать себе всю прибыль, но те, кто этого не сделает, смогут в перспективе увеличить заказы от автозаводов.
Человек, близкий к другому производителю автокомпонентов, полагает, что снижение ставки НДС составит не более 1-2 процентных пунктов. Возможные налоговые льготы для инвестиций в НИОКР, по его мнению, эффекта не дадут. "Налоговые льготы есть и сейчас – заходи в особую экономическую зону и получай их. Нужны принципиально иные меры", – считает он.
Наконец, еще один собеседник издания указал на необходимость комплексного подхода, который должен включать не только поддержку производителей автокомпонентов, но и стимулирование потребления их продукции (например, в виде ужесточения экологических норм для автомобилей). При этом действия российских властей должны быть синхронизированными с действиями властей других крупных странам. В ином случае эффект от налоговых льгот для производителей комплектующих будет минимальным.