Материал комментируют:
Мария Домарёва
«Привидение с мотором», «бешеная табуретка», «чебурашка» — это всё про автомобиль «Ока», который внезапно может вернуться на российские дороги. По крайней мере, Минпромторг РФ в лице своего шефа считает идею возрождения советской марки достойной внимания и поддерживает её. А ещё — готов рассмотреть вопрос оперативно, как только отечественные автоконцерны подготовят соответствующее предложение. Об этом сообщил глава министерства Денис Мантуров в преддверии ПМЭФ.
«Мы будем всячески поддерживать тех коллег из автопрома, кто выйдет с такими предложениями, готовы рассмотреть вопрос оперативно. Потому что первая ласточка — это „Москвич“ в дополнение к „Ладе“, за ним будет „Волга“, надеюсь, уже в следующем году», — сказал чиновник.
Народ энтузиазма министра, мягко скажем, не понял.
«Ока» умерла своей смертью, зачем её воскрешать?". «Она, что, так хорошо себя зарекомендовала? Господин Мантуров сам на ней ездить будет? Или это только для народа?». «Всех представителей власти пересадить на „Оку“!» — таково мнение большинства. Здравой эта идея кажется немногим, да и то — с оговорками: «Сделайте „Оку“ как мини-купер и её будут сметать из автосалонов. Только ценник должен быть реальный, а не космический». «Компактные городские автомобили без наворотов очень нужны. Но стоить они должны не более полумиллиона». Такие комментарии тоже есть, но они в явном меньшинстве, что не удивительно.
«Ока» не была мечтой отечественных автомобилистов. Да и не должна была ею становиться. Это детище отечественного автопрома появилось на свет из-за того, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постоянно критиковали Министерство автомобильной промышленности (МАП) за неудовлетворительную работу по обеспечению инвалидов личным транспортом. Поэтому в начале 1980-х было решено создать микролитражный автомобиль с приспособлениями для лиц с ограниченными возможностями. Он многократно дорабатывался и переделывался. В конечном итоге появилась «Ока» — легковушка I группы особо малого класса.
Она была разработана общими усилиями советских конструкторов, с Волжского автомобильного завода — в том числе. Выпускалась с 1988 по 2008 год на ВАЗе, в Набережных Челнах и в Серпухове. Всего было произведено 700 тысяч машин. В ноябре 2008-го выпуск пришлось остановить, поскольку производство стало нерентабельным. Тут, конечно, можно попенять, что правительство тогда сделало ставку на строительство зарубежных сборочных заводов, так как сочло развитие отечественного автопрома бесперспективным. Но была и ещё одна причина прекращения выпуска «Оки». После введения в РФ экостандарта «Евро-2» для вредных веществ в выхлопах возиться с модернизацией «бешеной табуретки» никто не захотел. К тому же, несмотря на то, что цена на автомобиль не повышалась, спрос падал, «Ока» не выдерживала конкуренции с иномарками.
Впрочем, в 2013 году АвтоВАЗ заявлял о намерении возродить микролитражку, но словами дело и ограничилось. Да и сейчас наши сограждане ещё не настолько отчаялись, чтобы покупать морально устаревший металлолом. Кстати, интересно, почему наше правительство стало так часто оглядываться в прошлое, вместо того, чтобы взять курс на создание чего-то нового, отвечающего современным стандартам? Социолог и автомобилист Мария Домарёва полагает, что на это приходится идти не от хорошей жизни:
— Возродить бренд — задача несложная. Достаточно по имеющимся чертежам выпустить серию и прикрепить к модели знак компании. А что изменится под капотом или насколько автомобиль будет соответствовать современным критериям безопасности в российских погодных условиях? Эти вопросы почему-то опускаются. Например, еще год назад требования по безопасности упростили, разрешив новым автомобилям игнорировать системы ABS, ESP и «ЭРА-ГЛОНАСС». Пока рано говорить о последствиях: статистика за 2022 год показывает нам динамику уменьшения общего числа ДТП на «старых дрожжах». Но как она будет меняться после значительного ввода в эксплуатацию автомобилей без привычных систем безопасности, например, антиблокировочной системы тормозов, которую поставляла немецкая компания Bosch, пока неясно.
Гонка в условиях возникшего дефицита автопрома понятна: сейчас те компании, которым удастся быстро спроектировать недорогой отечественный автомобиль, даже возродив его «из глубины веков», получат неплохую прибыль. А тут все средства хороши. Даже игнорирование безопасности.
«СП»: Откуда в правительстве тоска по советскому опыту?
— Полагаю, что тоска связана с невозможностью договориться с прежними партнерами, как это часто делалось в СССР. Ведь, как ни крути, но народный автомобиль «Жигули» — это итальянский Fiat 124, а прообразом первого «Москвича» стала британская модель Ford Prefect, потом замененная на «трофейный» «Опель-Кадет». И если своего ABS и прочего за все это время в России не разработано, сложно ожидать его в условиях дефицита. Впрочем, возможно, его быстро устранит китайский автопром. Время покажет. И вообще, советский опыт — это совокупность собственных достижений в различных отраслях науки и техники плюс умение договориться с капиталистами при низком уровне воровства и откатов. А когда экономика строится исключительно на показухе, она держится ровно столько, сколько могут работать станки и машины, которые куплены или собраны, но не разработаны в России, — считает эксперт.
А ведь не обязательно реанимировать почившую в бозе «Оку». Стоит посмотреть, что есть у соседей, готовых сотрудничать с Россией без оглядки на санкции, — например, у Ирана и Китая. И с их помощью заткнуть дыру на российском авторынке, если таковая образовалась. А тем временем накрутить хвост российским автоконцернам, чтоб форсированными темпами начали разработку отечественных авто по заданным характеристикам. Что сейчас востребовано? Компактное недорогое эргономичное авто с продуманной системой безопасности? Задача поставлена. В случае неисполнения — спросить по всей строгости. А если успех — пусть директор завода (или его владелец) дырочку для ордена готовит. Между прочим, это проверенный советский метод.
И раз уж в верхах так полюбили оглядываться в прошлое, может, не мелочиться с «Окой», а воссоздать куда более престижный бренд ЗИС (завод имени Сталина)? Вот только где тогда окажется министр Мантуров?