Без новых траншей от МВФ Украине грозит дефолт и обвал курса гривны. Такое заявление в эфире одного из украинских каналов сделал заместитель председателя НБУ Олег Чурий. По словам Чурия, в Киеве надеются получить от Международного валютного фонда не менее пяти миллиардов долларов в этом году. В противном случае, стране будет проблематично рассчитаться по своим международным обязательствам. Только самому МВФ Украина в этом году должна выплатить около миллиарда долларов. Всего же «незалежной» придется отдать 12,5 млрд долл. по долгам в ближайшие три года.
«Без дальнейшего получения кредитов от МВФ мы не сможем выполнить эти обязательства. То есть мы перейдем в дефолт, это нужно понимать всем», — заявил Чурий. Он добавил, что мало шансов удержать и курс гривны без помощи МВФ.
Тем временем, пока далеко не очевидно, что Международный валютный фонд готов раскошелиться на пять миллиардов. За 2015 год Украина получила только два транша — 5 млрд. долларов в марте и 1,7 млрд. — в августе 2015 года. Третий транш по программе EFF в размере миллиарда долларов МВФ выделил Киеву в сентябре 2016, более чем с годовой задержкой. Украинские власти надеялись, что четвертый перевод последует уже в январе 2017, и регулярно делали оптимистичные заявления по этому поводу, но Фонд из раза в раз переносил заседания по этому вопросу.
Прогресса удалось добиться только после того, как Киев согласился подписать обновленный Меморандум с МВФ. Его полный текст официально не представлен, но по сообщениям СМИ, он предусматривает повышение страхового стажа и пенсионного возраста, введение нового пенсионного налога, заморозку минимальных зарплат на три года, повышение тарифов. Также речь шла о том, чтобы снять действующий мораторий на продажу сельскохозяйственных земель, хотя украинские власти эту информацию пока опровергают.
В МВФ подтвердили, что заседание совета директоров по вопросу выделения очередного транша Украине в размере миллиарда долларов состоится 20 марта. В Фонде отметили, что ключевым фактором, который повлияет на решение, будет пенсионная реформа. «Главной целью программы является помощь правительству Украины и украинцам в преодолении тех вызовов, которые стоят перед ними, а также выход страны на путь устойчивого роста. Мы считаем пенсионную реформу ключевой в налаживании пенсионной системы. Целью реформы является улучшение пенсионного обеспечения и усовершенствование самой системы», — заявил представитель МВФ Джерри Райс.
Не исключено, что Киеву, несмотря на заверения официальных лиц, придется пойти на повышение пенсионного возраста. Если пересмотр программы будет одобрен, Фонд обещает переводить транши ежеквартально. Но прошлый опыт сотрудничества показывает, что даже если очередной транш выделят, это не гарантирует поступление остальных переводов. А миллиард долларов вряд ли сможет решить все финансовые проблемы Киева, которому одному только Фонду нужно отдать ровно эту сумму. Такими темпами дефолт и обвал курса гривны становятся все более реальной перспективой.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова Михаил Кривогуз считает, что Киев будет делать все, чтобы МВФ продолжал с ним сотрудничество.
— Сегодня в Верховной Раде все чаще говорят о необходимости разорвать отношения с МВФ. Но всерьез эти призывы не стоит рассматривать. Просто некоторые украинские политики таким образом стремятся набрать очки в глазах публики. На деле же сотрудничество, скорее всего, будет продолжено. Если мы посмотрим на историю, то увидим, что и для Ющенко, и для Януковича камнем преткновения становился третий транш кредитных программ МВФ. Они были не в состоянии выполнить требования Фонда, и программы сворачивали.
Украина в прошлом году этот третий транш хотя и с большим трудом, но получила. Порошенко, расходуя свой потенциал народной поддержки, пытался выполнять требования Фонда. При нем уже как минимум пять раз повышались коммунальные тарифы. К сегодняшнему дню он этот потенциал поддержки исчерпал. И удастся ли им преодолеть роковую планку третьего транша, сказать трудно.
«СП»: — Если не удастся, могут сбыться слова Чурия о дефолте?
— Вполне. Дело в том, что средства, которые дает МВФ, не идут ни в инвестирование, ни в промышленность, ни в экономику в целом. В основном их используют для затыкания бюджетных дыр, погашения задолженностей по зарплатам и выплаты внешних обязательств. Внутреннего потенциала развития у Украины сейчас практически нет. На плаву она держится только благодаря вливаниям МВФ. Поэтому что бы в Раде ни говорили о том, что Фонд закабалил Украину и надо отказаться от отношений с ними — это лишь политические разговоры и популистская риторика. Без МВФ они не проживут, и тут не с чем спорить.
«СП»: — То есть единственный выход Киева — надеяться, что МВФ их не бросит?
— По большому счету, да. И шансы на это довольно высоки. Большая часть украинских обязательств перед МВФ — это обязательства государственные. МВФ дает деньги по льготной ставке в 2−3% годовых, а коммерческие банки предоставляют займы под 6−7%. Это меньше, чем в России, но выше, чем у Фонда. Наш заем в размере трех миллиардов, который Киев отказался возвращать, кстати, выдавался под 5% годовых. Хотя это выше, чем у МВФ, это ниже банковских ставок, поэтому даже в Фонде признали его государственным долгом.
Возвращаясь к сотрудничеству Украины и МВФ, нужно напомнить, что основной акционер Фонда — это США. Большинство акций этой организации принадлежат Америке, вклад их в деятельность Фонда больше, чем у любой другой страны. Кроме того, значительная часть коммерческих обязательств Киева выкуплена американскими же фондами. Поэтому, исходя из политических соображений, думаю, МВФ продолжит поддержку Украины. Тем самым они поддерживают и американские фонды.
Другой вопрос, что приход Трампа мог бы внести в эту картину какие-то коррективы. Но, как мы видим, несмотря на свои радикальные заявления о том, что достаточно всех кормить и помогать, нужно заниматься внутренними проблемами, Трампа понемногу ломают. Вскоре он будет встречаться с канцлером Германии Ангелой Меркель, которая может уговорить его не менять политику. Поэтому не думаю, что МВФ откажется от отношений с Украиной, равно как и Украина со своей стороны не откажется от отношений с МВФ.
«СП»: — А если МВФ не откажется от сотрудничества, но снова будет затягивать выдачу новых траншей, это скажется на курсе гривны и перспективах дефолта?
— Сейчас для курса гривны большая угроза даже не в отсрочках со стороны МВФ, а во взаимной блокаде с ДНР и ЛНР. На их территории находились предприятия украинской юрисдикции, которые платили налоги Киеву. Оттуда шел уголь, туда шло необходимое горнорудное сырье для металлургии.
Уголь поступал на ТЭС, но теперь это уже не страшно для Украины — зимний сезон заканчивается, погода установилась относительно теплая. Проблема в том, что уголь поставлялся и для металлургических производств, которые расположены на подконтрольной Киеву территории. А продукция металлургии (рельсы, трубы, металлические полуфабрикаты) — это основная экспортная отрасль Украины. Если из-за блокады у них произойдет сокращение экспорта этой продукции, уменьшится валютная выручка, то это, безусловно, скажется и на курсе гривны и перспективах дефолта.