В 2017 году объем Резервного фонда правительства может быть увеличен еще на 8 млрд. рублей. Об этом в понедельник, 10 апреля, сообщил премьер РФ Дмитрий Медведев.
«Есть предложение по увеличению объема фонда за счет субсидий регионам, которые не были распределены к 1 февраля текущего года», — сказал Медведев.
Премьер напомнил, что в начале апреля объем Резервного фонда правительства уже был увеличен на 16,2 млрд. рублей — за счет неиспользованных в 2016 году остатков средств федерального бюджета. Нынешнее предложение о дополнительном увеличении объема Фонда, пообещал Медведев, будет рассмотрено с депутатами Госдумы, а также в рамках трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям.
Премьер отметил, что необходимо думать об источниках формирования фонда кабмина, и призвал максимально эффективно использовать резервы, стараясь сохранить их в нынешних условиях. «Нам необходимо иметь достаточный запас прочности», — заключил он.
По его словам, в 2017-м правительство направит из своего Резервного фонда 107,5 млрд. рублей на обеспечение социального и экономического развития России, в том числе 17,4 млрд. рублей на докапитализацию Фонда развития промышленности, «чтобы поддержать ряд отраслей».
Напомним: Резервный фонд правительства создан для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий, траты на которые не заложены в федеральный бюджет. Правительство распределяет средства фонда по собственному усмотрению, не предлагая изменений в какие-либо законодательные акты. В начале 2017 года утвержденный объем резервного фонда находился на уровне 80 млрд. рублей.
Заметим: пополнение Резервного фонда правительства происходит на фоне сокращения основного Резервного фонда страны. Как сообщил Минфин, на 1 апреля 2017 года объем Резервного фонда РФ составил 931,31 млрд. рублей, что эквивалентно $ 16,07 млрд. Ранее сообщалось, что Фонд сократился за 2016-й год в 3,7 раза.
Зачем понадобилось множить резервы, насколько велика правительственная «заначка», и что реально на нее сделать?
— Резервный фонд правительства и Резервный фонд страны имеют разное значение, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — В основном фонде лежали триллионы рублей, которые изымались из бюджета в то время, когда были высокие цены на нефть. Сейчас остатки этого былого величия сконцентрированы на специальных счетах Банка России, и оттуда они постепенно уходят на финансирование дефицита федерального бюджета и Пенсионного фонда.
А у кабмина имеется свой небольшой фондик — деньги, которые в непредвиденных случаях правительство может без проволочек перебрасывать с одной статьи расходов на другую. На деле, это ситуационный фонд на случай, если потребуется заткнуть очередную дыру.
В теории, такой фонд — под управлением Минфина РФ — может существовать, чтобы обеспечить бесперебойность финансирования различных программ. Но Медведев пытается представить этот резерв как нечто более серьезное — как солидный мешок с деньгами, который есть у правительства, и который вдруг начал пополняться.
На деле, камбин экономит по всем направлениям расходов федерального бюджета — отсюда излишки, которые оказываются в правительственном фонде.
«СП»: — Это правильная тактика?
— Я так не думаю. Потребность бюджетов всех уровней в финансировании колоссальна. Даже с учетом дефицита, заложенного в них, очень многие расходы остались неучтенными. В результате, эти так называемые квазибюджетные расходы финансируются через ЦБ РФ и госбанки.
В этом процессе балансировки Резервный фонд правительства практически не имеет позитивного значения. Напротив, любая экономия в такой ситуации бьет по бюджетополучателям. Напомню, что все без исключения региональные бюджеты находятся сейчас в тяжелом состоянии, а некоторые вообще стоят на грани выживания.
«СП»: — Зачем же в такой ситуации делается упор на пополнении фонда кабмина?
— К сожалению, все резервные фонды превратились у нас в символы величия России и ее руководства. Благодаря фондам создается впечатление, что у страны имеется мошна, и благодаря ей мы сможем какое-то время выживать. А значит, ничего в экономике экстренно менять не нужно.
На деле, сейчас российская экономика сориентирована на приток зарубежного спекулятивного капитала и на экспортные поставки энергоносителей. Естественно, такая ресурсно-ориентированная экономика сильно зависит от мирового рынка. Если, скажем, Запад воспользуется нынешним обострением обстановки вокруг Сирии, и введет ограничения для России на торговлю нефтью, мы окажемся в очень непростой ситуации.
На мой взгляд, такое искушение у Запада на самом деле имеется. Уменьшением присутствия России на нефтяном рынке те же США будут избавлены от необходимости договариваться с ОПЕК, плюс сыграют на руку собственным добывающим компаниям, разом повысив цены на нефть.
Российский кабмин, наполняя в такой обстановке собственный фонд — небольшой в масштабах России, — я считаю, пытается повысить свой рейтинг. Правительственный фонд позволяет лишний раз сказать, что мы застрахованы от неприятностей — только и всего.
«СП»: — Сколько на самом деле нужно денег, чтобы закрыть потребности страны в финансировании?
— Это видно из подсчетов необходимых расходов, которые, тем не менее, не включены в бюджеты всех уровней. Допустим, затраты на создание нормальной транспортной инфраструктуры — включая автомобильные и железные дороги, а также морские и речные порты и аэропорты, — оцениваются не менее чем в 100 трлн. рублей.
Прибавьте к этому вливания в энергетическую инфраструктуру, которая к настоящему времени здорово устарела — это дополнительные десятки триллионов рублей. Плюс, конечно, коммунальная инфраструктура — еще десятки триллионов.
А ведь еще весьма затратные программы развития Дальнего Востока, Северного Кавказа, Крыма, которые также необходимо исполнять. На этом фоне, я считаю, попытка путем экономии наполнить правительственный Резервный фонд выглядит несерьезной.