В России сократят 3,87 млн лишних пенсионеров - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
В России сократят 3,87 млн лишних пенсионеров - «Экономика» 05:00 Суббота 0 445
6-05-2017, 05:00

В России сократят 3,87 млн лишних пенсионеров - «Экономика»


В России сократят 3,87 млн лишних пенсионеров - «Экономика»

Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин предложил сократить число пенсионеров на 9% (3,87 миллиона человек), чтобы не сокращать размер пенсий. Об этом в пятницу, 5 мая, сообщили «Ведомости» со ссылкой на стратегию-2035, которую ЦСР подготовил для президента РФ Владимира Путина.

Как отмечается в материалах ЦСР, за 2014−2016 годы средняя пенсия сократилась на 7% в реальном выражении, составив 1,5 прожиточного минимума пенсионера и 34% от средней зарплаты. Между тем, в 2012 году соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом достигало 1,8, а принятая в том же году правительством РФ стратегия развития пенсионной системы предполагала довести этот показатель до 2,5−3, а соотношение пенсии со средним заработком — до 40% (минимального стандарта, рекомендуемого Международной организацией труда, МОТ).

Теперь Кудрин предлагает создать устойчивую пенсионную систему за счет повышения пенсионного возраста до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин с шагом по полгода в год, начиная с 2019 года. В результате численность пенсионеров сократится на 9% - на 3,87 млн. человек — до 38,52 млн. Кроме того, предлагается ужесточить условия для получения пенсии.


Необходимый стаж для начисления страховой пенсии, который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году, нужно продолжить повышать и далее — до 20 лет, говорится в материалах ЦСР. Минимальное число пенсионных баллов, которое тоже запланировано повысить до 30 к 2025 году, нужно затем увеличить до 52, предлагает стратегия. Социальная пенсия, которую получают те, кто не заработал на страховую, будет назначаться при достижении 68 лет (сейчас — 65 лет для мужчин и 60 для женщин). Одновременно будут ужесточаться условия для назначения досрочных пенсий: так, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей будет повышен до 35 лет.

По расчетам экспертов ЦСР, реализация предлагаемых мер позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом до 1,85 к 2024 году, и до 2,33 к 2035 году. При этом трансферт из бюджета на финансирование пенсий сократится на 0,9% ВВП к 2024 году и на 2% ВВП к 2035 году, т. е. фактически обнулится.

Соотношение средней страховой пенсии со средней зарплатой сохранится на уровне не ниже 34%, обещают авторы стратегии.

Понятно, накануне президентских выборов-2018 выстраивать «устойчивую пенсионную систему» по модели Кудрина никто не станет. Но потом руки у Кремля окажутся развязанными.

Так, в феврале «Известия» сообщили, что в правительстве якобы уже приняли концептуальное решение о повышении пенсионного возраста, и дискуссии ведутся лишь о том, когда объявлять об этом. Тогда в Минтруде поспешили заверить, что решение еще не принято, и напомнили о заявлении главы ведомства Максима Топилина, что время для повышения пенсионного возраста еще не пришло.

Но дыма без огня не бывает. По сути, дискуссией граждан подготавливают к мысли, что жесткая пенсионная реформа — дело неизбежное. Никто во власти якобы этого не хочет, но жизнь заставляет.

Пойдет ли Кремль на реализацию инициатив Кудрина, есть ли альтернатива пенсионной стратегии ЦСР?

— Кудрин, предлагая такие меры, отвлекает внимание от собственной трагической ошибки — снижении ставки Единого социального налога (ЕСН) в 2005 году с 35,6% до 26%, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Именно с этого момента в пенсионной системе страны возник дефицит. А окончательно добила пенсионную систему валоризация пенсий в 2009 году, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, и без дополнительных источников финансирования пенсионной системы.

Кудрин никогда не признает свою ошибку. И сегодня он пытается ее завуалировать новыми предложениями по повышению пенсионного возраста.

«СП»: — Есть ли альтернатива планам Кудрина?

— Нужно признать, прежде всего, что решение 2005 года было ошибочным. И произвести пересчет ставок страховых пенсионных взносов — сделать так, чтобы пенсионная система снова стала самодостаточной. Ну и, естественно, не уменьшать бюджетную часть пенсионного обеспечения.

Надо понимать: это некая социальная составляющая, которую бюджет берет на себя. Так делается не только в России, но и в других странах с развитыми пенсионными системами. Например, в Германии дотации государства составляют около 25% бюджета пенсионной системы.

«СП»: — Но Кудрин, напротив, говорит, что конечная цель его реформы — снизить трансферты из бюджета на финансирование пенсий на 2% ВВП к 2035 году…

— Это чистой воды прожектерство: никто не знает, каким будет ВВП даже через 2−3 года. Показатели же 2035 года, я считаю, буквально взяты с потолка.

Сегодня российская экономика и российская бюджетная сфера критически зависят от сырьевого экспорта, и цены на него не дано предугадать абсолютно никому. Если бы мы имели диверсифицированную экономику, то могли бы показатели ВВП более-менее спрогнозировать. Но когда вы опираетесь на экспорт сырья — не обязательно нефти и газа, но и металлов, леса, — вы не можете предсказать поведение рынка. А значит, не можете планировать, как себя будет чувствовать бюджетная система.

Есть и другой момент. Все-таки согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Это предполагает, в том числе, стабильное пенсионное обеспечение тех, кто имеет пенсионные права. Чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни пенсионеров, государство просто обязано — если считает себя социальным — осуществлять определенные трансферты в пенсионную систему.

Самое интересное, в программе Кудрина говорится, что предлагаемые меры позволят удержать коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) на уровне 34%. Тогда как рекомендации МОТ недвусмысленно говорят, что минимальный коэффициент замещения должен составлять 40%. Россия одно время соглашалась с этой нормой, но сегодня кудринцы делают вид, что ее не существует в принципе.

«СП»: — Насколько план ЦСР по сокращению социальных обязательств государства соответствует пожеланиям власти?

— Кудрин очевидно подыгрывает финансово-экономическому блоку правительства. Этот блок кровно заинтересован в уменьшении финансирования социальных программ, в том числе — пенсионного обеспечения. Прежде всего, чтобы уменьшить дефицит бюджета и перенаправить федеральные средства на другие, более выгодные — на его взгляд — направления. И потому, конечно, Кудрин находит множество сторонников в правительстве.

Другое дело, что Путин неоднократно заявлял, что повышение пенсионного возраста в стране, где средняя продолжительность жизни мужчин составляет 67 лет — мера, как минимум, преждевременная.


«СП»: — Представим, что предложения Кудрина реализованы прямо сейчас. К чему это приведет?

— К всплеску социального недовольства и активным протестам — не только со стороны пенсионеров, но и работающей части населения. Кроме того, это нанесет мощный удар по имиджу власти и репутации президента.

Правда, в отличие от Кудрина, который может предлагать что угодно, Владимир Путин не может подписывать что угодно. Поэтому вполне вероятно, что глава государства, учитывая непростую обстановку в России, даже рассматривать предложение ЦСР не станет.


Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин предложил сократить число пенсионеров на 9% (3,87 миллиона человек), чтобы не сокращать размер пенсий. Об этом в пятницу, 5 мая, сообщили «Ведомости» со ссылкой на стратегию-2035, которую ЦСР подготовил для президента РФ Владимира Путина. Как отмечается в материалах ЦСР, за 2014−2016 годы средняя пенсия сократилась на 7% в реальном выражении, составив 1,5 прожиточного минимума пенсионера и 34% от средней зарплаты. Между тем, в 2012 году соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом достигало 1,8, а принятая в том же году правительством РФ стратегия развития пенсионной системы предполагала довести этот показатель до 2,5−3, а соотношение пенсии со средним заработком — до 40% (минимального стандарта, рекомендуемого Международной организацией труда, МОТ). Теперь Кудрин предлагает создать устойчивую пенсионную систему за счет повышения пенсионного возраста до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин с шагом по полгода в год, начиная с 2019 года. В результате численность пенсионеров сократится на 9% - на 3,87 млн. человек — до 38,52 млн. Кроме того, предлагается ужесточить условия для получения пенсии. Необходимый стаж для начисления страховой пенсии, который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году, нужно продолжить повышать и далее — до 20 лет, говорится в материалах ЦСР. Минимальное число пенсионных баллов, которое тоже запланировано повысить до 30 к 2025 году, нужно затем увеличить до 52, предлагает стратегия. Социальная пенсия, которую получают те, кто не заработал на страховую, будет назначаться при достижении 68 лет (сейчас — 65 лет для мужчин и 60 для женщин). Одновременно будут ужесточаться условия для назначения досрочных пенсий: так, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей будет повышен до 35 лет. По расчетам экспертов ЦСР, реализация предлагаемых мер позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом до 1,85 к 2024 году, и до 2,33 к 2035 году. При этом трансферт из бюджета на финансирование пенсий сократится на 0,9% ВВП к 2024 году и на 2% ВВП к 2035 году, т. е. фактически обнулится. Соотношение средней страховой пенсии со средней зарплатой сохранится на уровне не ниже 34%, обещают авторы стратегии. Понятно, накануне президентских выборов-2018 выстраивать «устойчивую пенсионную систему» по модели Кудрина никто не станет. Но потом руки у Кремля окажутся развязанными. Так, в феврале «Известия» сообщили, что в правительстве якобы уже приняли концептуальное решение о повышении пенсионного возраста, и дискуссии ведутся лишь о том, когда объявлять об этом. Тогда в Минтруде поспешили заверить, что решение еще не принято, и напомнили о заявлении главы ведомства Максима Топилина, что время для повышения пенсионного возраста еще не пришло. Но дыма без огня не бывает. По сути, дискуссией граждан подготавливают к мысли, что жесткая пенсионная реформа — дело неизбежное. Никто во власти якобы этого не хочет, но жизнь заставляет. Пойдет ли Кремль на реализацию инициатив Кудрина, есть ли альтернатива пенсионной стратегии ЦСР? — Кудрин, предлагая такие меры, отвлекает внимание от собственной трагической ошибки — снижении ставки Единого социального налога (ЕСН) в 2005 году с 35,6% до 26%, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Именно с этого момента в пенсионной системе страны возник дефицит. А окончательно добила пенсионную систему валоризация пенсий в 2009 году, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, и без дополнительных источников финансирования пенсионной системы. Кудрин никогда не признает свою ошибку. И сегодня он пытается ее завуалировать новыми предложениями по повышению пенсионного возраста. «СП»: — Есть ли альтернатива планам Кудрина? — Нужно признать, прежде всего, что решение 2005 года было ошибочным. И произвести пересчет ставок страховых пенсионных взносов — сделать так, чтобы пенсионная система снова стала самодостаточной. Ну и, естественно, не уменьшать бюджетную часть пенсионного обеспечения. Надо понимать: это некая социальная составляющая, которую бюджет берет на себя. Так делается не только в России, но и в других странах с развитыми пенсионными системами. Например, в Германии дотации государства составляют около 25% бюджета пенсионной системы. «СП»: — Но Кудрин, напротив, говорит, что конечная цель его реформы — снизить трансферты из бюджета на финансирование пенсий на 2% ВВП к 2035 году… — Это чистой воды прожектерство: никто не знает, каким будет ВВП даже через 2−3 года. Показатели же 2035 года, я считаю, буквально взяты с потолка. Сегодня российская экономика и российская бюджетная сфера критически зависят от сырьевого экспорта, и цены на него не дано предугадать абсолютно никому. Если бы мы имели диверсифицированную экономику, то могли бы показатели ВВП более-менее спрогнозировать. Но когда вы опираетесь на экспорт сырья — не обязательно нефти и газа, но и металлов, леса, — вы не можете предсказать поведение рынка. А значит, не можете планировать, как себя будет чувствовать бюджетная система. Есть и другой момент. Все-таки согласно Конституции РФ (ст.7) Российская Федерация является социальным государством. Это предполагает, в том числе, стабильное пенсионное обеспечение тех, кто имеет пенсионные права. Чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни пенсионеров, государство просто обязано — если считает себя социальным — осуществлять определенные трансферты в пенсионную систему. Самое интересное, в программе Кудрина говорится, что предлагаемые меры позволят удержать коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) на уровне 34%. Тогда как рекомендации МОТ недвусмысленно говорят, что минимальный коэффициент замещения должен составлять 40%. Россия одно время соглашалась с этой нормой, но сегодня кудринцы делают вид, что ее не существует в принципе. «СП»: — Насколько план ЦСР по сокращению социальных обязательств государства соответствует пожеланиям власти? — Кудрин очевидно подыгрывает финансово-экономическому блоку правительства. Этот блок кровно заинтересован в уменьшении финансирования социальных программ, в том числе — пенсионного обеспечения. Прежде всего, чтобы уменьшить дефицит бюджета и перенаправить федеральные средства на другие, более выгодные — на его взгляд — направления. И потому, конечно, Кудрин находит множество сторонников в правительстве. Другое дело, что Путин неоднократно заявлял, что повышение пенсионного возраста в стране, где средняя продолжительность жизни мужчин составляет 67 лет — мера, как минимум, преждевременная. «СП»: — Представим, что предложения Кудрина реализованы прямо сейчас. К чему это приведет? — К всплеску социального недовольства и активным протестам — не только со стороны пенсионеров, но и работающей части населения. Кроме того, это нанесет мощный удар по имиджу власти и репутации президента. Правда, в отличие от Кудрина, который может предлагать что угодно, Владимир Путин не может подписывать что угодно. Поэтому вполне вероятно, что глава государства, учитывая непростую обстановку в России, даже рассматривать предложение ЦСР не станет.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl