Материал комментируют:
Владимир Жарихин
Николай Топорнин
Украина до конца 2017 года подаст иск в ВТО против России по поставкам сельхозпродукции. Об этом 25 августа заявила замминистра экономического развития и торговли страны Наталья Микольская.
По словам замминистра, «иск будет касаться тех товарных групп, где у украинской стороны есть сильная доказательная база, и по тем товарным позициям, где украинские производители готовы представить конкретные факты».
Микольская также заявила, что РФ якобы препятствует транзиту товаров из Украины в другие страны. Из-за этого объем украинских сельскохозяйственных поставок сократился на 35% только за первую половину 2016 года.
Напомним: в январе 2016 года, в связи с вступлением в силу экономической части Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, Россия приостановила действие договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Киева. Москва, Киев и Брюссель проводили консультации по этой проблеме, но не смогли прийти к компромиссу. Россия в итоге запретила транзит украинских товаров, которые подпадают под санкции ЕС и ответное эмбарго России. Тогда же, в 2016 году, в отношении Украины начало действовать торговое эмбарго, аналогичное тому, что было введено против ЕС и США.
И вот теперь Украина, которая считает свои интересы ущемленными, подает уже четвертый иск в рамках ВТО. Впрочем, Москва тоже не сидит сложа руки.
В мае стало известно, что Россия подала иск в ВТО с жалобой на постоянные санкции со стороны Украины. Как пояснял тогда министр экономического развития Максим Орешкин, иск охватывает более сотни украинских нормативных актов. В том числе — запрет на ввоз российских продуктов.
Даже в ситуации, когда российско-украинские торговые связи фактически разорваны, Киев не унимается и вводит новые торговые ограничения. Пример тому — недавняя пошлина на шоколад из России. Ее размер превышает 30% от стоимости товара. Украинские власти обосновали решение тем, что с 2012 года шоколадную продукцию из РФ якобы везут по демпинговым ценам.
Для Москвы идеальным результатом судебного процесса в ВТО стало бы наказание Киева. Но в нынешней политической ситуации на это вряд ли можно рассчитывать.
С точки зрения Запада, Украина уже стала важной частью модели сдерживания России. Об этом говорит фактически постоянное присутствие военнослужащих стран-членов НАТО на полигонах «незалежной». Дело идет к тому, что Россия получит на своих границах плацдарм для развертывания НАТО. А НАТО — в перспективе — получит еще и украинскую армию, которая будет понимать, как ей взаимодействовать с силами альянса, и будет готова на любые провокации в отношении РФ.
При такой ставке Запад, скорее, закроет глаза на нарушения Киевом правил ВТО, чем станет доискиваться истины.
Что стоит за иском Киева, как выглядят перспективы разбирательства Украина-РФ в ВТО?
— Шансы Киева выиграть по искам в ВТО весьма незначительные, — считает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Показательно, что по трем предыдущим искам положительных для Украины результатов нет до сих пор, да и рассмотрение их почти не двигается.
Внешняя причина исков проста. Киев пытается построить, через территорию РФ, транспортный коридор в Китай. А Россия, тормозя украинские составы под формальными предлогами, сводит на нет усилия «незалежной». Теперь Украина жалуется на блокирование транзита в ВТО, но ее проблема в том, что РФ формально ничего не нарушает.
Кроме того, ряд украинских производителей сельхозпродукции хотели бы вернуться на российский рынок — емкий и удобный с точки зрения логистики. Они давят на Киев, лоббируя свои интересы. Иск в ВТО по поставкам сельхозпродукции, я считаю, является пасом в сторону этого аграрного лобби.
Но если смотреть на ситуацию шире, история с исками имеет и внешнюю политическую составляющую.
«СП»: — В чем она заключается?
— Киев, подавая иски в ВТО, демонстрирует Западу готовность противостоять России на всех возможных фронтах. Разбирательство в ВТО позволяет украинской стороне говорить, что Россия нарушает соглашение о свободном перемещении товаров и услуг. А значит — по логике Киева — РФ снова нарушает нормы международного права, как нарушила их с Крымом, а потом с Донбассом.
Такая политика связана с тем, что Киевом сделана ставка на помощь со стороны США и ЕС. Эта помощь, заметим, поступает в трех измерениях: экономическом, военном и политическом.
Так вот, на любом направлении, где можно эту помощь увеличить, украинцы из кожи вон лезут, чтобы показать, как отчаянно они борются с РФ.
При этом настойчивость, с которой Киев добивается в ВТО открытия российского рынка для украинских товаров, выглядит абсурдно. Поскольку одновременно Украина твердит, что Россия агрессор, и настаивает на полном разрыве торговых связей и закрытии границы с РФ.
Так, украинский кабмин уже подготовил проект постановления об электронном уведомлении, которое граждане России должны будут подавать перед каждой поездкой на Украину. Такая система, на мой взгляд, даже хуже, чем визовый режим. Поскольку виза оформляется один раз и на длительный срок, а уведомительный формуляр придется заполнять всякий раз, указывая в нем цель поездки, место пребывания и дату убытия. А еще всякий раз быть готовым к тому, что украинские власти могут отказать во въезде без объяснения причин.
«СП»: — Что делать России в такой ситуации?
— Нужно, я считаю, совершенно четко обозначить более жесткую позицию по отношению к Украине. Если мы для Киева страна-агрессор — о какой миролюбивой позиции, которую мы сегодня пытаемся занимать, может идти речь?
Кремль, на мой взгляд, допускает тактический просчет. Нам нужно действовать как ЕС и США — четко обозначить санкции против физических лиц на Украине, а также против отдельных секторов украинской экономики, отдельных отраслей и предприятий.
Да, мы и сейчас затрудняем сотрудничество с Украиной — но зачастую в рамках неформальных процедур, вроде санитарного контроля. Именно из-за этого, я считаю, у Украины появляются возможности подавать жалобы на РФ в ВТО.
— Сегодня все госструктуры Украины обязаны проявлять активность в борьбе с Москвой, — отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Каждый украинский чиновник должен, сидя на своем месте, делать плохо России.
Логика тут проста. Воевать с Россией на поле боя — страшно. Значит, надо воевать на всех других «полях» — в ООН, ОБСЕ, в том же ВТО. Плюс, конечно, воевать с Москвой в СМИ.
Именно этим в Киеве сейчас и занимаются.
«СП»: — Если говорить о ВТО, почему украинские иски не имеют серьезной перспективы?
— Потому что ВТО становится все более эфемерной организацией. В конце концов, все санкции, которые США и ЕС вводят против России, полностью противоречат уставу и правилам ВТО.
По сути, ВТО ничего России сделать не может. Нас не могу даже исключить из рядов организации. И не только потому, что подобного прецедента еще не было. Просто в этом случае надо начинать не с РФ, которая, видите ли, не желает покупать украинские товары. Начинать нужно со стран, которые не желают продавать РФ свои товары. Потому что и то, и другое, нарушает принцип свободы торговли.
«СП»: — Как сложится судьба четырех украинских исков в ВТО?
— Их рассмотрение растянется на годы. Повторюсь, ВТО на сегодня — полумертвая организация. Ее отцы-основатели сами давным-давно нарушают правила свободной торговли. Чего уж в такой ситуации требовать от России?!