Россия завалит Арктику снежными миллиардами - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Россия завалит Арктику снежными миллиардами - «Экономика» 17:00 Воскресенье 0 479
3-09-2017, 17:00

Россия завалит Арктику снежными миллиардами - «Экономика»


Россия завалит Арктику снежными миллиардами - «Экономика»

Материал комментируют:

Дмитрий Журавлев

Правительство России утвердило 1 сентября госпрограмму по развитию Арктики до 2025 года. Об этом сообщил Центр обеспечения деятельности государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Предполагается, что до 2025 года на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» будет выделено 190 миллиардов рублей. Правда, премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая 1 сентября, озвучил несколько меньшую, но тоже весомую цифру — 160 миллиардов рублей. При том, что данная программа не учитывает расходов на армию в Арктике.

Реализация госпрограммы будет проходить в три этапа. Первый, подготовительный, этап заканчивается в этом году.

«На этом этапе проводились мероприятия по обеспечению координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам развития Арктики, выделения Арктической зоны РФ в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения, разработки подходов и подготовки концепций формирования и функционирования опорных зон развития», — говорится в пресс-релизе.

На втором этапе, который продлится с 2018 по 2020 год, предполагается реализация пилотных проектов опорных зон развития, запуск комплексной системы информационной поддержки деятельности России в Арктике, создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса.


Также предполагается создание радиоэлектронного оборудования, межрегиональной арктической системы сбора, обработки и доведения информации на всем пространстве Арктики, формирование (модернизация) нестационарной системы защиты территории и акватории морских портов, техническое обеспечение экологического морского надзора и модернизация гидрометеорологической сети наблюдений.

«Третий этап, 2021−2025 годы, предусматривает создание и обеспечение функционирования всех опорных зон развития; создание зональной арктической системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание опережающего научно-технического задела и технологий (в том числе для освоения шельфа арктических морей) и пр.», — сообщили в центре.

Первый этап реализации пройдет без финансирования, на реализацию второго этапа выделяется более 46 миллиардов рублей, на третий этап — более 144 миллиардов рублей.

По словам Дмитрия Медведева, третий, самый затратный этап, может быть реализован в полной мере «при условии дополнительного ресурсного обеспечения (здесь мы должны еще будем сверить часы, посмотреть на наши финансовые возможности) планируется почти 150 миллиардов рублей». Премьер-министр традиционно призвал «активнее привлекать предпринимательский мир, по максимуму использовать принцип государственно-частного партнерства».

Речь идёт о довольно крупных суммах. Закономерно возникают вопросы: своевременно ли для России сейчас вкладывать столь серьёзные средства в Арктику, хватит ли этих денег, а главное — будут ли они использованы по назначению?

— Основные средства должны быть выделены после 2020 года, — говорит генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. — Все надеются, что через пару лет эти деньги найдутся. А на ближайшее время предусмотрены совсем небольшие деньги, которые и без наличия программы должны были выделяться для финансирования буквально нескольких проектов. В частности, предполагается «вморозить» в льдину ледокол, на котором разместят научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-41». Таким образом, впервые в истории освоения Арктики экспедиция будет располагаться не на льдине, а на дрейфующем во льду ледоколе, что повышает безопасность работы полярников.

«СП»: — Как вы оцениваете предполагаемые траты на Арктику, это много или мало?

— Изначально предполагалось, что на развитие всех необходимых в Арктике проектов, будет выделено более 600 миллиардов рублей. Тогда были учтены все конструктивные пожелания специалистов. Нынешний вариант близок к приемлемому, на мой взгляд. На развитие невоенных объектов Арктики необходимо порядка 200 миллиардов рублей. Если будет выделено 190 миллиардов — это почти то, что надо. Вопрос в том, чтобы программа не была ещё урезана. Её утверждение правительством России не означает, что она не будет в последствие пересмотрена. При этом надо учитывать, что в данную программу не входят траты на объекты МЧС и военные расходы.

«СП»: — На ваш взгляд, целесообразно ли в нынешней непростой экономической ситуации заботиться о развитии Арктики? Будет ли отдача?

— Думаю, что при грамотном использовании Северный морской путь уже в ближайшее время будет приносить прибыль. В этом году лёд в районе прохождения судов был тонким. Китайцам удалось провести явно устаревший (построенный ещё в СССР) дизельный ледокол «Снежный дракон» по Севморпути. Теперь они будут всё чаще проводить свои суда по этому наиболее короткому морскому пути в Европу. Поэтому все расходы, я считаю, отобьются.

Иной точки зрения придерживается профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

Сегодня вкладывать в Арктику средства можно только при условии, что никакой гарантированной экономической отдачи вы не получите. Северный морской путь при нынешних климатических условиях, как показывают объективные расчёты, нерентабелен. По крайней мере, если говорить о круглогодичной навигации. А надежды на то, что когда-нибудь климат изменится — это не основание для вложения сотен миллиардов рублей. Да, климат сегодня неустойчив. Но никто не может дать стопроцентной гарантии, что через год или десять тёплые зимы не сменятся морозными.

«СП»: — Будет ли бизнес вкладывать свои средства в развитие Арктики?

— Не будет по вышеназванным причинам. Бизнес в таких широтах может вкладывать только в разработку высокорентабельных месторождений. И при этом не шельфовых. Поскольку разработки на шельфе при нынешних ценах на углеводороды окупиться не могут.

— Я не согласен, что Арктика нерентабельна и вложенные в неё деньги не вернутся, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Да, они не вернутся завтра или через год. Но это как Космос. Если бы мы ещё в сороковые годы прошлого века не вкладывали в ракетостроение, то мы бы потом безнадёжно отстали от американцев. С Арктикой похожая история. Если мы сейчас не будем развивать этот регион и усиливать там своё присутствие, то им с удовольствием будут пользоваться другие. Кстати, в мире (в развитых государствах) сейчас нет проблемы, где взять денег, а есть — куда вложить. Это у нас в связи с падением цен на энергоресурсы и санкциями возникает нехватка оборотных средств. А вот те же США или Китай вполне готовы были бы вкладывать в развитие Арктики. Кстати, во время президентства Барака Обамы ему как раз часто ставили в вину, что Россия Арктику осваивает, а США — очень мало. Американцы, что ни говори, деньги считать умеют. Да, конечно, коммерческий подход в Арктике сейчас не сработает. Только государственно-стратегический. Хотя какая-то экономическая отдача идёт от Арктики сейчас и была всегда. Можно вспомнить и добычу никеля, и порт Сабетта, где добывается вполне рентабельный газ.

«СП»: — Дмитрий Медведев говорит о необходимости привлекать частных инвесторов в Арктику. В нынешних условиях это возможно?

— «Лукойл» - единственная полностью частная компания, которая с удовольствием вложилась бы в Арктику. «Роснефть» также имеет в своём капитале деньги частных инвесторов. Однако в целом государственно-частное партнёрство в Арктике у нас на практике будет означать, что 90 процентов денег будет вкладывать государство, а остальное — компании с долей государственного участия.

«СП»: — То есть деньги, несмотря на сложность социально-экономической ситуации в России, найдутся?

— Я думаю, что да. Мало того, и Китай, наверняка, не против будет что-то вложить в развитие Севморпути, и даже некоторые западные компании начнут искать обходные пути, как бы им войти в какой-нибудь проект, несмотря на санкции. Опасность даже не в том, что денег не будет, а в том, что они будут потрачены не совсем на то, на что надо. В этом специфика больших государственных проектов, что через пять или десять лет вдруг какой-то министр говорит — ошибочка вышла, не в то вкладывали. Вспомните космодром «Восточный» — сколько там было вопросов.

Главная статья доходов от Арктики — добыча сырья. При каких мировых ценах на углеводороды может стать рентабельная их добыча здесь? Вот это вопрос.


— Без какого-то катаклизма, как это было, например, когда Ливия вышла из числа крупных экспортёров нефти, серьёзного роста цен на углеводороды вряд ли стоит, — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Однако предсказать подобных «чёрных лебедей» никто не может. Именно поэтому госпрограмма по развитию Арктики была серьёзно скорректирована. Многие нефтегазовые проекты отложены на неопределённый срок. В частности, по всей видимости, будет отложено строительство ледокола «Лидер», способного проходить в гораздо более трудных ледовых условиях, чем его предшественники. Упор будет делать на развитие проектов «Ямал-СПГ» и «Арктик-СПГ».

«СП»: — При каких ценах на углеводороды может быть рентабельна их добыча в Арктике?

— Всё, что западнее Ямала нефтяники называют «тёплой Арктикой». Там рентабельность добычи начинается при цене 60−70 долларов за баррель. Всё что восточней Ямала — это уже совсем другая история. Там, по крайней мере, при нынешних технологиях освоение шельфа имеет смысл, только если цены на нефть превышают сто долларов за баррель.


Материал комментируют: Дмитрий Журавлев Правительство России утвердило 1 сентября госпрограмму по развитию Арктики до 2025 года. Об этом сообщил Центр обеспечения деятельности государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Предполагается, что до 2025 года на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» будет выделено 190 миллиардов рублей. Правда, премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая 1 сентября, озвучил несколько меньшую, но тоже весомую цифру — 160 миллиардов рублей. При том, что данная программа не учитывает расходов на армию в Арктике. Реализация госпрограммы будет проходить в три этапа. Первый, подготовительный, этап заканчивается в этом году. «На этом этапе проводились мероприятия по обеспечению координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по вопросам развития Арктики, выделения Арктической зоны РФ в качестве самостоятельного объекта государственного статистического наблюдения, разработки подходов и подготовки концепций формирования и функционирования опорных зон развития», — говорится в пресс-релизе. На втором этапе, который продлится с 2018 по 2020 год, предполагается реализация пилотных проектов опорных зон развития, запуск комплексной системы информационной поддержки деятельности России в Арктике, создание единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы транспортного комплекса. Также предполагается создание радиоэлектронного оборудования, межрегиональной арктической системы сбора, обработки и доведения информации на всем пространстве Арктики, формирование (модернизация) нестационарной системы защиты территории и акватории морских портов, техническое обеспечение экологического морского надзора и модернизация гидрометеорологической сети наблюдений. «Третий этап, 2021−2025 годы, предусматривает создание и обеспечение функционирования всех опорных зон развития; создание зональной арктической системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание опережающего научно-технического задела и технологий (в том числе для освоения шельфа арктических морей) и пр.», — сообщили в центре. Первый этап реализации пройдет без финансирования, на реализацию второго этапа выделяется более 46 миллиардов рублей, на третий этап — более 144 миллиардов рублей. По словам Дмитрия Медведева, третий, самый затратный этап, может быть реализован в полной мере «при условии дополнительного ресурсного обеспечения (здесь мы должны еще будем сверить часы, посмотреть на наши финансовые возможности) планируется почти 150 миллиардов рублей». Премьер-министр традиционно призвал «активнее привлекать предпринимательский мир, по максимуму использовать принцип государственно-частного партнерства». Речь идёт о довольно крупных суммах. Закономерно возникают вопросы: своевременно ли для России сейчас вкладывать столь серьёзные средства в Арктику, хватит ли этих денег, а главное — будут ли они использованы по назначению? — Основные средства должны быть выделены после 2020 года, — говорит генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. — Все надеются, что через пару лет эти деньги найдутся. А на ближайшее время предусмотрены совсем небольшие деньги, которые и без наличия программы должны были выделяться для финансирования буквально нескольких проектов. В частности, предполагается «вморозить» в льдину ледокол, на котором разместят научно-исследовательскую станцию «Северный полюс-41». Таким образом, впервые в истории освоения Арктики экспедиция будет располагаться не на льдине, а на дрейфующем во льду ледоколе, что повышает безопасность работы полярников. «СП»: — Как вы оцениваете предполагаемые траты на Арктику, это много или мало? — Изначально предполагалось, что на развитие всех необходимых в Арктике проектов, будет выделено более 600 миллиардов рублей. Тогда были учтены все конструктивные пожелания специалистов. Нынешний вариант близок к приемлемому, на мой взгляд. На развитие невоенных объектов Арктики необходимо порядка 200 миллиардов рублей. Если будет выделено 190 миллиардов — это почти то, что надо. Вопрос в том, чтобы программа не была ещё урезана. Её утверждение правительством России не означает, что она не будет в последствие пересмотрена. При этом надо учитывать, что в данную программу не входят траты на объекты МЧС и военные расходы. «СП»: — На ваш взгляд, целесообразно ли в нынешней непростой экономической ситуации заботиться о развитии Арктики? Будет ли отдача? — Думаю, что при грамотном использовании Северный морской путь уже в ближайшее время будет приносить прибыль. В этом году лёд в районе прохождения судов был тонким. Китайцам удалось провести явно устаревший (построенный ещё в СССР) дизельный ледокол «Снежный дракон» по Севморпути. Теперь они будут всё чаще проводить свои суда по этому наиболее короткому морскому пути в Европу. Поэтому все расходы, я считаю, отобьются. Иной точки зрения придерживается профессор географического факультета МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — Сегодня вкладывать в Арктику средства можно только при условии, что никакой гарантированной экономической отдачи вы не получите. Северный морской путь при нынешних климатических условиях, как показывают объективные расчёты, нерентабелен. По крайней мере, если говорить о круглогодичной навигации. А надежды на то, что когда-нибудь климат изменится — это не основание для вложения сотен миллиардов рублей. Да, климат сегодня неустойчив. Но никто не может дать стопроцентной гарантии, что через год или десять тёплые зимы не сменятся морозными. «СП»: — Будет ли бизнес вкладывать свои средства в развитие Арктики? — Не будет по вышеназванным причинам. Бизнес в таких широтах может вкладывать только в разработку высокорентабельных месторождений. И при этом не шельфовых. Поскольку разработки на шельфе при нынешних ценах на углеводороды окупиться не могут. — Я не согласен, что Арктика нерентабельна и вложенные в неё деньги не вернутся, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Да, они не вернутся завтра или через год. Но это как Космос. Если бы мы ещё в сороковые годы прошлого века не вкладывали в ракетостроение, то мы бы потом безнадёжно отстали от американцев. С Арктикой похожая история. Если мы сейчас не будем развивать этот регион и усиливать там своё присутствие, то им с удовольствием будут пользоваться другие. Кстати, в мире (в развитых государствах) сейчас нет проблемы, где взять денег, а есть — куда вложить. Это у нас в связи с падением цен на энергоресурсы и санкциями возникает нехватка оборотных средств. А вот те же США или Китай вполне готовы были бы вкладывать в развитие Арктики. Кстати, во время президентства Барака Обамы ему как раз часто ставили в вину, что Россия Арктику осваивает, а США — очень мало. Американцы, что ни говори, деньги считать умеют. Да, конечно, коммерческий подход в Арктике сейчас не сработает. Только государственно-стратегический. Хотя какая-то экономическая отдача идёт от Арктики сейчас и была всегда. Можно вспомнить и добычу никеля, и порт Сабетта, где добывается вполне рентабельный газ. «СП»: — Дмитрий Медведев говорит о необходимости привлекать частных инвесторов в Арктику. В нынешних условиях это возможно? — «Лукойл» - единственная полностью частная компания, которая с удовольствием вложилась бы в Арктику. «Роснефть» также имеет в своём капитале деньги частных инвесторов. Однако в целом государственно-частное партнёрство в Арктике у нас на практике будет означать, что 90 процентов денег будет вкладывать государство, а остальное — компании с долей государственного участия. «СП»: — То есть деньги, несмотря на сложность социально-экономической ситуации в России, найдутся? — Я думаю, что да. Мало того, и Китай, наверняка, не против будет что-то вложить в развитие Севморпути, и даже некоторые западные компании начнут искать обходные пути, как бы им войти в какой-нибудь проект, несмотря на санкции. Опасность даже не в том, что денег не будет, а в том, что они будут потрачены не совсем на то, на что надо. В этом специфика больших государственных проектов, что через пять или десять лет вдруг какой-то министр говорит — ошибочка вышла, не в то вкладывали. Вспомните космодром «Восточный» — сколько там было вопросов. Главная статья доходов от Арктики — добыча сырья. При каких мировых ценах на углеводороды может стать рентабельная их добыча здесь? Вот это вопрос. — Без какого-то катаклизма, как это было, например, когда Ливия вышла из числа крупных экспортёров нефти, серьёзного роста цен на углеводороды вряд ли стоит, — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Однако предсказать подобных «чёрных лебедей» никто не может. Именно поэтому госпрограмма по развитию Арктики была серьёзно скорректирована. Многие нефтегазовые проекты отложены на неопределённый срок. В частности, по всей видимости, будет отложено строительство ледокола «Лидер», способного проходить в гораздо более трудных ледовых условиях, чем его предшественники. Упор будет делать на развитие проектов «Ямал-СПГ» и «Арктик-СПГ». «СП»: — При каких ценах на углеводороды может быть рентабельна их добыча в Арктике? — Всё, что западнее Ямала нефтяники называют «тёплой Арктикой». Там рентабельность добычи начинается при цене 60−70 долларов за баррель. Всё что восточней Ямала — это уже совсем другая история. Там, по крайней мере, при нынешних технологиях освоение шельфа имеет смысл, только если цены на нефть превышают сто долларов за баррель.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 948 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl