Государственный долг Украины в июле вырос на 1,39% или на 1,05 миллиардов долларов в денежном выражении, и превысил 76 млрд долл. Общий размер прямого государственного долга превысил 64 млрд долл. Это более 80% от ВВП страны.
Как сообщает Министерство финансов страны, наибольшую динамику за месяц продемонстрировал внешний долг — он вырос до 37,44 млрд долл. (то есть почти 50% от общей суммы), а объем внутренней задолженности по гособлигациям и перед финансовыми организациями достиг 26,6 млрд долл. В ведомстве объяснили рост долга колебаниями курса национальной валюты, а также большими расходами на оборону, безопасность и агропромышленный комплекс.
В проекте бюджета на этот год прогнозируемый госдолг должен был составить 66% от ВВП, но он уже превысил этот показатель. По оценкам МВФ, к концу года объем госдолга может превысить 90% от ВВП. На каждого украинца сегодня приходится около 1750 долларов госдолга.
На обслуживание долга тратится ежегодно 4% ВВП. В текущем году Украина должна заплатить по обязательствам еще 2 млрд долл. Через два года выплаты по внешним кредитам и вовсе достигнут 11 млрд долл. Если учесть, что у страны очень ограничены источники валютных поступлений, вернуть такую сумму будет непросто, и потенциально это означает дефолт к 2019 году. Большинство аналитиков, впрочем, сходятся на том, что «западные партнеры» не допустят дефолта и будут выделять ровно столько средств, сколько потребуется для удержания «незалежной» на плаву, но не больше.
Премьер-министр страны Владимир Гройсман в начале сентября пожаловался на то, что каждый год Украина вынуждена выделять около 3,8 млрд долл. на обслуживание внешних долговых обязательств. По словам Гройсмана, это одна из основных причин, по которой украинской экономике не удается раскрыть свой потенциал и начать бурный рост. Учитывая, что с каждым годом эти выплаты будут только увеличиваться, перспективы страны выглядят совсем не радужно.
Правда, в июле этого года украинское правительство впервые с начала кризиса представило программу развития на ближайшие три года. В ней прописан ряд реформ, в том числе пенсионной, которые должны помочь снизить государственный долг до 55% от ВВП к 2020 году. Среди других мер, которые помогут улучшить экономическую ситуацию: открытие рынка земли и создание благоприятной бизнес-среды. Напомним, что отмена моратория на продажу сельскохозяйственных земель — это одно из требований, которое регулярно понимает Международный валютный фонд, но его пока не включают в итоговый список «маркеров». Во-первых, из-за негативной реакции публики на этот шаг, а во-вторых, из-за сильного сопротивления со стороны украинских олигархов, которые заняты в агробизнесе и не заинтересованы в том, чтобы потерять свои активы.
Кстати, программа развития предусматривает сворачивание сотрудничества с МВФ уже к 2019 году. Правительство обещает вместо этого нарастить объемы внутренних займов. Ведь по оптимистичному сценарию ВВП страны в 2018—2020 годах вырастет на 13%, а, значит, и средств для внутренних инвестиций будет достаточно, да и внешние инвесторы подтянутся. В негативном сценарии, впрочем, рост прописан всего на 3,9%, и это уже сводит на нет все обещания властей.
Эксперты-экономисты сомневаются в том, что Киеву удастся отказаться от вливаний МВФ, если учесть, что сегодня в основном именно за счет этих денег и происходит обслуживание государственного долга. Как украинские власти планируют вырваться из этого замкнутого круга, пока не очевидно.
Главный научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук Валерий Абрамов полагает, что зависимость страны от внешних финансовых вливаний и отсутствие перспектив роста ставят экономику Украины в очень тяжелую ситуацию.
— Есть определенные критерии, которые определяют критичность внешнего долга. Если исходить из Маастрихтских критериев, которые установлены для стран, желающих присоединиться к Евросоюзу, а руководство Украины именно это обещает своему народу, то внешний долг не должен превышать 50% от ВВП. Поэтому для того, чтобы в дальнейшем Украина могла отвечать самым минимальным критериям, необходимым для устойчивости финансовой и валютной системы государства, это ситуация критичная.
Многочисленные займы Международного валютного фонда, которые брались руководством Украины для поддержания макроэкономической и финансовой стабильности, давались под конкретные условия. Сегодня очевидно, что они не выполнили свою санирующую функцию, связанную с оздоровлением экономики. Поэтом сейчас, чтобы выйти на более-менее приемлемый уровень устойчивости, в ход идут последние резервы.
«СП»: — Какие?
— Во-первых, это снижение социальных расходов, в частности, пенсионных. Это одно из классических требований МВФ для продолжения кредитования. А во-вторых, это распродажа такого актива, как земельные ресурсы Украины. Правительство готово пойти на приватизацию своих национальных активов.
И раньше ситуация выглядела для Украины не лучшим образом, но сейчас она будет носить нарастающий характер. В том числе из-за оттока трудовых ресурсов. Безвизовый режим с Евросоюзом хоть и не дает права на работу, но дает возможность более активно развивать легальную и нелегальную миграцию из Украины. Этот процесс будет только нарастать. Уже сейчас за счет украинских мигрантов ВВП Польши, по расчетам их экономистов, увеличивается до 1%. Соответственно, этот отток мигрантов будет негативным фактором для восстановления платежного баланса Украины и снижения задолженности по внешним долгам.
Набор реальных резервов для улучшения этого показателя у Украины весьма ограничен. Приток ресурсов для погашения задолженности можно было бы обеспечить за счет увеличения экономического роста и поступлений в бюджет государства. Но и эти возможности уменьшаются. Остается только масштабная приватизация земельных ресурсов, потому что все остальные ценные активы уже переданы в частные руки.
«СП»: -Насколько оправдан оптимистичный прогноз украинских властей?
— Традиционно любой прогноз развития экономики составляют по трем сценариям: оптимистичному, пессимистичному и средневзвешенному. В случае Украины, реализовать оптимистичный сценарий по тем параметрам, которые заложен в программе, не удастся.
«СП»: — Почему?
— Во-первых, ожидать масштабного притока инвестиций в страну, которая находится на грани гражданской войны и имеющиеся ресурсы, в том числе те займы, которые она получает от Международного валютного фонда, тратит на армию, просто не приходится. Для иностранных инвесторов привлекательность Украины по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы с более стабильной политической и экономической обстановкой гораздо ниже.
Скорее, оптимистичный сценарий — это некий миф, под который украинское руководство пытается получить очередные транши от МВФ и других международных организаций.
Один из вариантов положительного развития событий — это возможность получения доходов от увеличения экспорта. Но проблема в том, что оптимистичные прогнозы роста товарооборота и экспортных возможностей в страны Евросоюза уже успехом не увенчались. Даже при программах поддержки экспорта, который предпринимает ЕС для спасения украинской экономики.
Традиционные экономические связи с Россией, как с торговым партнером, тоже оказались разорваны. Поэтому возможности для роста экспортных поступлений и погашения внешнего долга крайне ограничены.
Обычно сценарий выглядит совсем другим образом, как мы видим на примерах других стран. Имея значительный внешний долг, государство тратит все больше ресурсов на его обслуживание, и это как снежный ком тянет экономику вниз, в так называемую долговую яму, в которую в Евросоюзе попали гораздо более благополучные страны, например, Греция. На Украины ситуация будет увеличиваться долговая яма и расти зависимость от дальнейших внешних заимствований. Вот этот сценарий вполне реальный и отработанный.
С этими выводами согласен и Виктор Макеев, финансовый аналитик компании Gerchik&Co.
— Несмотря на радужные заявления чиновников, госдолг Украины остается на уровне 82% к ВВП, а по расчетам МВФ к 2018 году перевалит за 90%. При этом растущие цифры внешнего долга несопоставимы с ростом ВВП, который еще в 2014 и 2015 году составлял -28.1% и -31.3% соответственно. Лишь в 2016 году был небольшой прирост в 2.9%.
Пока непонятно за счет чего может прибавить украинская экономика, поскольку российские рынки сбыта, на которые приходилась значительная часть товарооборота, в основном закрыты, а западные — весьма конкурентные для национальной продукции. Если в процентах, то совсем недавно СНГ занимало более 30% товарооборота, еще порядка 25% Европа и 25% Азия.
Поэтому геополитическое осложнение отношений с Россией не даст в ближайшее время прежний импульс к росту ВВП, который наблюдался годами ранее. Реструктуризация же экономики и развитие частного бизнеса для восстановления хотя бы прежних цифр финансовой статистики страны в ближайшие годы будут нуждаться в дополнительном финансировании, в частности, за счет иностранных инвестиций. А это означает, что перспектив уменьшения внешнего долга в ближайшее время пока не остается.
«СП»: — Чем это может грозить Украине в ближайшие годы?
— Как минимум плавной девальвацией национальной валюты, в том числе, чтоб поддержать экспорт. В то же время очень вероятны и скачки инфляции, на что необходимо будет реагировать путем повышения процентной ставки, а это в свою очередь будет препятствовать комфортной кредитной политике для бизнеса. В итоге, придется обращаться к практике субсидирования и дотаций, а эта тема всегда может нести с собой коррупционные моменты. Поэтому планирование бюджета, выделение приоритетных направлений и урезание государственных расходов будет реализовываться в первую очередь.
Что же касается цифр ВВП, то здесь ситуация достаточно критичная. В расчете на душу населения Украина занимает далекое 113-ое место из 186-и по данным МВФ, составляя 8305 долларов США на человека (для примера Польша — на 43-ем с 27764 долларами США, что в 3.3 раза больше, Германия — на 18-ом 48111 долларом США).
Более того история экономики стран мира за последние ряд столетий показала, что отношение внешнего долга к ВВП уже выше 50% в подавляющем большинстве случаев заканчивается дефолтом либо частичным, либо полным, и через эти примеры проходили и страны Латинской Америки в недавнем прошлом, и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Есть, конечно, и исключения, но они касаются либо высокоразвитых стран. Например, США, Японии с внешним долгом выше 100%. Но доверие к экономике у инвесторов и уровень экономического развития решает данную проблему, хотя и здесь «пузырь» имеет все риски в один момент «лопнуть» с последующими общеглобальными проблемами.
Есть также и примеры, когда страна уже ни один десяток лет находится в перманентном дефолте, как Греция, но присутствие в Еврозоне и рост экономики «локомотива» Европы Германии, позволяет рассчитывать на внешнюю помощь. Для Украины ни тот, ни другой случай пока не применимы, и предстоят очень непростые времена и желание реформ, бюджетного дефицита с попыткой выбраться из достаточно сложной ситуации.