Россия создает под водой аналог лунной станции - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Россия создает под водой аналог лунной станции - «Экономика» 11:00 Понедельник 0 399
25-09-2017, 11:00

Россия создает под водой аналог лунной станции - «Экономика»


Россия создает под водой аналог лунной станции - «Экономика»

ЦКБ «Рубин» — прославленная организация, длительные годы создававшая и создающая и поныне подводные лодки с уникальными характеристиками для ВМФ Советского Союза, а затем России. КБ запустило в серийное производство актуальные и сейчас дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» и проекта 877 «Палтус». «Рубину» принадлежит авторство на создание самой глубоководной в мире атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» проекта 685, которая была способна погружаться на километровую глубину. В настоящее время на вооружении ВМФ стоят атомные лодки проектов 941 «Акула» и 949А «Антей». Главным средством сдерживанием морской составляющей ядерной триады является ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей».

Менее известно о проектах гражданского назначения, которые реализует «Рубин». Но они столь же актуальны для страны, как и оборонно-промышленная деятельность. Впрочем, и гражданские проекты можно в определенной мере отнести к укреплению обороны — экономической обороны России. Генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Евгений Торопов в интервью ТАСС рассказал о проекте «Айсберг», который относится к освоению арктического шельфа. Два направления этого проекта включены в обновленную программу социально-экономического развития Арктической зоны до 2025 года.

Эти две подпрограммы «Айсберга» предполагают создание роботизированного комплекса автономной сейсмической разведки, базирующегося на подводной лодке гражданского назначения, и разработку робототехнического комплекса бурения на шельфе.

ЦКБ «Рубин» работает над проектом совместно с Фондом перспективных исследований. В качестве соисполнителей привлекается целый ряд организаций — от академических до военно-промышленных.

Разработка нефтегазовых месторождений, расположенных в Арктике, еще совсем недавно казалась прожектерством, не опиравшимся на какие бы то ни было реальные технологии. Нефтеносное дно закрыто вечным мощным ледяным покровом. Климатические условия экстремальные. Регулярные шторма не позволяют установить на льду оборудование, весящее десятки тысяч тонн и требующее для нормальной работы мощнейшие источники энергии. Ко всему прочему ледяной покров постоянно дрейфует, что делает невозможным бурение донных скважин.


Однако с момента, когда Россия заинтересовалась арктическими богатствами и начала предъявлять свои права на них, пошло немало времени. И экономические фантазии и мечтания начали обрастать технологической конкретикой. Оба проекта находятся на стадии защиты аванпроектов.

Было решено все подготовительные процессы, начиная с черновой сейсмической разведки месторождений, полностью «загнать под воду». В более южных широтах первоначальная стадия исследований недр выполняется с помощью надводных судов, которые тащат за собой гирлянды с сейсморегистрирующими датчиками. В высоких широтах это невозможно в связи с постоянным ледовым покровом. А привлекать для этих целей ледоколы нерационально, поскольку они созданы для решения других задач.

Для подводной сейсморазведки предполагается использовать гражданскую подводную лодку с установленным на ней роботизированным измерительным комплексом. С лодкой «Рубин» уже полностью определился. Она будет атомной. Все процессы на ней будут максимально автоматизированы. При длине в 135 метров и водоизмещении в 14 тыс. тонн лодкой и измерительной аппаратурой будут управлять всего лишь 40 человек. Автономность — 90 суток. Глубина погружения, как и у военной лодки, 400 метров. Скорость хода — 12,6 узла, в режиме сейсморазведки — 3 узла.

Основные задачи экипажа — навигация и обслуживание систем и механизмов. Роль операторов сейсморазведки сведена к минимуму, поскольку все процессы автоматизированы. При исследовании донных грунтов используется телеуправляемый робот, спускаемый на дно через шлюз.

Работа над этим комплексом выполнялась «Рубином» в течение трех лет в инициативном порядке. Сейчас, после того, как темой «Айсберг» заинтересовался вице-премьер Дмитрий Рогозин, и две подпрограммы включены в программу социально-экономического развития Арктической зоны, работы начнет финансировать государство. Евгений Торопов считает, что опытный образец сейсморазведчика будет готов спустя 3−4 года после начала ОКР.

На создание робототехнического комплекса бурения запланировано 5−6 лет. Он также получает государственное финансирование. Данная подпрограмма отчасти напоминает проекты создания лунных автоматических заводов по добыче гелия. В состав этого комплекса входят несколько модулей, которые полностью обеспечивают подготовку инструментов, монтаж оборудования — фрез, труб, магистрали подачи бурового раствора, выполнение буровых работ с контролем качества, с устранением поломок оборудования и ликвидацией последствий аварий. Генеральный конструктор «Рубина» называет этот комплекс «подводным городом», работа которого выполняется без какого бы то ни было участия человека. Правда, ситуацию мониторят на удалении, на берегу, получая со дна телеметрическую информацию. В этой части проекта с «Рубином» сотрудничает ОКБМ «Африкантов», у которого есть серьезный опыт при создании робототехники.

Эти два комплекса являются базовыми в проекте «Айсберг». Если подводный сейсморазведчик является уникальной разработкой, то созданием подводного бурового комплекса уже занимается Норвегия. И это значит, что работу необходимо продолжать, чтобы не очутиться у разбитого корыта.

Евгений Торопов говорил, что «Рубин» обращался к «сильным мира сего» — к «Газпрому» и «Роснефти» — на предмет софинансирования разработок, в которых эти компании должны быть заинтересованы. Заинтересованность, конечно, была высказана, однако до финансирования дело не дошло. Торопов говорит, что дело может сдвинуться с мертвой точки, когда фирмачи увидят, как это работает. То есть им необходимо показать действующие опытные образцы. Есть и еще один момент — психологический. Нефтегазовые компании привыкли использовать иностранное оборудование. Однако теперь, в связи с санкциями, им придется переориентироваться на отечественную технику.

Проект «Айсберг» включает в себя еще три направления, которые на данном этапе будут разрабатываться за счет внутренних резервов «Рубина» и соисполнителей. Эти работы, с одной стороны, не столь трудоемки, а, с другой, — могут быть отнесены ко второй очереди опытно-конструкторских работ. Отчасти в связи с возможными заменами аналогичными изделиями, уже существующими. К таковым работам относится создание подводного транспортного средства, которое будет доставлять необходимое оборудование к месту монтажа «подводного города». На первых порах для этих целей можно использовать надводное судно.


«Рубин» намеревается сделать транспортник в виде катамарана, образованного из двух соединенных друг с другом подводных лодок. Такое решение было принято для того, чтобы можно было транспортировать крупногабаритные грузы.

Второе «второстепенное» направление — подводная энергетическая установка. Разумеется, она атомная, поскольку должна работать при отсутствии кислорода. Ее аванпроект уже разработан совместно с ОКБМ «Африкантов». Станция будет вырабатывать мощность в 24 МВт. Срок службы — 30 лет.

И, наконец, «Рубин» проводит работы по созданию системы безопасности подводных сооружений. Она включает в себя средства наблюдения, отслеживания нарушителей и воздействия на них должным образом для предотвращения диверсий.

Полное развертывание созданной серийно нефтегазовой добывающей техники, считает генеральный конструктор, может состояться лет через 10−15.


ЦКБ «Рубин» — прославленная организация, длительные годы создававшая и создающая и поныне подводные лодки с уникальными характеристиками для ВМФ Советского Союза, а затем России. КБ запустило в серийное производство актуальные и сейчас дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» и проекта 877 «Палтус». «Рубину» принадлежит авторство на создание самой глубоководной в мире атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» проекта 685, которая была способна погружаться на километровую глубину. В настоящее время на вооружении ВМФ стоят атомные лодки проектов 941 «Акула» и 949А «Антей». Главным средством сдерживанием морской составляющей ядерной триады является ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей». Менее известно о проектах гражданского назначения, которые реализует «Рубин». Но они столь же актуальны для страны, как и оборонно-промышленная деятельность. Впрочем, и гражданские проекты можно в определенной мере отнести к укреплению обороны — экономической обороны России. Генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Евгений Торопов в интервью ТАСС рассказал о проекте «Айсберг», который относится к освоению арктического шельфа. Два направления этого проекта включены в обновленную программу социально-экономического развития Арктической зоны до 2025 года. Эти две подпрограммы «Айсберга» предполагают создание роботизированного комплекса автономной сейсмической разведки, базирующегося на подводной лодке гражданского назначения, и разработку робототехнического комплекса бурения на шельфе. ЦКБ «Рубин» работает над проектом совместно с Фондом перспективных исследований. В качестве соисполнителей привлекается целый ряд организаций — от академических до военно-промышленных. Разработка нефтегазовых месторождений, расположенных в Арктике, еще совсем недавно казалась прожектерством, не опиравшимся на какие бы то ни было реальные технологии. Нефтеносное дно закрыто вечным мощным ледяным покровом. Климатические условия экстремальные. Регулярные шторма не позволяют установить на льду оборудование, весящее десятки тысяч тонн и требующее для нормальной работы мощнейшие источники энергии. Ко всему прочему ледяной покров постоянно дрейфует, что делает невозможным бурение донных скважин. Однако с момента, когда Россия заинтересовалась арктическими богатствами и начала предъявлять свои права на них, пошло немало времени. И экономические фантазии и мечтания начали обрастать технологической конкретикой. Оба проекта находятся на стадии защиты аванпроектов. Было решено все подготовительные процессы, начиная с черновой сейсмической разведки месторождений, полностью «загнать под воду». В более южных широтах первоначальная стадия исследований недр выполняется с помощью надводных судов, которые тащат за собой гирлянды с сейсморегистрирующими датчиками. В высоких широтах это невозможно в связи с постоянным ледовым покровом. А привлекать для этих целей ледоколы нерационально, поскольку они созданы для решения других задач. Для подводной сейсморазведки предполагается использовать гражданскую подводную лодку с установленным на ней роботизированным измерительным комплексом. С лодкой «Рубин» уже полностью определился. Она будет атомной. Все процессы на ней будут максимально автоматизированы. При длине в 135 метров и водоизмещении в 14 тыс. тонн лодкой и измерительной аппаратурой будут управлять всего лишь 40 человек. Автономность — 90 суток. Глубина погружения, как и у военной лодки, 400 метров. Скорость хода — 12,6 узла, в режиме сейсморазведки — 3 узла. Основные задачи экипажа — навигация и обслуживание систем и механизмов. Роль операторов сейсморазведки сведена к минимуму, поскольку все процессы автоматизированы. При исследовании донных грунтов используется телеуправляемый робот, спускаемый на дно через шлюз. Работа над этим комплексом выполнялась «Рубином» в течение трех лет в инициативном порядке. Сейчас, после того, как темой «Айсберг» заинтересовался вице-премьер Дмитрий Рогозин, и две подпрограммы включены в программу социально-экономического развития Арктической зоны, работы начнет финансировать государство. Евгений Торопов считает, что опытный образец сейсморазведчика будет готов спустя 3−4 года после начала ОКР. На создание робототехнического комплекса бурения запланировано 5−6 лет. Он также получает государственное финансирование. Данная подпрограмма отчасти напоминает проекты создания лунных автоматических заводов по добыче гелия. В состав этого комплекса входят несколько модулей, которые полностью обеспечивают подготовку инструментов, монтаж оборудования — фрез, труб, магистрали подачи бурового раствора, выполнение буровых работ с контролем качества, с устранением поломок оборудования и ликвидацией последствий аварий. Генеральный конструктор «Рубина» называет этот комплекс «подводным городом», работа которого выполняется без какого бы то ни было участия человека. Правда, ситуацию мониторят на удалении, на берегу, получая со дна телеметрическую информацию. В этой части проекта с «Рубином» сотрудничает ОКБМ «Африкантов», у которого есть серьезный опыт при создании робототехники. Эти два комплекса являются базовыми в проекте «Айсберг». Если подводный сейсморазведчик является уникальной разработкой, то созданием подводного бурового комплекса уже занимается Норвегия. И это значит, что работу необходимо продолжать, чтобы не очутиться у разбитого корыта. Евгений Торопов говорил, что «Рубин» обращался к «сильным мира сего» — к «Газпрому» и «Роснефти» — на предмет софинансирования разработок, в которых эти компании должны быть заинтересованы. Заинтересованность, конечно, была высказана, однако до финансирования дело не дошло. Торопов говорит, что дело может сдвинуться с мертвой точки, когда фирмачи увидят, как это работает. То есть им необходимо показать действующие опытные образцы. Есть и еще один момент — психологический. Нефтегазовые компании привыкли использовать иностранное оборудование. Однако теперь, в связи с санкциями, им придется переориентироваться на отечественную технику. Проект «Айсберг» включает в себя еще три направления, которые на данном этапе будут разрабатываться за счет внутренних резервов «Рубина» и соисполнителей. Эти работы, с одной стороны, не столь трудоемки, а, с другой, — могут быть отнесены ко второй очереди опытно-конструкторских работ. Отчасти в связи с возможными заменами аналогичными изделиями, уже существующими. К таковым работам относится создание подводного транспортного средства, которое будет доставлять необходимое оборудование к месту монтажа «подводного города». На первых порах для этих целей можно использовать надводное судно. «Рубин» намеревается сделать транспортник в виде катамарана, образованного из двух соединенных друг с другом подводных лодок. Такое решение было принято для того, чтобы можно было транспортировать крупногабаритные грузы. Второе «второстепенное» направление — подводная энергетическая установка. Разумеется, она атомная, поскольку должна работать при отсутствии кислорода. Ее аванпроект уже разработан совместно с ОКБМ «Африкантов». Станция будет вырабатывать мощность в 24 МВт. Срок службы — 30 лет. И, наконец, «Рубин» проводит работы по созданию системы безопасности подводных сооружений. Она включает в себя средства наблюдения, отслеживания нарушителей и воздействия на них должным образом для предотвращения диверсий. Полное развертывание созданной серийно нефтегазовой добывающей техники, считает генеральный конструктор, может состояться лет через 10−15.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 941 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl