Материал комментируют:
Александр Колосков
Денис Фролов
Марина Антонова
Олег Пантелеев
Вечером 25 сентября перевозчик «ВИМ-Авиа» официально признался в том, что и так стало очевидным: компания не имеет средств для продолжения деятельности и прекратит выполнять чартерные рейсы. Первые новости, что у «ВИМ-Авиа» проблемы, появились 22 сентября, когда начались задержки рейсов из аэропорта «Домодедово». Их причиной была названа неурегулированная задолженность перед топливно-энергетическими организациями, хотя в самой компании попытались объяснить все «сезонным спадом» и «спором хозяйствующих субъектов».
Примечательно, что в конце мая у «ВИМ-Авиа» уже была массовая задержка рейсов из разных аэропортов. Тогда перевозчик объяснял их «поздним прибытием воздушных судов». Для стабилизации ситуации компании пришлось сократить чартерную программу на летний период.
Тем не менее, по финансовым документам у «ВИМ-Авиа» все было в порядке. Как отметили в Росавиации, при проведении мониторинга финансово-экономического состояния им была предоставлена бухгалтерская отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии перевозчика. Росавиация уже назначила внеплановую проверку компании.
Тем временем, Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против должностных лиц авиакомпании «ВИМ-Авиа» по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»).
«Следствием установлено, что не позднее 22 сентября у должностных лиц авиакомпании возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств пассажиров путем обмана в особо крупном размере», — сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.
По версии следствия, заведомо зная о том, что денег авиакомпании недостаточно для закупки топлива, должностные лица продолжали реализовывать авиабилеты на рейсы, получив за это путем обмана денежные средства в размере свыше 1 млн рублей.
А пока ведутся проверки и следствие, десятки тысяч клиентов авиакомпании уже столкнулись или еще столкнутся с колоссальными неудобствами. В Ассоциации туроператоров сообщили, что отказ «ВИМ-Авиа» от выполнения своих обязательств может затронуть как минимум 100 тысяч туристов. До конца сезона, по оценкам АТОР, перевозчик должен был обслужить 200 тысяч пассажиров. В неделю «ВИМ-Авиа» осуществляла несколько десятков чартерных рейсов по самым популярным направлениям.
«Остановка деятельности авиакомпании в первую очередь отразится на этих рейсах, что приведет к коллапсу на туристическом и авиационном рынках, который грозит обернуться значительным репутационным ущербом для органов исполнительной власти, субъектов туристического рынка и широким недовольством рядовых граждан», — говорится в обращении Ассоциации.
В организации уверены, что туроператоры не смогут вернуть в Россию такое количество туристов самостоятельно. В Российском союзе туриндустрии считают, что перелеты нужно осуществлять бортами «ВИМ-Авиа», так как других свободных воздушных судов просто нет. По данным АТОР, кредиторская задолженность компании оценивается от 3 млрд до 10 млрд руб., и у «ВИМ-Авиа» недостаточно оборотных средств для выплаты компенсаций туристам или замены рейсов.
26 сентября Ростуризм сообщил, что создан оперативный штаб по возвращению из-за рубежа российских туристов. Позднее ассоциация выездного туризма «Турпомощь» сообщила, что по сводной информации, полученной от туроператоров, за рубежом находятся 43 тысячи человек, ранее отправленных рейсами авиакомпании в Турцию, Грецию, Италию, Испанию и Крит.
Трудность в том, что фонды ассоциации «Турпомощь», которые сформированы на случай невозможности выполнения своих обязательств туроператорами, по закону не могут быть использованы, поскольку вина за возникновение нештатной ситуации целиком лежит на авиаперевозчике. По информации Ростурима, авиакомпания выполняла регулярные полеты по 16 международным маршрутам.
Впрочем, пострадали не только вылетающие за границу, но и граждане, которые путешествовали по России. В первую очередь, остановки и задержки рейсов компании коснулись людей, которые направлялись на Дальний Восток. Так, рейсы «Москва-Благовещенск-Москва» были задержаны на неопределенный срок, причем в «лучших» традициях отечественных перевозчиков, представители «ВИМ-Авиа» вообще не общались с клиентами и не предоставляли им никакой компенсации. Ни один телефон компании не отвечал, альтернативы никакой не предлагали. Те билеты, которые можно было купить до Благовещенска в других компаниях, стоят так, дорого, что не всем по карману, особенно если летит семья. Ей такой перелет мог бы обойтись до 200 000 рублей. В итоге вылеты возобновились, и, как сообщили в пресс-службе правительства Приамурья, рейсы, запланированные на ближайшие два дня, состоятся.
Но что будет дальше — неизвестно. Изначально в «ВИМ-Авиа» обещали, что перелеты продолжатся до 2 октября, но теперь «ситуация изменилась». Губернатор Приамурья Александр Козлов в обращении призвал жителей региона не рисковать и воздержаться от полетов с проблемной компанией. Как будто у амурчан есть десятки компаний на выбор, а они стремятся попасть только в эту. И что теперь вообще делать дальневосточникам, которым нужно отправиться в другой регион? Власти очень много говорят о необходимости развития Дальнего Востока и составляют различные стратегические программы, но по факту оказывается, что даже элементарная транспортная связь региона с территорией остальной России находится под большим вопросом.
Из-за ситуации с перевозчиком проблемы возникли не только у российских путешественников. Например, телерадиокомпания RTBF сообщила о том, что около 360 граждан Китая застряли в аэропорту бельгийского Льежа из-за прекращения чартерного сообщения. Большинству их них пришлось ночевать в аэропорту, естественно, и тут не было речи о предоставлении компенсаций пострадавшим клиентам. Можно представить, как подобная ситуация скажется на и без того не самой лучшей деловой репутации российского бизнеса.
Возникает закономерный вопрос о том, почему такие огромные проблемы авиакомпании стали неожиданностью для всех надзорных органов, если громкие сигналы об этом раздавались еще несколько месяцев назад. И почему перевозчик продолжал продавать билеты, не оплачивая услуги аэропортов и транспортных компаний? Об этом говорит и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
«У туроператоров накопилось немало вопросов к Росавиации. Серьезные проблемы у авиакомпании „ВИМ-Авиа“ были в прошлом году и нынешней весной. Затем — крупнейший коллапс в начале летнего сезона, когда перевозчик массово задерживал рейсы из разных аэропортов и срывал чартерные программы. Тогда транспортная прокуратура возбудила административные дела в отношении авиакомпании „ВИМ-Авиа“ и ее гендиректора, Росавиация также пообещала принять строгие меры. На деле они вылились в регулярную публикацию безобидных сводок, перечисляющих задержки рейсов», — заявила Тюрина.
Представитель РСТ сообщила, что за три летних месяца был задержан 841 рейс, и призвала власти ужесточить механизмы контроля над перевозчиками, чтобы в будущем финансовая нагрузка по выполнению своих обязательств легла именно на них. Тюрина также убеждена, что необходимо добиться закрепления права исполнительной власти контролировать возможность авиакомпании осуществить объемы заявленной перевозки на законодательном уровне и создать при Росавиции структуру, подобную «Турпомощи», которая аккумулировала бы средства для минимизации ущерба в случае банкротства авиакомпаний.
Пока же ликвидировать последствия этой ситуации и брать на себя финансовые обязательства, похоже, придется государству, в частности, Минтрансу и Ростуризму. По данным АТОР, повторная оплата всех перелетов может стоить не менее 10 млн долл. Но компенсацию за перенесенные неудобства клиенты «ВИМ-Авиа» в случае реального банкротства компании вряд ли получат.
Будущее самой авиакомпании сегодня туманно. Эксперты считают, что пока остается шанс спасти перевозчика, если правительство выделит ему финансовую поддержку и проведет санацию предприятия, но никаких гарантий того, что эти меры окажутся успешными, нет. По данным Росавиации, кредиторы «ВИМ-Авиа» сохраняют интерес к авиакомпании, но только в случае коренного изменения ее финансовой модели.
«СП» постаралась разобраться с тем, что делать туристам, пострадавшим из-за действий компании, кто будет вывозить их домой, могут ли они рассчитывать на компенсацию от «ВИМ-Авиа». Мы спросили экспертов и о том, что ждет саму компанию.
— Задолженность перед поставщиками топлива и аэропортами, которая стала причиной проблем в работе «ВИМ-Авиа» возникла из-за того, что компания не смогла справиться с сезонным спадом перелетов. Обычно компании в такой период используют накопления или обращаются к заемным средствам, однако в данном случае накоплений у «ВИМ-Авиа» не оказалось, и на тот момент уже имелась большая задолженность по кредитам.
Если бы компания была больше, то кризис удалось бы пережить, но сейчас ситуация будет развиваться в зависимости от того, предоставит ли правительство госгарантии. Но даже в этом случае компания может закрыться, если не сумеет успешно реструктуризировать задолженность. Что касается граждан, то они могут обратиться за компенсацией и возмещением убытков, но необходимо понимать, что, если «ВИМ-Авиа» прекратит свою деятельность, то добиться реального возмещения будет практически нереально, — считает партнер BMS Law Firm Денис Фролов.
— Ситуация не выглядела благополучно, так как согласно бухгалтерской отчетности, которую можно найти в интернете, у «ВИМ-Авиа» за последние годы образовалась большая задолженность с обязанностью выплатить большую часть в этом году, — подчеркивает адвокат Сергей Головин. — Можно сделать вывод, что компания жила в долг, который сейчас стали требовать к возврату и компания не смогла его обслужить.
В настоящий момент есть небольшая надежда, что «ВИМ-Авиа» удастся выйти из штопора и реструктурировать свои долги, этому, я думаю, поспособствует и государство, чтобы не допустить катастрофы с перевозкой нескольких десятков тысяч туристов. Виноват в этой ситуации конечно регулятор, так как данная ситуация не нова и очень напоминает кризис с «Трансаэро». Можно было сделать выводы и провести надлежащее регулирование, чтобы этого не допустить.
«СП»: — Как будет решаться ситуация с людьми, которые сейчас «зависли» на отдыхе из-за отмены чартерных рейсов, кто будет их вывозить?
— В этом случае считаю, что Росавиация обязана привлечь другие авиакомпании для возврата туристов, застрявших за рубежом, возможно с выплатой им компенсации за вынужденные задержки рейсов. В последующем если «ВИМ-Авиа» удастся устоять, то перенести эти расходы на нее.
«СП»: — Могут ли люди получить компенсацию за полученные неудобства, что для этого нужно сделать?
— В случае задержки рейса пассажир имеет право на отказ от билета, и авиаперевозчик должен вернуть его стоимость, в тех случаях, когда куплен «возвратный» билет действует это же правило. Плюс к этому гражданин имеет право на выплату возникших убытков (потеря билетов на поезд, мероприятия и т. д.), которые надо доказать, и выплату компенсации морального вреда. Пассажир имеет право кроме вышесказанного на взыскание штрафа за просрочку доставки, он оставляет 25% МРОТ, но не более 50% цены билета.
Необходимо обращаться в авиакомпанию, другого лица для требований компенсации законодательство не содержит. Напишите претензию и отдайте ее лично с проставлением отметки в аэропорту прилета или вылета (п. 4 ст. 124 ВК РФ). Также можете направить претензию в электронной форме через веб-форму на сайте или отправить заказанным письмом по почте.
Мой совет: отправить заказным письмом, в этом случае у вас останется документ, который потом можно предъявить в суд, и компания скорее ответит вам, а не проигнорирует, как это часто случается. Претензию нужно подать в течение шести месяцев с момента дня отмены или задержки рейса. В случае отказа или молчания авиакомпании более 30 дней следует обратиться в суд для взыскания денег.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Марина Антонова уточняет, что большую часть расходов по вывозу туристов придется нести самим туроператорам и советует туристам требовать компенсации.
— Туроператорам выгоднее изменить условия договора о реализации турпродукта таким образом, чтобы предоставить дополнительно проживание туриста в гостинице, то есть продлить отдых на сутки-двое до вылета, или предоставить перевозку другим авиаперевозчиком. В противном случае туроператорам не избежать судебных требований со стороны туристов. Если авиаперевозка совершается в рамках туристического продукта, вывозом туристов должны озаботиться туроператоры, которые выбрали перевозчиком эту компанию.
В случае если перелет приобретен непосредственно в авиакомпании «ВИМ-авиа», требования стоит предъявлять к самой авиакомпании. Возможно, позже будет назначена компания, которая будет нести обязательства «ВИМ-авиа», по аналогии с компанией Трансаэро.
«СП»: — Как именно нужно предъявлять претензии из-за задержки или отмены рейса?
— Для того чтобы предъявить требования, предусмотренные законодательством, необходимо зафиксировать факт задержки рейса, то есть получить отметку на электронном билете. Далее предъявляем требования в зависимости от того приобрели ли вы турпакет или отдельно договор воздушной перевозки с «ВИМ-авиа». В первом случае обращаемся к туроператору с претензией о возмещении убытков и компенсации морального вреда, во втором — обращаемся к авиаперевозчику.
Директор автономной некоммерческой организации «Независимая финансовая экспертиза» Александр Колосков убежден, что все эту ситуацию можно было предотвратить, имея более эффективные механизмы контроля финансового состояния авиакомпаний.
— Для этого кто-то должен осуществлять регулярный мониторинг финансового «благополучия» частных компаний. Разумеется, плановые проверки проводятся во всех компаниях. Но для социально значимых компаний (банки, туроператоры, все транспортные компании, ЖКХ, энергетка) должен быть введен дополнительный контроль. Разумеется, не мешающий компаниям выполнять свои непосредственные задачи.
И этот контроль должно осуществлять государство или непосредственно, или через уполномоченных операторов. В конечном итоге социальную ответственность за действующий бизнес несет именно государство. Именно государство будет за свой счет вывозить туристов обанкротившихся туроператоров, финансировать клиентов проблемных банков, обеспечивать электроэнергией и теплом жителей, «привязанных» к недобросовестным энергетическим компаниям и т. д.
«СП»: — Но в Росавиации сообщали, что бухгалтерская отчетность «ВИМ-Авиа» не свидетельствовала о проблемах…
— Что касается бухгалтерской отчетности компании, я на скорую руку попытался ее найти. Быстро обнаружился только отчет за 2015 год. Просмотрев его, я бы не назвал его «благополучным», хотя и кризисным его не назовешь. Необходимо смотреть динамику отчетности и более подробно разбираться в ситуации, но снижение валюты баланса на 20% за год и увеличение дебиторской задолженности более чем в два раза вызывает обеспокоенность, особенно при уставном капитале в 50 тыс. рублей.
Мои предположения следующие. Похоже, руководство компании строило свою деятельность на пирамиде долгов, взятых под какой-то первоначальный актив, а когда сумма выплат по долгам превысила выручку — компания запросила помощь государства и прибегла к возможности введения внешнего управления. Но это только предположения, без отчетности обосновать их невозможно.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что есть небольшая надежда на то, что «ВИМ-Авиа» удастся избежать банкротства.
— Судьба авиакомпании — это вопрос взаимоотношения ее собственника, кредиторов и поставщиков услуг. Заявление собственника о том, что он готов привлекать внешних игроков, чтобы реализовать антикризисную программу, показывает, что у него нет ресурсов для самостоятельного исправления ситуации. Есть два варианта развития события: либо собственник сможет найти стратегического инвестора, который выведет компанию из кризиса и даст ей новую жизнь. Либо такого плеча не будет, и тогда «ВИМ-Авиа» ожидает банкротство.
«СП»: — А что делать людям, которые сейчас находятся на отдыхе и не могут вернуться домой?
— Оптимально было бы, чтобы авиакомпания самостоятельно выполняла свои обязательства перед пассажирами. Но в ближайшие сутки-двое об этом говорить не приходится, максимум, на что можно надеяться — это на то, что компания выполнит несколько дальневосточных рейсов, где заменить ее не представляется возможным. Другие компании не смогут выполнить эти перевозки безболезненно. А застревать в дальневосточных аэропортах и накладно, и неудобно.
«СП»: — Неужели ситуация с дальневосточными перевозками настолько плачевна, что потеря одной компании грозит транспортным коллапсом для всего региона?
— В тот же Анадырь летают две авиакомпании — «ВИМ-Авиа» и ЮТэйр. Сокращение предложения в два раза — это довольно серьезная проблема. На Дальнем Востоке есть разные города с разным пассажиропотоком и условиями. Например, Хабаровск и Владивосток нельзя сравнивать с Магаданом и Анадырем.
Если коротко, проблемы с авиасообщением связаны с тем, что в этом регионе, в частности, на Чукотке, бывают крайне нестабильные природные условия, а пассажиропоток относительно невелик. В результате, риски больше, а прибыль меньше. Поэтому с этими регионами последние годы никогда не было ежедневного прямого сообщения из Москвы и других городов европейской части страны. Туда нужно летать на дальнемагистральных самолетах умеренной вместимости. Для сетевых авиакомпаний полеты туда не очень привлекательны, потому что если самолет из-за погоды застрянет где-нибудь в Анадыре, вернется он дня через три-четыре, если не через неделю. Все эти риски не каждая авиакомпания готова брать на себя.
«СП»: — А чего ждать пассажирам чартеров?
— Скорее всего, для их вывоза придется привлекать другие компании. Несмотря на то, что особого оптимизма перевозчики по этому поводу не испытывают, других вариантов не просматривается. Пассажиров будут вывозить другие перевозчики на регулярных рейсах.
Что касается тех, кто еще не успел вылететь, авиакомпания будет возвращать пассажирам средства за билеты. Правда, в нынешней ситуации пассажиры с билетами на руках защищены не многим более, чем кредиторы. Вероятность того, что они получат обратно свои деньги, немногим выше, чем вероятность того, что поставщики топлива получат оплату за свои услуги.
Но ситуация находится под контролем властей, в туристическом сообществе также ведется дискуссия о минимизации ущерба. Осторожный оптимизм внушает то, что за минувшие годы авиационная и туристическая отрасль уже сталкивались и с более масштабными кризисами, и их удавалось урегулировать. Хочется надеяться, что и сейчас получится выйти из этой ситуации с минимальными потерями.