Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза - «Экономика» 02:00 Понедельник 0 552
16-10-2017, 02:00

Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза - «Экономика»


Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза - «Экономика»

Материал комментируют:

Алексей Калачев

Игорь Юшков

10 октября еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер заявила, что у Европейского союза нет юридических оснований приостановить или блокировать строительство газопровода «Северный поток-2». Как писала «СП», эксперты назвали эти слова признанием очевидного, ведь действие Третьего энергопакета ЕС, который предусматривает разделение газовых компаний по видам деятельности и доступ третьих операторов к трубе, не распространяется на ее подводную часть. Но, как оказалось, расслабляться «Газпрому» и его партнерам еще рано.

12 октября деловое издание Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что Еврокомиссия в начале ноября собирается представить новую версию законодательства для морских газопроводов, в которой определение интерконнекторов, то есть трубопроводов, соединяющие газовые сети разных стран, распространится и на не входящие в ЕС государства. Ранее директор по внутреннему рынку ЕК по энергетике Клаус-Дитер Борхардт сообщил, что в первой половине ноября регулятор представит правовой режим для морских трубопроводов, приходящих в ЕС. Bloomberg не уточняет, идет ли речь об одном законопроекте или о разных, но потенциально они оба могут распространить нормы Третьего энергопакета на Nord Stream 2.

Сейчас морская часть трубы регулируется международным морским правом, а участки на суше — внутренним законодательством России и Германии. Для прокладки трубы по морскому дну необходимо было заручиться согласием стран, по территориальным водам или исключительным экономическим зонам которых она проходит. Предварительно все страны, за исключением Дании, такое согласие дали. Что касается позиции Копенгагена, она в любом случае не должна стать проблемой, так как в компании-операторе проекта уже заявили о наличии альтернативного маршрута.


Несмотря на это, Еврокомиссия еще летом запросила мандат у Совета ЕС на переговоры с российской стороной. В конце сентября эксперты юридического отдела Совета ЕС пришли к выводу, что оснований для выдачи такого мандата нет. Представители «Газпрома» и Министерства энергетики РФ также неоднократно говорили, что не видят необходимости в такого рода переговорах. Однако если Еврокомиссия примет поправки к законодательству, нормы Третьего энергопакета удастся распространить на «Северный поток-2» и без диалога с Москвой.

Впрочем, эксперты говорят, что пока все это больше похоже на очередную попытку оказать давление на российскую компанию и повлиять на общественное мнение. В реальности распространение норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2» маловероятно. Глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры» Евгений Корчаго объяснил «СП», что если нормы Третьего энергопакета получат распространение на территорию, не входящую в Евросоюз, это войдет в противоречие с принципами международного права, по которым юрисдикция государств не может распространяться на нейтральные воды и, тем более, воды других государств.

«Конечно, нельзя исключать, что инициатива все-таки станет законом, тогда „Газпрому“ придется передать контроль в Nord Stream 2 самостоятельной газотранспортной компании или отказаться от проекта. Но последнее очень маловероятно — даже если поправки пройдут, компания сможет найти схемы передачи активов на баланс третьих компаний», — считает юрист.

О том, какими могут быть эти схемы, рассказал эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

— Третий энергопакет невозможно распространить на морскую часть газопровода Nord Stream-2, это еще недавно признавала юридическая служба ЕК, отмечавшая, что морская часть трубы через Балтику регулируется международным морским правом, а сухопутные участки — законодательством России и Германии. Кроме того, внесение изменений в законодательство ЕС — это длительный процесс, новые поправки могут обсуждаться годами, а строительство «Северного потока-2» планируется завершить уже в 2019 году. Маловероятно, что новое законодательство будет принято до завершения строительства. Таким образом, у ЕК нет ни правовых оснований, ни реальной возможности для того, чтобы остановить строительство газопровода.

Другое дело — его последующая эксплуатация. Третий энергопакет может ограничить монопольное использование газотранспортной инфраструктуры «Газпромом», потребовав сократить долю «Газпрома» в объемах прокачки и допустить к ней третьи стороны, как это пытались сделать с трубопроводом OPAL. «Газпром» был вынужден использовать OPAL не на полную мощность. В конце концов, выяснилось, что иных поставщиков для OPAL не нашлось, и ограничения были сняты.

«СП»: — Чем конкретно грозит распространение Третьего энергопакета на «Северный поток-2», если это произойдет?

— Максимум, что грозит, это требование обеспечить доступ к «Северному потоку-2» альтернативных поставщиков, а в самом крайнем случае — требование отделения транспортировки газа от его добычи, то есть передача эксплуатации газопровода независимой компании. Последнее, кстати, предполагалось сделать в России в рамках реформы «Газпрома» в конце 90-х — начале 00-х годов, но монополисту удалось сохранить за собой трубопроводную сеть.

В получении доступа к трубе могли бы быть заинтересованы «Роснефть» и «Новатэк». Допустив добываемый ими объем газа к транспортировке через Nord Stream-2, то есть лишив «Газпром» внешнеторговой монополии, можно формально соблюсти и требования Третьего энергопакета. Таким образом, даже формально уступив требованиям ЕК, можно будет сохранить позиции России на европейском газовом рынке.

Ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также считает, что даже принятие новых поправок, которые предлагает Еврокомиссия, не должно помешать строительству «Северного потока-2».

— Во-первых, разрешения на строительство были выданы раньше, и можно традиционно сослаться на то, что закон обратной силы не имеет. Во-вторых, еще более принципиально, что Третий энергетический пакет — это правила регулирования и использования газотранспортных систем. Он не может разрешить или запретить прокладку труб, так как разрешение на строительство выдают национальные правительства стран, по территории которых они проходят. Поэтому даже если Третий энергопакет будет распространен на морскую часть «Северного потока-2», хотя это противоречит международному законодательству, на строительстве это никак не скажется. А вот функционирование газопровода — это совсем другой вопрос. Хотя сомнительно, что Еврокомиссии удастся сделать то, о чем пишет Bloomberg.

«СП»: — Почему?

— Потому что это создаст прецедент экстерриториального законодательства, когда нормы ЕС будут распространяться на территории других государств. Конечно, американцы со своими санкциями так и поступают, но Евросоюз этого делать не может.

Хороший пример — это история с «Южным потоком». Евросоюз постоянно говорил о том, что этот газопровод противоречит Третьему энергопакету и не может быть реализован. Но работы по нему все равно продолжались. И как только противники проекта поняли, что угрозами его не остановить, делегация американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном поехала в Софию и убедила, а, по сути, дала указание руководству Болгарии отозвать разрешение на строительство. Только после этого проект был заморожен. Так что сам по себе Третий энергопакет не может повлиять на создание инфраструктуры, он только регулирует ее использование. Строительству «Северного потока-2» ничего не угрожает, хотя вопрос его использования будет обсуждаться.


«СП»: — Какие трудности с использованием газопровода могут возникнуть из-за применения Третьего энергопакета?

— Мы видели пример таких трудностей с газопроводом OPAL, одним из ответвлений первого «Северного потока». Евросоюз требовал зарезервировать 50% мощности трубы для альтернативных поставщиков. Но в этом случае логика была именно в том, что альтернативные газопроводы или СПГ-терминал можно построить возле точки выхода трубы на берег.

Если же распространять нормы Третьего энергопакета на весь газопровод, получается, что он будет действовать на территории государства, которое вообще не входит в Евросоюз. Значит, Россия должна запустить к себе третьи страны и построить им газопроводы, чтобы на ее территории нашлись альтернативные поставщики? Это абсурд. Не говоря уже о том, что аналогичные нормы тогда должны распространяться и на другие трубы. Например, на газопровод, который идет из Норвегии в Великобританию или из Алжира в Испанию и Италию. По этой логике они должны наполовину осушить свои трубы.

Но Евросоюз не может указывать другим странам, как им использовать собственные газопроводы. И никакие поправки к их законодательству не могут действовать в российских территориальных водах. Поэтому либо сама инициатива не проработана, либо пресса донесла ее содержание неверно.


Материал комментируют: Алексей Калачев Игорь Юшков 10 октября еврокомиссар по конкуренции Маргарет Вестагер заявила, что у Европейского союза нет юридических оснований приостановить или блокировать строительство газопровода «Северный поток-2». Как писала «СП», эксперты назвали эти слова признанием очевидного, ведь действие Третьего энергопакета ЕС, который предусматривает разделение газовых компаний по видам деятельности и доступ третьих операторов к трубе, не распространяется на ее подводную часть. Но, как оказалось, расслабляться «Газпрому» и его партнерам еще рано. 12 октября деловое издание Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что Еврокомиссия в начале ноября собирается представить новую версию законодательства для морских газопроводов, в которой определение интерконнекторов, то есть трубопроводов, соединяющие газовые сети разных стран, распространится и на не входящие в ЕС государства. Ранее директор по внутреннему рынку ЕК по энергетике Клаус-Дитер Борхардт сообщил, что в первой половине ноября регулятор представит правовой режим для морских трубопроводов, приходящих в ЕС. Bloomberg не уточняет, идет ли речь об одном законопроекте или о разных, но потенциально они оба могут распространить нормы Третьего энергопакета на Nord Stream 2. Сейчас морская часть трубы регулируется международным морским правом, а участки на суше — внутренним законодательством России и Германии. Для прокладки трубы по морскому дну необходимо было заручиться согласием стран, по территориальным водам или исключительным экономическим зонам которых она проходит. Предварительно все страны, за исключением Дании, такое согласие дали. Что касается позиции Копенгагена, она в любом случае не должна стать проблемой, так как в компании-операторе проекта уже заявили о наличии альтернативного маршрута. Несмотря на это, Еврокомиссия еще летом запросила мандат у Совета ЕС на переговоры с российской стороной. В конце сентября эксперты юридического отдела Совета ЕС пришли к выводу, что оснований для выдачи такого мандата нет. Представители «Газпрома» и Министерства энергетики РФ также неоднократно говорили, что не видят необходимости в такого рода переговорах. Однако если Еврокомиссия примет поправки к законодательству, нормы Третьего энергопакета удастся распространить на «Северный поток-2» и без диалога с Москвой. Впрочем, эксперты говорят, что пока все это больше похоже на очередную попытку оказать давление на российскую компанию и повлиять на общественное мнение. В реальности распространение норм Третьего энергопакета на «Северный поток-2» маловероятно. Глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры» Евгений Корчаго объяснил «СП», что если нормы Третьего энергопакета получат распространение на территорию, не входящую в Евросоюз, это войдет в противоречие с принципами международного права, по которым юрисдикция государств не может распространяться на нейтральные воды и, тем более, воды других государств. «Конечно, нельзя исключать, что инициатива все-таки станет законом, тогда „Газпрому“ придется передать контроль в Nord Stream 2 самостоятельной газотранспортной компании или отказаться от проекта. Но последнее очень маловероятно — даже если поправки пройдут, компания сможет найти схемы передачи активов на баланс третьих компаний», — считает юрист. О том, какими могут быть эти схемы, рассказал эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Третий энергопакет невозможно распространить на морскую часть газопровода Nord Stream-2, это еще недавно признавала юридическая служба ЕК, отмечавшая, что морская часть трубы через Балтику регулируется международным морским правом, а сухопутные участки — законодательством России и Германии. Кроме того, внесение изменений в законодательство ЕС — это длительный процесс, новые поправки могут обсуждаться годами, а строительство «Северного потока-2» планируется завершить уже в 2019 году. Маловероятно, что новое законодательство будет принято до завершения строительства. Таким образом, у ЕК нет ни правовых оснований, ни реальной возможности для того, чтобы остановить строительство газопровода. Другое дело — его последующая эксплуатация. Третий энергопакет может ограничить монопольное использование газотранспортной инфраструктуры «Газпромом», потребовав сократить долю «Газпрома» в объемах прокачки и допустить к ней третьи стороны, как это пытались сделать с трубопроводом OPAL. «Газпром» был вынужден использовать OPAL не на полную мощность. В конце концов, выяснилось, что иных поставщиков для OPAL не нашлось, и ограничения были сняты. «СП»: — Чем конкретно грозит распространение Третьего энергопакета на «Северный поток-2», если это произойдет? — Максимум, что грозит, это требование обеспечить доступ к «Северному потоку-2» альтернативных поставщиков, а в самом крайнем случае — требование отделения транспортировки газа от его добычи, то есть передача эксплуатации газопровода независимой компании. Последнее, кстати, предполагалось сделать в России в рамках реформы «Газпрома» в конце 90-х — начале 00-х годов, но монополисту удалось сохранить за собой трубопроводную сеть. В получении доступа к трубе могли бы быть заинтересованы «Роснефть» и «Новатэк». Допустив добываемый ими объем газа к транспортировке через Nord Stream-2, то есть лишив «Газпром» внешнеторговой монополии, можно формально соблюсти и требования Третьего энергопакета. Таким образом, даже формально уступив требованиям ЕК, можно будет сохранить позиции России на европейском газовом рынке. Ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков также считает, что даже принятие новых поправок, которые предлагает Еврокомиссия, не должно помешать строительству «Северного потока-2». — Во-первых, разрешения на строительство были выданы раньше, и можно традиционно сослаться на то, что закон обратной силы не имеет. Во-вторых, еще более принципиально, что Третий энергетический пакет — это правила регулирования и использования газотранспортных систем. Он не может разрешить или запретить прокладку труб, так как разрешение на строительство выдают национальные правительства стран, по территории которых они проходят. Поэтому даже если Третий энергопакет будет распространен на морскую часть «Северного потока-2», хотя это противоречит международному законодательству, на строительстве это никак не скажется. А вот функционирование газопровода — это совсем другой вопрос. Хотя сомнительно, что Еврокомиссии удастся сделать то, о чем пишет Bloomberg. «СП»: — Почему? — Потому что это создаст прецедент экстерриториального законодательства, когда нормы ЕС будут распространяться на территории других государств. Конечно, американцы со своими санкциями так и поступают, но Евросоюз этого делать не может. Хороший пример — это история с «Южным потоком». Евросоюз постоянно говорил о том, что этот газопровод противоречит Третьему энергопакету и не может быть реализован. Но работы по нему все равно продолжались. И как только противники проекта поняли, что угрозами его не остановить, делегация американских сенаторов во главе с Джоном Маккейном поехала в Софию и убедила, а, по сути, дала указание руководству Болгарии отозвать разрешение на строительство. Только после этого проект был заморожен. Так что сам по себе Третий энергопакет не может повлиять на создание инфраструктуры, он только регулирует ее использование. Строительству «Северного потока-2» ничего не угрожает, хотя вопрос его использования будет обсуждаться. «СП»: — Какие трудности с использованием газопровода могут возникнуть из-за применения Третьего энергопакета? — Мы видели пример таких трудностей с газопроводом OPAL, одним из ответвлений первого «Северного потока». Евросоюз требовал зарезервировать 50% мощности трубы для альтернативных поставщиков. Но в этом случае логика была именно в том, что альтернативные газопроводы или СПГ-терминал можно построить возле точки выхода трубы на берег. Если же распространять нормы Третьего энергопакета на весь газопровод, получается, что он будет действовать на территории государства, которое вообще не входит в Евросоюз. Значит, Россия должна запустить к себе третьи страны и построить им газопроводы, чтобы на ее территории нашлись альтернативные поставщики? Это абсурд. Не говоря уже о том, что аналогичные нормы тогда должны распространяться и на другие трубы. Например, на газопровод, который идет из Норвегии в Великобританию или из Алжира в Испанию и Италию. По этой логике они должны наполовину осушить свои трубы. Но Евросоюз не может указывать другим странам, как им использовать собственные газопроводы. И никакие поправки к их законодательству не могут действовать в российских территориальных водах. Поэтому либо сама инициатива не проработана, либо пресса донесла ее содержание неверно.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl