На Вильнюсском энергетическом форуме министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс поставил задачу перед всем регионом. «Остался самый важный стратегический шаг — синхронизация электросистем стран Балтии с сетями континентальной Европы», — сказал он.
При этом уверял, будто Литва успешно справилась с монополией Газпрома, построив Клайпедский терминал сжиженного газа. То есть путём удорожания голубого топлива для своей страны, но об этом глава МИД, естественно, не сказал. Напугал участников форума строящейся Белорусской АЭС, которая якобы опасна, несмотря на заверения экспертов МАГАТЭ об образцовости станции. Дал понять, что Росатому нет места в регионе. Словом, поставил задачи словно «президент» региона. И подчеркнул: «Геополитические вызовы подтолкнули Евросоюз к инициативе укреплять энергетическую безопасность в масштабе всего ЕС, предусматривая амбициозные цели ЕС и финансовые инструменты».
Немного по-другому сказал на форуме об угрозе, будто бы исходящей от Белорусской АЭС, его заместитель Альбинас Зананавичюс. По его словам, станция якобы «создаёт нечестную конкуренцию на региональном рынке электроэнергии». Под «нечестной конкуренцией» в Вильнюсе имеют ввиду современные технологии Росатома, позволяющие удешевить строительство. А по мнению Литвы — будто бы недоработанные опасные технологии, несмотря, повторюсь, на мнение МАГАТЭ.
Зананавичюс вслед за шефом повторил: «С учётом этого, значение синхронизации электросетей стран Балтии с сетями континентальной Европы только увеличивается».
То есть Литва по-прежнему активно продвигает идею выхода из электрического кольца — надёжной, проверенной за десятилетия системы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва).
Как сообщала «Свободная пресса», («Прибалтийские сестрицы: Мы устали от пыток русским током», 24 сентября), переговоры на эту тему между Вильнюсом, Ригой и Таллином провалились из-за слишком больших финансовых вложений и разных подходов к решению проблемы. Литва хочет соединиться с Польшей через готовую смычку LitPol Link. По данным Объединенного центра исследований Еврокомиссии, синхронизация при одной смычке с Польшей обойдется в 900 миллионов евро, а полноценная со странами Скандинавии, как хочет Эстония, — в 1,36−1,41 миллиарда евро. Министр экономики Эстонии Кадри Симсон сомневается, что с Польшей хватит одной смычки. Вице-канцлер Министерства энергетики и связи Эстонии Анд Леппиман считает: одна смычка с Польшей является недостаточной и слишком дорогой.
Чтобы заставить соседей подчиниться литовской идее выхода из БРЭЛЛ, Вильнюс пугает: Россия, мол, сама выйдет из системы, и тогда Латвия, Литва и Эстония получат труднейшие проблемы.
В этих запугиваниях есть немалая доля лукавства, так как ничего неожиданного на самом деле не произойдёт. Министерство энергетики Литвы спокойно готовится к переговорам с Россией, о чём депутатам Сейма — членам парламентского комитета по делам Европы сообщил заместитель министра энергетики Эгидиюс Пурлис. В процессе, по его словам, участвуют Латвия, Эстония, Польша и Еврокомиссия. В 2018 году литовские эксперты рассчитывают договориться с прибалтийскими соседями о выходе из БРЭЛЛ, а в 2019-м попробовать работать в изолированном от этой системы режиме.
Удастся ли договориться и во сколько это обойдётся — вопрос пока открытый. Но что там с Россией, которая якобы стремится обмануть страны Балтии и побыстрее уйти из БРЭЛЛ? На этот вопрос ответил вильнюсскому изданию «Экспресс-неделя» посол РФ в Литве Александр Удальцов.
«Как объявлено, в 2019 г. ЛР планирует начать тестовые отключения от этой системы. Исходя из планов соседей-прибалтов, мы, естественно, не стали сидеть сложа руки и предприняли серьёзные меры по обеспечению энергетической безопасности Калининградской области, которые будут реализованы в самые сжатые сроки, — пояснил дипломат. — Успешно ведётся строительство мощностей по электроснабжению КО. В регионе планируется ввести в строй не только дополнительные трансформаторные мощности, но и модернизировать весь электросетевой комплекс области с использованием самых современных технологий. В настоящее время в Калининградской области завершается строительство 4 новых электростанций, — 3-х газовых и одной угольной, — суммарная мощность которых составит 1 ГВт. С учётом того, что уже функционирует, по оценкам энергетиков, в области на ближайшие десятилетия образуется двойной запас энергетической прочности».
По словам Александра Удальцова, готовится к отключению от БРЭЛЛ и Белоруссия. «Там успешно идет строительство атомной станции, которая закроет все вопросы энергообеспечения страны на длительную перспективу. Ну а то, что АЭС будет построена в срок, нет никаких сомнений», — подчеркнул он.
То есть меры эти ответные, учитывающие планы прибалтов. Но почему же тогда Литва так активно стремится вырваться из кольца БРЭЛЛ? Возможно, речь следует вести о лоббистах европейской энергетики. А определённый ответ даёт другое мероприятие, которое проводится в Вильнюсе одновременно с энергетическим форумом — международная конференция «Влияние России в регионе Балтийского моря — национальный и институционный опыт в борьбе с гибридными угрозами». Другой заместитель Линкявичюса — Дарюс Скусявичюс, заявил: «Россия никогда не прекращала считать страны Балтии входящими в исключительную сферу её влияния. Она использовала и использует свои политические, экономические, энергетические ресурсы, пропаганду, кибернетические, информационные и другие средства — как в открытую, так и тайно — чтобы наши страны были уязвимыми и слабыми».
Трудно сказать, как можно тайно поставлять газ и электричество, между прочим, бесперебойно, и этим вредить (?!), но таковы уж высказывания представителей литовской элиты…