Эстония преподнесла Литве неприятный газовый сюрприз. Вопреки намерениям Вильнюса отказаться от услуг «Газпрома» и стать главным поставщиком сжиженного природного газа в регионе, для чего в Клайпеде был построен дорогущий терминал СПГ, Таллин взялся решать задачу своими силами.
На заводе в Ичане (Китай) голландское судостроительное предприятие Damen строит бункеровочное судно СПГ для компании Eesti Gaas, сообщает портал эстонского национального вещателя Rus.err.ee.
Задача бункеровочного судна несколько отличается от предназначения судна-хранилища Independence («Независимость»), построенного в Южной Корее специально для Клайпедского терминала. Independence «намертво» привязано к Клайпеде, стоит в акватории порта, и в него загружают СПГ, прибывающий на газовозах из Норвегии, США, а в последнее время и из порота Высоцк — от российской газовой компании «Новатэк». А бункеровочное судно, строящееся в Китае для Эстонии, может само доставлять топливо заказчикам. При этом ожидается, что обслуживать оно будет как раз тот регион, на который зарились литовские поставщики голубого топлива, желая заработать на эксплуатации своего терминала СПГ.
По сути эстонский объект — тоже терминал СПГ, о чем и говорят в Таллине. «Мы имеем дело с мобильным терминалом, который сам плывет к клиентам, — пояснил член правления Eesti Gaas Калев Рейльян. — Судов такого типа в мире всего пять. Бункеровщик Eesti Gaas станет шестым и единственным в северо-восточной части Балтийского моря. Наряду с эстонскими и финскими мы также планируем обслуживать латвийские порты».
Читайте также
Превратится ли Россия в ядерный могильник Германии
«Росатом» готов перерабатывать отходы немецких исследовательских реакторов
Клайпедский терминал СПГ и так не оправдывает своего главного предназначения — не очень удачно борется с «Газпромом», а тут еще появится конкурент в Эстонии. Российское топливо, поступающее по трубам, заведомо дешевле СПГ — из-за способов доставки, технологии сжижения и регазификации. В 2015 году, когда терминал был введен в строй, доля нашего концерна в Литве упала почти со 100% до примерно 30%, но нынче поднялась до 60%. И если бы не протекционистский закон, принятый Сеймом Литвы и обязывающий промышленных потребителей страны покупать в Клайпеде не менее трети голубого топлива для своих нужд, то «Газпром» вернул бы почти весь литовский рынок.
Владельцы крупнейшего производителя азотных удобрений в Прибалтике Achema не раз уже заявляли, что из-за такого нерыночного требования предприятие оказалось на грани банкротства. Зато в Вильнюсе считают, что терминал СПГ необходим в борьбе за энергетическую независимость Литвы.
Только вот еще неувязка. Товарищи по борьбе с российским влиянием, в том числе газовым — Латвия и Эстония — отказываются покупать газ в Клайпеде. Для них тоже дорого. Кроме всего прочего Литва платит норвежской компании Hoegh LNG за аренду судна «Independence» больше 60 миллионов долларов в год. В конце прошлого года Сейм Литвы разрешил правительству до конца 2024-го выкупить судно-хранилище у норвежцев. Бизнес этот получился какой-то нелепый. Компания Hoegh LNG построила судно в Южной Корее за 250 миллионов долларов, а Литве оно за аренду обойдется — в сумме — в 720 миллионов. Естественно, все это сказывается на цене газа, но лишь бы избавиться от российского топлива, хотя и это не удалось.
А вот Таллин и Рига покупают газ в России и не ставят столь радикальные задачи в борьбе с «Газпромом», как Вильнюс, хотя процесс и там потихоньку идет. Например, эксперты считают, что с помощью либерализации газового рынка в Латвии осуществляется попытка выдавить наш концерн искусственным повышением цен, но пока в гигантское Инчукалнское газохранилище закачивается российское голубое топливо.
Но вот, видимо, еще одна причина, по которой Эстония решила у себя создать плавучий терминал СПГ. Дело не только в экономике, но и, видимо, в амбициях. На самом деле страны Балтии вели переговоры с Еврокомиссией о том, где построить региональный терминал СПГ, какое место выгоднее, и ЕК обещала профинансировать строительство объекта после того, как Латвия, Литва и Эстония договорятся.
Однако Вильнюс решил поставить своих прибалтийских сестриц перед фактом и без договоренности взялся строить у себя. Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала объект в интервью порталу Delfi «историей успеха, экономическим достижением, благодаря которому Литва обрела собственную энергетическую независимость». Только вот Еврокомиссия не стала оплачивать газовые амбиции Литвы, так как Вильнюс не смог договориться с Таллином и Ригой.
А вот эстонский проект, по сведениям национального вещателя, осуществляется с привлечением средств Евросоюза. Видимо, потому, что изначально Эстонию в Европе рассматривали как лучшее место для регионального терминала. И уже во второй половине следующего года бункеровочное судно придет в Таллинский порт.
Читайте также
«Мы поднимемся с колен, на которые нас поставил Путин»
В НАТО меняют ядерную стратегию, отреагировав на российские «Авангарды» и «Посейдоны»
Но и у Риги свои газовые амбиции. В порту столицы Латвии в течение двух лет должен быть построен частный терминал СПГ. Председатель правления фирмы Kundzinsalas dienvidu projekts («Южный проект Кундзиньсала», где Кундзиньсала — «Остров госпожи» — район и остров в Риге) Дмитрий Артюшин рассказал журналистам, что главная цель объекта — обеспечение голубым топливом регазификационных станций Латвии, Эстонии и Литвы. На Рижском терминале СПГ можно будет заправлять и суда, которые используют газ в качестве топлива. Оказывается, Евросоюз подталкивает страны-члены ЕС к использованию в судоходстве не мазута, а голубого топлива.
И еще одна неприятная для Клайпедского терминала СПГ новость. Сообщается, что Рижский терминал будет покупать голубое топливо и в России.
Впрочем, и в Литве что-то рыночное начинает происходить в газовой сфере: СПГ у компании «Новатэк» стало закупать подразделение литовского холдинга Lietuvos energija.
Ну а в целом, судя по газовой коллизии, у прибалтийских сестриц дружба дружбой, а СПГ — врозь.
Новости транзита: Украинская труба пойдет к «Северному потоку-2» в нагрузку
Нефть и газ: Германия отвергла санкции против проекта «Северный поток-2»