Американский газ-убийца разоряет Литву - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Американский газ-убийца разоряет Литву - «Экономика» 06:00 Воскресенье 0 445
17-06-2018, 06:00

Американский газ-убийца разоряет Литву - «Экономика»



Терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, построенный в 2014 году в борьбе с «Газпромом», за «независимость» от его поставок, буквально сжирает крупнейшее предприятие Литвы — Йонавский завод удобрений «Ахема», являющийся крупнейшим потребителем газа.

Голубое топливо на терминале дорогое, в отличие от российского. Для того, чтобы спасти экономически несостоятельный объект, Сейм Литвы в свое время принял закон «О терминале сжиженного природного газа», обязавший крупных потребителей закупать треть топлива только в Клайпеде. И вот терминал довел до краха предприятие «Ахема».

Его хозяйка, акционер «Ахемос групе» Лида Лубене, вдова бывшего владельца предприятия Бронисловаса Лубиса, так и заявила: содержание Клайпедского терминала СПГ несет угрозу выживанию крупнейшего в стране потребителя газа. Голубое топливо нужно для производства удобрений.

Лубене встретилась с министром энергетики Литвы Жигимантасом Вайчюнасом и предупредила: закрытие «Ахемы» ведет к социальному взрыву. От себя добавим — и мощному удару по экономике страны.

«Ахема» — одно из стратегических предприятий Литвы, формирующих бюджет, которое, несмотря на принадлежность частному капиталу, находится под контролем государства, обязано согласовывать сделки и инвестиции с Департаментом государственной безопасности. В «Achema Group» работают более 5 тысяч человек. Его удобрения продаются по всему миру.

Предприятие прекрасно существовало со времен «советской оккупации». В его основе — Йонавский завод азотных удобрений, строительство которого началось в 1962 году. В 1965-м он уже обеспечивал Литовскую ССР своими удобрениями. В независимой Литве завод превратился в государственное предприятие «Азотас». Затем был приватизирован и в 2001-м стал базой концерна «Achema Group».

Все шло прекрасно, пока газ закупался у «Газпрома», пусть и по завышенным, как считают в Вильнюсе, ценам. Только вот в 2016 году Литва проиграла спор с «Газпромом» в Арбитражном суде Стокгольма. Требовала взыскать с нашей корпорации 1,4 млрд евро, якобы переплаченные за поставленный в 2004—2012 годах газ. Но он поставлялся в соответствии с договорами, подписанными обеими сторонами. А вот когда Литва решила обрести «энергетическую независимость», в том числе и в газовой сфере, и ввела в строй терминал СПГ в Клайпеде, куда ходят газовозы из Норвегии и США, тогда и начались проблемы.

Цена на газ терминала СПГ — нечто вроде государственной тайны. Политики твердят, будто объект выгоден стране, но цену топлива не называют. Ясно лишь, что оно дороже газпромовского, поступающего по трубам, ведь дополнительных денег стоит доставка газовозами, процессы сжижения-разжижения. А вот то, что хорошо известно: Литва заказала для терминала у норвежцев судно-хранилище газа. Норвежцы простроили его в Южной Корее за 250 миллионов долларов, а сдали в аренду Литве за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет до 2024 года. А Вильнюс назвал судно претенциозно — «Indepedence» («Независимость»).

«Indepedence» оказалась слишком дорогой. Совершенно непонятно, в чем выгода такой сделки. Почему Литва не купила у тех же корейцев судно за 250 миллионов?

Депутат Сейма, социал-демократ Артурас Скарджюс, возглавлявший комиссию по изучению вопроса о целесообразности строительства терминала СПГ, возмущался: «Существующий договор таков, что мы на протяжении десяти лет должны платить по установленной цене, чтобы выплатить всю сумму, которая по меньшей мере в 2,5 раза больше, чем цена самого судна».

Любая критика терминала СПГ в Вильнюсе объявляется «кознями Кремля» и непатриотичной позицией. Скарджюсу не простили его выступлений. В начале этого года была предпринята попытка импичмента: в связи с бизнесом семьи депутата в сфере возобновляющейся энергетики (ветряной и солнечной) политика обвинили в продвижении решений в свою пользу, завели уголовное дело. Лишь на днях прокуратура прекратила расследование в его отношении, так и не найдя состава преступления.

Тем временем «Газпром» стал возвращать позиции в Литве. Слишком уж невыгоден терминал СПГ несмотря на патриотические воззвания. Сначала доля «Гапрома», составлявшая до появления терминала около 100%, упала до 30%, но в прошлом году поднялась до 60%, процесс продолжается.

Вот и премьер-министр Саулюс Сквернялис призвал искать способы «снижения ноши терминала для литовских налогоплательщиков». Это выступление продиктовано провалом переговоров с Латвией и Эстонией о создании общего регионального газового рынка.

Еврокомиссия собиралась финансировать общий терминал стран Балтии, но не в Литве. Планировалось построить его в Эстонии — посчитали, что так выгоднее из-за близости к Скандинавии. Литва просто «подсуетилась», рассчитывая поставить прибалтийских партнеров и Брюссель перед фактом. Не вышло. Превратить терминал в Клайпеде в региональный Вильнюсу так и не удалось — он слишком дорогой.

Газовые ворота для США в Европу, открытые Литвой, пока нерентабельны. Недаром же главные активисты протестов против «Северного потока-2» — Литва и Польша. В Польше ведь тоже «подсуетились» для Америки — через год после Литвы открыли и свой терминал СПГ — в Свиноуйсьце. Для Вильнюса и Варшавы «Северный поток-2» с его дешевым газом по сравнению со сжиженным — словно серпом по трубам.

А вот и результат для литовского предприятия «Ахема». По словам Лубене, положение компании под угрозой. Генеральный директор «Ахемы» Рамунас Миляускас заявляет: предприятие работает себе в убыток. 11 июня остановлен один из аммиачных цехов, как раз из введенных в строй в 1965-м. Сократили объемы производства часть карбамидного цеха, когенерационная электростанция, другие подразделения.

Рамунас Миляускас оценил потери предприятия из-за содержания терминала СПГ в Клайпеде в 20 миллионов евро в год. «Это повышает себестоимость нашей продукции, снижая ее конкурентоспособность не только на местном, но и на мировом рынке», — сказал гендиректор.

Так что из-за газа из Норвегии и США близится кирдык крупнейшему предприятию Литвы. Вот такая сила антигазпромовской правды.


Терминал сжиженного природного газа в Клайпеде, построенный в 2014 году в борьбе с «Газпромом», за «независимость» от его поставок, буквально сжирает крупнейшее предприятие Литвы — Йонавский завод удобрений «Ахема», являющийся крупнейшим потребителем газа. Голубое топливо на терминале дорогое, в отличие от российского. Для того, чтобы спасти экономически несостоятельный объект, Сейм Литвы в свое время принял закон «О терминале сжиженного природного газа», обязавший крупных потребителей закупать треть топлива только в Клайпеде. И вот терминал довел до краха предприятие «Ахема». Его хозяйка, акционер «Ахемос групе» Лида Лубене, вдова бывшего владельца предприятия Бронисловаса Лубиса, так и заявила: содержание Клайпедского терминала СПГ несет угрозу выживанию крупнейшего в стране потребителя газа. Голубое топливо нужно для производства удобрений. Лубене встретилась с министром энергетики Литвы Жигимантасом Вайчюнасом и предупредила: закрытие «Ахемы» ведет к социальному взрыву. От себя добавим — и мощному удару по экономике страны. «Ахема» — одно из стратегических предприятий Литвы, формирующих бюджет, которое, несмотря на принадлежность частному капиталу, находится под контролем государства, обязано согласовывать сделки и инвестиции с Департаментом государственной безопасности. В «Achema Group» работают более 5 тысяч человек. Его удобрения продаются по всему миру. Предприятие прекрасно существовало со времен «советской оккупации». В его основе — Йонавский завод азотных удобрений, строительство которого началось в 1962 году. В 1965-м он уже обеспечивал Литовскую ССР своими удобрениями. В независимой Литве завод превратился в государственное предприятие «Азотас». Затем был приватизирован и в 2001-м стал базой концерна «Achema Group». Все шло прекрасно, пока газ закупался у «Газпрома», пусть и по завышенным, как считают в Вильнюсе, ценам. Только вот в 2016 году Литва проиграла спор с «Газпромом» в Арбитражном суде Стокгольма. Требовала взыскать с нашей корпорации 1,4 млрд евро, якобы переплаченные за поставленный в 2004—2012 годах газ. Но он поставлялся в соответствии с договорами, подписанными обеими сторонами. А вот когда Литва решила обрести «энергетическую независимость», в том числе и в газовой сфере, и ввела в строй терминал СПГ в Клайпеде, куда ходят газовозы из Норвегии и США, тогда и начались проблемы. Цена на газ терминала СПГ — нечто вроде государственной тайны. Политики твердят, будто объект выгоден стране, но цену топлива не называют. Ясно лишь, что оно дороже газпромовского, поступающего по трубам, ведь дополнительных денег стоит доставка газовозами, процессы сжижения-разжижения. А вот то, что хорошо известно: Литва заказала для терминала у норвежцев судно-хранилище газа. Норвежцы простроили его в Южной Корее за 250 миллионов долларов, а сдали в аренду Литве за 720 миллионов, разбросанных на 10 лет до 2024 года. А Вильнюс назвал судно претенциозно — «Indepedence» («Независимость»). «Indepedence» оказалась слишком дорогой. Совершенно непонятно, в чем выгода такой сделки. Почему Литва не купила у тех же корейцев судно за 250 миллионов? Депутат Сейма, социал-демократ Артурас Скарджюс, возглавлявший комиссию по изучению вопроса о целесообразности строительства терминала СПГ, возмущался: «Существующий договор таков, что мы на протяжении десяти лет должны платить по установленной цене, чтобы выплатить всю сумму, которая по меньшей мере в 2,5 раза больше, чем цена самого судна». Любая критика терминала СПГ в Вильнюсе объявляется «кознями Кремля» и непатриотичной позицией. Скарджюсу не простили его выступлений. В начале этого года была предпринята попытка импичмента: в связи с бизнесом семьи депутата в сфере возобновляющейся энергетики (ветряной и солнечной) политика обвинили в продвижении решений в свою пользу, завели уголовное дело. Лишь на днях прокуратура прекратила расследование в его отношении, так и не найдя состава преступления. Тем временем «Газпром» стал возвращать позиции в Литве. Слишком уж невыгоден терминал СПГ несмотря на патриотические воззвания. Сначала доля «Гапрома», составлявшая до появления терминала около 100%, упала до 30%, но в прошлом году поднялась до 60%, процесс продолжается. Вот и премьер-министр Саулюс Сквернялис призвал искать способы «снижения ноши терминала для литовских налогоплательщиков». Это выступление продиктовано провалом переговоров с Латвией и Эстонией о создании общего регионального газового рынка. Еврокомиссия собиралась финансировать общий терминал стран Балтии, но не в Литве. Планировалось построить его в Эстонии — посчитали, что так выгоднее из-за близости к Скандинавии. Литва просто «подсуетилась», рассчитывая поставить прибалтийских партнеров и Брюссель перед фактом. Не вышло. Превратить терминал в Клайпеде в региональный Вильнюсу так и не удалось — он слишком дорогой. Газовые ворота для США в Европу, открытые Литвой, пока нерентабельны. Недаром же главные активисты протестов против «Северного потока-2» — Литва и Польша. В Польше ведь тоже «подсуетились» для Америки — через год после Литвы открыли и свой терминал СПГ — в Свиноуйсьце. Для Вильнюса и Варшавы «Северный поток-2» с его дешевым газом по сравнению со сжиженным — словно серпом по трубам. А вот и результат для литовского предприятия «Ахема». По словам Лубене, положение компании под угрозой. Генеральный директор «Ахемы» Рамунас Миляускас заявляет: предприятие работает себе в убыток. 11 июня остановлен один из аммиачных цехов, как раз из введенных в строй в 1965-м. Сократили объемы производства часть карбамидного цеха, когенерационная электростанция, другие подразделения. Рамунас Миляускас оценил потери предприятия из-за содержания терминала СПГ в Клайпеде в 20 миллионов евро в год. «Это повышает себестоимость нашей продукции, снижая ее конкурентоспособность не только на местном, но и на мировом рынке», — сказал гендиректор. Так что из-за газа из Норвегии и США близится кирдык крупнейшему предприятию Литвы. Вот такая сила антигазпромовской правды.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 923 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl