Сенсационная новость: в Латвии будут строить терминал сжиженного природного газа. А в чем сенсация? В том, что в регионе уже есть терминал СПГ в Клайпеде, Литва пытается порвать любые связи с Газпромом, а вот латвийский терминал будет покупать в том числе российский газ!
На фоне ненависти к России и информационной войны прибалтов, а особенно Литвы против сотрудничества с Москвой в энергетической сфере, новость кажется удивительной.
Итак, терминал построят в Рижском порту в течение двух лет. В этом, как сообщают СМИ, заверил председатель правления фирмы-подрядчика Kundzinsalas dienvidu projekts («Южный проект Кундзиньсала», где Кундзиньсала — «Остров госпожи» — район и остров в Риге) Дмитрий Артюшин.
Цель терминала — обеспечить сжиженным газом Латвию, Эстонию и даже Литву, куда голубое топливо будет поступать на регазификационные станции, то есть, говоря «бытовым» языком, превращаться из сжиженного газа в нормальное топливо для его передачи в трубопроводы и потребления. На Рижском терминале СПГ можно будет заправлять и суда, которые используют газ в качестве топлива. Оказывается, Евросоюз подталкивает страны — члены ЕС к использованию в судоходстве не мазута, а голубого топлива. Это еще один бонус Газпрому.
В реализации рижского проекта принимают участие и западные компании, включая французский Sofregas, который раньше назывался Gaz de France — он, кстати, участвовал в строительстве терминала сжиженного природного газа в Клайпеде.
И вот «вишенка на торте»: сообщают, что совладелец Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин с партнерами планирует инвестировать от 80 млн. до 100 млн. долларов в строительство электростанций в Латвии, работающих на сжиженном природном газе, и сети газозаправочных станций для грузовиков, а СПГ намерен покупать в России у завода «Криогаз» из группы «Газпромбанка». И что любопытно: Министерство экономики Латвии, в отличие от литовского аналогичного ведомства, не чинит препятствий в стремлении получить СПГ из России, то есть не активничает в борьбе за так называемую энергонезависимость в газовой сфере себе же в ущерб, и даже позитивно оценило строительство терминала в Риге, который возводится только на частные средства.
Рижский терминал будет не таким крупным, как Клайпедский, но и без него Латвия вопреки уговорам Литвы отказывалась покупать СПГ в Литве. Просто потому, что он получался дороже газпромовского топлива. А тут еще Рига решила и свой идеологически неправильный терминал построить — собирается покупать даже сжиженный газ, в том числе у Газпрома.
Причина такого поступка Латвии достаточно проста. Идеология идеологией, а газ газом, тем более, что газпромовский, да, дешевле, к тому же Литва несколько лет назад обманула Латвию. Вопреки переговорам стран Балтии и планам Евросоюза оплатить терминал СПГ в Эстонии или в Латвии, да хоть и в Литве, если столицы договорятся, Вильнюс сам подсуетился с подачи президента Дали Грибаускайте и попытался без договоренности с соседями поставить их перед фактом — построил свой терминал в Клайпеде, рассчитывая, что Еврокомиссия оплатит именно этот проект, а прибалтийские партнеры бросятся покупать газ в Литве. Не вышло.
О коллизии было известно из разных утечек в СМИ, но окончательно разоблачил газовые интриги Литвы бывший глава МИД республики Антанас Валенис, который в 2008—2011 годах был послом в Латвии. Он написал книгу мемуаров «Политические качели», в которой рассказал и о той ситуации.
В тот период между Латвией, Литвой и Эстонией шли переговоры о том, где построить терминал сжиженного газа, который Евросоюз признал бы региональным и финансировал бы. Еврокомиссия тогда ждала результата переговоров, по итогам которых и приняла бы решение о выделении средств. И вот, как рассказал в своей книге Валенис, Вильнюс пообещал Латвии помочь в переговорах с ЕС о финансировании строительства терминала СПГ под Ригой в ответ на поддержку литовского энергетического проекта. Бывший посол Литвы в Латвии рассказал, как во время визита в Вильнюс премьер-министра Латвии Валдиса Домбровскиса в 2009 году «удалось договориться о том, что электроэнергетическая смычка в Швецию пойдет из Клайпеды, а мы в ответ поможем латышам получить от ЕС примерно 45 миллионов евро на укрепление электросетей западной части их страны и совместно на деньги Брюсселя мы будем строить региональный терминал СПГ под Ригой». Проект смычки NordBalt в Швецию, которая, кстати, постоянно выходит из строя, был реализован, однако Вильнюс, пишет Валенис, не поддержал строительство регионального терминала СПГ под Ригой. Зато сама Литва «вдруг» быстренько построила свой терминал в Клайпеде.
Как утверждает Валенис, мощности Клайпедского терминала «заметно превышают потребности Литвы, и второй Балтийскому региону уже не нужен». Бывший посол понадеялся, что терминал в Клайпеде все равно в итоге станет региональным и окупится, «но нужно дождаться, чтобы латыши забыли, что мы им обещали и как мы их обманули».
Не срослось. Отказ латышей, а также и обиженных эстонцев покупать газ в Клайпеде, строительство терминала СПГ в Риге говорят о том, что Латвия не только не забыла обман Вильнюса, но и приступила к реализации собственного проекта, которому даже финансирование со стороны Евросоюза не требуется — все осуществляется на частные инвестиции, в том числе российские.
Но самое страшное для Вильнюса — грузы СПГ пойдут в Ригу и из России, что пока совершенно невозможно представить на Клайпедском терминале, где, судя по рапортам Министерства энергетики Литвы, радостно встречают газовозы из Норвегии и особенно — из США.
В результате, скорее всего, Клайпедский терминал никогда не окупится, тем более, что даже и эстонский Eesti Gaas вовсе не шарахается от российского СПГ, а покупает его все больше, а у него, в свою очередь — латвийские и польские компании.
Шанс окупиться у литовского терминала все же есть, но лишь в том случае, если местная литовская элита, наконец, прозреет хотя бы в сфере энергетики…
Любопытно, раскроет ли ей глаза латвийское «газовое предательство»?
Нефть и газ: Эрдоган рассказал о битве за российский газ в НАТО
Новости экономики: Трамп меняет «Северный поток-2» на санкции против Ирана