Материал комментируют:
Андрей Гудков
Даниил Кириков
Михаил Алтынов
Сергей Хестанов
Реально располагаемые доходы россиян продолжили падение. По данным Росстата, за 10 месяцев текущего года этот показатель снизился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016. Эти цифры перечеркнули надежды на то, что россияне, наконец, перестали беднеть. В сентябре доходы выросли по отношению к августу на 0,4%, но октябрь тенденцию не продолжил — показатели снова снизились на 0,2%.
Само по себе падение реально располагаемых доходов (РРД) населения, а это сумма, которая остается на руках у граждан за вычетом обязательных платежей, скорректированная на инфляцию, неудивительно. В конце концов, этот показатель снижается уже почти четыре года подряд. В 2014 доходы упали на 0,7%, после чего процесс пошел по нарастающей. В 2015 РРД сократились на 3,2%, а в 2016 — на 5,9%, причем уже не по отношению к «сытому» 2013-му, а к вполне кризисному 2015-му.
Удивляет, что нынешнее падение продолжается на фоне позитивной статистики, которую предоставляет Министерство экономического развития и другие профильные ведомства. МЭР даже повысил свой прогноз по росту РДД в 2017 с 1% до 1,2%, видимо, на основании собственных же подсчетов. Однако эксперты считают, что этой планки за оставшиеся два месяца достичь будет практически невозможно. Разве что, в Росстате, который с весны 2017 года подчиняется Минэкономразвития, изменят методологию и пересчитают все так, чтобы цифры сошлись. Не случайно еще в августе министр Максим Орешкин сказал, что на самом деле доходы активно растут, но методика расчетов не позволяет этот рост зафиксировать.
Не прекращающееся снижение реально располагаемых доходов россиян постепенно превращается в настоящую загадку для экономистов. По данным Росстата, ВВП страны за три квартала 2017 года вырос на 1,6%. Растет и номинальная средняя заработная плата. В октябре она повысилась на 7,1% в годовом выражении и составила 38,275 рублей. Социальные выплаты в сентябре также выросли на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2016. Инфляция, между тем, опустилась до рекордно низких 2,7%.
Есть и совсем ошеломляющие данные. 14 ноября Мосгорстат сообщил, что среднемесячная зарплата в Москве в период с января по август 2017 года составила 91,8 тысячи рублей. Больше всего получают работники предприятий и организаций, занимающихся производством нефтепродуктов (518,9 тысячи рублей в месяц), сотрудники предприятий по производству цемента, извести и гипса (250 тысяч рублей), рекламщики (181 тысячу рублей).
Международные эксперты почему-то не разделяют оптимизма российских экономических властей по поводу доходов и зарплат. По оценке рейтингового агентства Fitch, покупательная способность российских окладов существенно отстает от европейских зарплат: в 2,5 раза — от немецких и на 30% — от литовских.
Отечественные экономисты тоже не усматривают роста доходов. Согласно данным НИУ ВШЭ, за последние три года граждане обеднели почти на 20 процентов. За это же время реальный размер пенсий упал на 6,9 процента. Продукты, в свою очередь, подорожали на 28,5 процента, непродовольственные товары — на 26,2 процента, услуги — на 21,3 процента.
Опрошенные «СП» эксперты назвали сразу несколько причин того, что доходы россиян продолжают «парадоксальным» образом падать. При этом прогнозы экономистов на ближайшие годы, мягко говоря, неутешительны. Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков указывает на то, что при оценке реальных доходов населения стоит учитывать, что в России традиционно очень велика доля «серых» доходов, которые сильно меняют статистику. Падение «серых» доходов влияет на общую статистику, как и рост закредитованности населения. По мнению экономиста, ждать в ближайшее время роста реальных доходов населения не стоит, так как сложился определенный «замкнутый круг» из-за стагнации в экономике. Даже низкая инфляция в какой-то мере вызвана отсутствием у населения возможности платить за товары больше. При низком спросе нет развития производства, следовательно, падают и зарплаты.
Директор по инвестициям ИК «Питер Траст» Михаил Алтынов полагает, что показатели реальной инфляции намного выше, чем те, что фиксирует Росстат.
— С точки зрения простой математики и «Методики расчета РРД» на сайте Росстата ситуация парадоксальна: если инфляция снижается темпом выше роста номинальных доходов, то реально располагаемые доходы должны расти. Однако они не растут, и опросы показывают низкую удовлетворенность населения. Значит что-то не так в математике? Сомнения по поводу уровня инфляции возникают давно, многие специалисты считают, что декларируемая статистикой инфляция далека от реальной, хотя в целом снижается.
Широко обсуждалась информация от социального министра госпожи Голодец о так называемых «работающих бедных» — занятой части трудоспособного населения, доходы которых с учетом иждивенцев не дотягивают до прожиточного минимума. Таких 12%! Вот вам и первые объяснения.
Кроме того, экономистами высказывалось резонное, с нашей точки зрения, мнение, что на показатель РРД оказывает влияние очень сильное расслоение в доходах.
«СП»: — Каким образом?
— Прослойка населения, у которой доход далеко выше среднего, искажает общую картину. Неслучайно во многих регионах с иронией и возмущением часто воспринимают данные о средних доходах выше 30 тысяч рублей. Кроме того, обращает на себя внимание качество роста экономики, а оно за счет высокой доли оборонного заказа и инфраструктурных мегапроектов весьма слабо влияет на собственно доходы населения. Да и роста то особого нет, если взять за точку отсчета «неудобный» 2008 год, темпы роста ВВП в России за 9 лет — менее 1%!
«СП»: — Когда же ситуация с реальными доходами изменится?
— Когда вернутся цены на нефть в 100 долларов и более. Или когда будут созданы (или сами собой возникнут) условия для качественного долгосрочного роста экономики и соответствующего увеличения доходов населения. Что нужно для этого — многократно описано и популяризовано признанными авторитетами, достаточно почитать Дугласа Норта, Дарона Аджемоглу, Лоуренса Харрисона и других.
Доктор экономических наук Андрей Гудков называет еще несколько причин того, что россияне продолжают беднеть — это рост налогов и обязательных выплат, отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, а также, как ни странно, рост минимального размера оплаты труда.
— Если есть рост показателей по зарплатам, а он есть, и достаточно большой, то причины падения реальных доходов следует искать в двух направлениях. Во-первых, у нас что-то не так с пособиями, а во-вторых, значительно выросли обязательные платежи и сборы с населения. Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин на днях был у президента и доложил, что вырос сбор налога на прибыль и доходы физлиц, как и подоходного налога, но на совпадающие с ростом зарплат цифры. Но увеличились и другие налоги. Я могу предположить, что серьезно выросли платежи налога на имущество. Например, лично у меня эта цифра подскочила в пять раз.
Также фактором являются пенсионные выплаты. Сегодня у нас фактически существуют две пенсии: средняя пенсия неработающих пенсионеров, которая индексируется, и средняя пенсия пенсионеров работающих, которая индексации не подлежит. А ведь эти показатели серьезно отличаются друг от друга. Отказ от индексации пенсий работающих повлиял на общую картину.
«СП»: — Некоторые эксперты полагают, что на падение доходов повлияло снижение зарплат в «конвертах». Почему оно происходит?
— У нас состоялось повышение минимального размера оплаты труда. Но те, кто пишет о «зарплатах в конвертах», забывают, что их получают и многие официально трудоустроенные. Чтобы минимизировать свои выплаты, компании официально выплачивают своим работникам МРОТ, а остальное проводят через «серую кассу». Если величина минимальной зарплаты увеличивается, то растут и официальные выплаты. Но если не произошел рост производительности труда, работодатель на аналогичную величину сокращает и сумму «в конверте». При этом доход работника даже уменьшается, потому что налоги и взносы вычитываются с официальной зарплаты.
Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что роста доходов не следует ждать еще как минимум несколько лет.
— Российская экономика приспосабливается к жизни в новых условиях, а я напомню, что с 2014 года стоимость нефти упала более чем вдвое, ценой затягивания поясов на всех уровнях экономики. Федеральном, региональном, на уровне бизнеса и граждан. Это сокращение расходов, особенно со стороны бизнеса, приводит к тому, что реально располагаемые доходы граждан сокращаются.
Кроме того, реальная инфляция, а не та, о которой рапортует Росстат, заметно выше официальной. Сочетание этих двух факторов и приводит к тому, что мы имеем снижение реальных доходов. Причем, скорее всего, эта тенденция продолжится. По мере торможения реальной инфляции она немного замедлится, но нас ждет еще как минимум несколько лет продолжение падения доходов.
«СП»: — Когда же эта тенденция будет переломлена?
— Никаких факторов, которые способствовали бы ее завершению, не просматривается, и любые прогнозы такого типа делать преждевременно. Для того чтобы эта тенденция сменилась на противоположную, необходимо, чтобы у нас начался хоть сколько-нибудь значимый экономический рост. Потому что тот рост, который фиксируется сейчас, очень невелик. Для России любой рост меньше 3% де-факто означает стагнацию. К сожалению, пока даже рано прогнозировать, когда реально располагаемые доходы начнут расти. Хорошо, если приостановится их падение.
«СП»: — Но разве не образовывается замкнутый круг, когда снижение доходов ведет к падению покупательной способности, замедлению роста экономики?
— Да, и это естественно. Это хорошо изученное явление. Но важно понимать, что в России основным фактором роста экономики являются не расходы населения, а доходы федерального бюджета от экспорта и смежных с ним отраслей. Они по значимости намного превосходят расходы населения. Поэтому падение реально располагаемых доходов населения в какой-то мере тормозит экономику, но является не слишком значимым фактором.
«СП»: — Вы сказали, что затягивание поясов происходит на всех уровнях, между тем, в Москве средняя зарплата превысила 90 тысяч рублей…
— К этой цифре нужно относиться с изрядной долей здорового юмора. Она получена путем чисто арифметического сложения. В Москве находится множество топ-менеджеров государственных компаний, у которых космические зарплаты. Вот их заработки сложили, поделили на общее число работников, и получилась такая цифра, которая имеет очень косвенное отношение к реальности.