Материал комментируют:
Валентин Катасонов
25 декабря президент РФ Владимир Путин принял в Кремле законодателей и обнародовал инициативы, касающиеся крупного российского бизнеса. Во-первых, президент предложил освободить от выплаты 13%-го налога бизнесменов, которые сворачивают деятельность за границей и переводят ее в Россию. Во-вторых, выступил за продление амнистии капиталов, что предусматривает декларирование зарубежных активов на условиях налоговой тайны и освобождение от всех видов ответственности.
Глава государства подчеркнул, что новые предложения могут стать «дополнительным стимулом для перевода капиталов в Россию».
Напомним: это будет вторая по счету амнистия капиталов. Предыдущую Путин объявил в декабре 2014 года в послании Федеральному собранию. Чиновники тогда называли амнистию строго однократной акцией. Бизнес властям поверил не сразу — к концу 2015 года было подано всего 200 деклараций. Тогда амнистию продлили еще на полгода, и в итоге ею воспользовались около 2500 человек. Впрочем, это экспертные оценки: Федеральная налоговая служба (ФНС) отказалась раскрывать информацию о числе участников амнистии и стоимости задекларированных активов.
Теперь, как видим, «однократную акцию» решено повторить.
Мало того: 21 декабря Владимир Путин сообщил, что в 2018 году страна начнет выпуск специальных валютных облигаций для возвращения капиталов. По словам президента, с просьбой создать удобный механизм для возвращения капиталов в страну к нему обратились представители бизнес-сообщества, и данный вопрос уже проработан специалистами Минфина, Минэкономразвития и ЦБ. Как рассказал ТАСС источник на финансовом рынке, облигации федерального займа будут в долларах, и курсовая разница не будет облагаться налогом.
Причина, по которой Кремль идет на такие шаги, очевидна: готовящееся ужесточение санкций со стороны США. Уже до конца января 2018 года администрация президента США Дональда Трампа представит Конгрессу так называемый «Кремлевский доклад» — список высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, приближенных к власти.
Попадание в список означает, что его фигуранты не смогут обладать банковскими счетами в долларах или другой валюте, если трансакции банка, хранящего их сбережения, идут через Америку. Де-факто, они лишатся доступа к услугам большинства западных банков. В этом случае деньги, которые сегодня эти граждане держат на Западе, будут заморожены на неопределенный срок. Одновременно такие меры ударят по экономике РФ в целом.
В этой ситуации Кремль предлагает бизнесу размен. Олигархи получают возможность перевести в Россию деньги без лишних вопросов со стороны налоговиков и правоохранителей. А власть избавляется от необходимости заимствовать деньги на внешних рынках (что в условиях санкций затруднительно), и получает свободу маневра при выстраивании социально-экономической политики.
Неувязка в одном: как показала амнистия капиталов 2015—2016 годов, бизнес относится к инициативам Кремля крайне насторожено, и предпочитает держать деньги где угодно, только не в России. В теории Путин мог бы поступить как король Саудовской Аравии — засадить олигархов на «королевские» нары, а потом вынудить их передать часть своих активов государству в обмен на свободу. Но, увы, Кремль предпочитает с крупным бизнесом договариваться, а не воевать.
Удастся ли Кремлю вернуть беглые капиталы на этот раз?
— Кремль сегодня делает попытки перекупить олигархов, — уверен председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Эти олигархи сейчас мечутся, не зная, по какую сторону баррикад им лучше находиться на момент, когда администрацией Трампа будет подготовлен и представлен Конгрессу США «Кремлевский доклад» о ближайшем окружении Путина.
Замечу: нам неизвестны условия новой амнистии, о которой заявляет президент, и очень хотелось бы их услышать. Властям в любом случае надо понимать, что прощать откровенных уголовников нельзя. Одно дело, если бизнесмены когда-то не заплатили налоги и вывели свои деньги в офшоры. И совершенно другое, если эти деньги получены в результате рейдерского захвата или вывода активов коммерческого банка — что, кстати, мы наблюдаем чуть ли не каждый день.
В целом, количество амнистий в любом государстве жестко лимитировано. Как показывает мировая практика, такие акции объявляют не чаще одного раза в 10 лет. Поэтому то, что происходит в РФ сегодня, наводит на мысль о невротической реакции Кремля на угрозу ужесточения санкций.
«СП»: — Помимо амнистии, Кремль предлагает ввести специальные валютные облигации для возвращения капиталов. Это верный шаг?
— До последнего времени, насколько мне известно, Минфин этому шагу сопротивлялся. И это тот редкий случай, когда я поддерживаю финансовое ведомство.
Нам, я считаю, нет сейчас смысла резко увеличивать валютные заимствования. А по разным оценкам, за рубежом находятся от 100 млрд. до 1 трлн. долларов, которые в свое время были выведены из России. Возникает резонный вопрос: это какой же должна быть эмиссия долговых бумаг, чтобы удовлетворить потребности российских олигархов?!
Принципиален и другой момент: 21 декабря на встрече с Путиным представители крупного бизнеса говорили о том, что хотели бы получать более высокий процент по специальным облигациям.
Между тем, на протяжении четверти века Минфин только и занимался тем, что оптимизировал и минимизировал расходы государства. Теперь же, получается, предлагается использовать «заначку», которую скопила страна, чтобы привлекать в Россию беглых олигархов. Это совершенно бессовестное, я считаю, предложение.
«СП»: — Как российским властям было бы правильно поступить?
— Воспользоваться опытом Саудовской Аравии. Это самый эффективный способ вернуть государству капиталы. Этот способ — в том или ином варианте — успешно использовался во многих странах мира. А тягомотина с выпуском специальных облигаций, на мой взгляд, лишь свидетельствует о сращивании нашей власти с олигархами.
«СП»: — Попытка Кремля вернуть капиталы из-за рубежа будет результативной?
— Никакого положительного результата, я считаю, не будет достигнуто: прикормить олигархов не получится. Наши олигархи все равно будут на стороне, где больше пряников — а это сторона Запада.
Да, всем здравомыслящим людям понятно, что западные пряники — виртуальные: они могут исчезнуть в любой момент. Это ярко демонстрирует, например, история с арестом активов Игоря Коломойского, которая разворачивается в Великобритании. Но поскольку российские олигархи подобны дрессированным хомякам, они будут бросаться на виртуальные пряники до последнего.