Российское предпринимательское сообщество потребовало себе новых преференций по сравнению с «обычными» гражданами. Уполномоченный по защите прав бизнесменов Борис Титов в своем традиционном докладе президенту РФ предложил ввести специальный налоговый режим для обладателей больших состояний и частных инвесторов. Речь идет о налоге на вмененный доход, полученном от зарубежных источников. Это, по мнению Титова, заинтересует таких людей в раскрытии офшорных доходов и удержит их от бегства в другие налоговые юрисдикции.
Доход от зарубежных источников, считает бизнес-омбудсмен, может быть установлен в твердой сумме, которая будет регулярно индексироваться. Второй вариант — рассчитывать ее на основании усредненных данных о задекларированном зарубежном доходе налогоплательщика за последние три-пять лет. При этом будет установлен минимальный порог, ниже которого вмененный доход быть не может. Доходы от российских источников будут облагаться в обычном порядке.
Еще одна мера, призванная сделать жизнь состоятельных россиян более комфортной, — отмена лишения свободы по некоторым экономическим преступлениям. Речь идет, в частности, об уклонении от уплаты налогов с физических лиц и уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Кроме того, Титов предлагает облегчить жизнь мошенникам — расширить основания для прекращения уголовных дел по ст. 159 УК РФ при условии возмещения подсудимыми ущерба.
Руководитель департамента налоговой политики Финансового университета при правительстве РФ Любовь Гончаренко не считает эффективным чисто налоговый подход для возврата капиталов из-за рубежа и напоминает о важности политических факторов.
— Введение особых налоговых режимов для тех, кто получает сверхдоходы — это не новое явление в мире. В России в свое время был, например, налог на наследование и дарение. Если же говорить о стимулировании… У нас до сегодняшнего дня так и не пошла налоговая амнистия на капиталы, когда-то вывезенные из России. Капиталы не возвращаются. Кроме того, у нас продолжает действовать нулевая налоговая ставка на дивиденды, полученные с крупных инвестиций. Но это не привело к притоку инвестиций в Россию. Поэтому в данной ситуации более успешными были бы иные, не налоговые методы.
«СП»: — Какие?
— Самое главное — политическая ситуация и экономическая определенность. Тогда крупный бизнес будет заинтересован работать в России.
«СП»: — Но ведь вернуться в Россию, где низкая ставка, из офшора, где ставка почти нулевая, все равно никто не захочет. Например, вчера, из-за развода четы Потаниных, мы узнали, что «Норильским никелем» владеют кипрские компании. Зачем им возвращаться в Россию?
— На Кипре сейчас особая ситуация. Они подписали соглашение о том, чтобы выйти из так называемого «черного списка». Такие списки: белый, серый и черный были созданы года три назад по решению G-20. По этому соглашению Кипр ввел налог, кажется, в 4%. Но там дело не только в налоговых послаблениях. Важна еще возможность получения западных кредитов. Там это делать легче, минуя наложенные на наши компании санкции. Это все удерживает российский бизнес за пределами страны.
Скептически оценивает предложение Титова и профессор Финансового университета при правительстве РФ Борис Хейфец.
— Мне кажется, что со временем, после введения в действие системы обмена налоговой информацией, многое изменится. Ведь одним из способов ухода от налогообложения было изменение налогового резидентства. Для такой смены достаточно проживать за пределами РФ больше 180 дней. А можно найти такие юрисдикции, где вообще не облагаются налогом доходы, получаемые вне данной юрисдикции. Например, Великобритания. Поэтому предлагаемая Титовым мера по льготному налогообложению в России вряд ли заинтересует кого-то.
«СП»: — О каком обмене налоговой информацией идет речь?
— В мае прошлого года Россия присоединилась к соглашению, которое разработала Организация по экономическому сотрудничеству и развитию. Возможно, на это повлияла публикация досье по панамским офшорам, а может, это совпадение. Одна из позиций этого соглашения предусматривает автоматический обмен налоговой информацией. Это начнется с 1 января 2018 года.
«СП»: — Какие, по-вашему, другие меры стоило бы предпринять для возвращения капиталов?
— Возможно, стоило бы подготовить еще одну, более широкую налоговую амнистию. С учетом современных условий. Есть опыт США, Италии, Казахстана, где такие амнистии проводили несколько раз. В Казахстане, кстати, проводят амнистию не просто так, а под определенные условия. Например, если для тех, кто вкладывает деньги в стране течение трех лет и т. п. Наша же налоговая амнистия пока ощутимых результатов не дала.
Вообще, специалисты могут предложить разные действенные формы для возвращения инвестиций в страну. Пока же некоторые решения выглядят совсем странно. Например, возврат налогов тем лицам, которые попали под санкции. Может, это и нужная мера, но выглядит она не очень хорошо. Вызывает вопросы.
«СП»: — А может, предложение Титов нацелено не столько на возвращение капиталов в страну, сколько на создание тепличных условий для бизнесменов в России? Ведь как омбудсмен он обязан защищать интересы своей «корпорации»…
— Я понимаю его желание. Но все-таки налоговое бремя не является здесь главной проблемой. Важно доверие к экономической политике страны, к стабильности. То есть тут политические факторы важны или даже геополитические. Возможно, после 2018 года, после выборов, ситуация будет более ясной.
В Госдуме инициативы Титова восприняли негативно. Так, член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Пантелеев считает, что уже сделанные послабления бизнесу не решили проблему, а значит, повторять этот опыт незачем.
— Мою позицию по данному вопросу легко понять, если знать, что я был против принятия закона об облегчении налогового бремени для бизнесменов, попавших под западные санкции. Кроме того, я являюсь разработчиком закона о прогрессивном налогообложении. У нас в стране 21 млн. человек живут за чертой бедности, а мы делаем богатым льготы послабления. Это куда годится?! Социальное неравенство сейчас мешает экономическому развитию… Тем более, мы же сделали уже им послабления — пообещали не проводить расследования по деньгам, возвращенным в Россию из офшорам. Результата нет. Поэтому очередная такая мера для богатых будет только в минус для бедных.
В свою очередь, член комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Вера Гандзя удивлена предложением Титова смягчить уголовную ответственность для бизнесменов.
— Отмена ответственности, серьезного наказания за уклонение от уплаты налогов, проблему явно не решит. Особенно, что касается таможенных пошлин. Мы же прекрасно знаем, что на таможне теряем сотни миллиардов рублей. Если ослабить контроль и там, будем терять еще больше.
Вообще, у нас что-то крен только в одну сторону. Одно дело, когда физическое лицо — это бабушка, которая продала пучок редиски и не заплатила налог, другое, когда это топ-менеджер госкорпорации, укрывший доходы в офшорах. Лично я для тех, кто получает большие доходы и укрывает их в офшорных зонах, ужесточила бы ответственность. А тех, кто получает доходы в размере МРОТ надо вообще освободить от налогов.