Материал комментируют:
Александр Шатилов
Алексей Калачев
Артем Деев
Французская энергетическая корпорация Engie намерена поддерживать проект «Северный поток-2» независимо от санкций США. Такое заявление сделал председатель совета директоров группы компаний Жерар Местралле на полях Гайдаровского экономического форума в Москве.
По словам Местралле, «Газпром» заключил соглашение с партнерами, в том числе Engie, намного раньше введения новых санкций США, законопроект о которых президент Дональд Трамп подписал в августе 2017. Поэтому, по словам бизнесмена, повода для беспокойства нет.
В «Газпроме», похоже, тоже уверены, что газопроводный проект удастся реализовать до конца. Корпорация намерена увеличить инвестиции в строительство «Северного потока-2» до 114,5 млрд. рублей, что на 11,8% больше, чем в 2017. Как сообщается, дополнительные средства потребуются для расширения мощностей ГТС, кроме того, в первоначальный проект строительства не включались средства на объекты Единой системы газоснабжения (ЕСГ) России.
Напомним, что последний санкционный пакет позволяет президенту США накладывать санкции на лиц и компании, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 миллионов долларов за год или 1 миллион долларов единовременно, а также оказывающих им технологическую или даже консультационную поддержку.
Это вызвало возмущение в Евросоюзе, и после консультаций с партнерами Госдеп выпустил разъяснение, гласившее, что санкции распространяются только на проекты, начатые после августа 2017 года. Тем не менее, угроза применения санкций к будущим проектам остается.
Решимость Engie продолжать работу по «Северному потоку-2», несмотря на санкции, дает повод для оптимизма. Однако, скорее всего, она будет протестирована уже до конца месяца, когда в США представят очередной санкционный доклад.
Как заявил глава американского Минфина Стивен Мнучин 11 января, Вашингтон готовится принять пакет ограничительных мер против некоторых российских граждан. Посол США Джон Хантсман подтвердил, что доклад будет подготовлен к 29 января, но пока рано говорить о том, кто попадет под новые ограничения.
Технически речь идет не о новых ограничениях, а об исполнении секции 241 августовского закона, который предполагает санкции против российских предпринимателей, «близких к режиму». По сведениям газеты «Коммерсант», в список могут попасть около 50 человек.
Но не исключено, что санкции могут быть расширены и распространены не только на физических лиц. Демократы, к примеру, активно призывают к ужесточению ограничений. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков рассказал, что до конца января будут представлены два антироссийских доклада администрации президента США Конгрессу в рамках выполнения CAATSA (закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций»).
По мнению Сергея Рябкова, доклады свидетельствуют о попытке Вашингтона повлиять на российскую внутреннюю ситуацию в преддверии президентских выборов. Срыв или торможение такого амбициозного проекта, как «Северный поток-2» перед выборами стал бы серьезным негативным информационным фоном.
— Новые санкции, прорабатываемые Соединенными Штатами, будут направлены в основном на конкретных российских лиц, — поясняет ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. — Они не должны затронуть «Северный поток-2». Если все же американцы захотят ввести санкции против европейских компаний, которые участвуют в строительстве газопровода, то это будет отчаянная попытка помешать его строительству и признать собственное бессилие и невозможность вести здоровую конкуренцию в борьбе за европейский рынок газа.
— США уже пытались распространить закон о санкциях на СП-2, но поскольку в проекте американские компании не участвуют, эффекта от этого не было, — напоминает главный экономист БКС Глобал Маркетс Владимир Тихомиров. — Особенно в силу того, что такому шагу воспротивились европейцы. Так что на сегодняшний день проект и его участники — могут попасть под санкции, если они будут заключать новые соглашения в рамках проекта, то есть после даты вступления в силу закона США о санкциях (2 августа 2017 г.). Все заключенные ранее сделки и предоставляемое в соответствии с ними финансирование под закон не подпадает.
Для «Северного потока-2» это означает, что рисков осуществления проекта фактически нет. Конечно, если США не решат ужесточить санкции в отношении проекта, но тогда они рискуют, что ЕС попросту откажется соблюдать эти ограничения и тогда их действие будет сведено к нулю.
«СП»: — То есть потенциальные новые санкции особой угрозы не несут?
— Не совсем так. Если в конце января будет объявлено о значительном расширении санкций — как в отношении отдельных российских лиц или компаний, так и в отношении российского госдолга — то это, вне сомнения, будет негативом для рынка и инвесторов. Если же доклад Минфина ограничится потенциальным списком новых санкций, но без их немедленного введения, то для рынка и инвесторов это, скорее, станет нейтральной новостью.
Декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов не сомневается в том, что Вашингтон сделает все, чтобы «убедить» Европу отказаться от «Северного потока-2»
— Интересы европейцев американцы учитывают редко, поскольку они не являются ключевыми для внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности США. Наивно думать, что в Вашингтоне примут во внимание аргументацию своих европейских союзников.
Сейчас США развернули мощную кампанию, фактически информационную войну против России. Они сделают все, чтобы прогнуть европейцев и заставить их отказаться от сотрудничества с РФ. Все эти готовящиеся доклады призваны демонизировать российскую элиту и бизнес, а, значит, и крупные экономические и инвестиционные проекты.
Американцы явно подготовят доклад в предельно жестком ключе, сгустив краски по максимуму. Они пытаются создать фон, на котором сотрудничество с Россией будет восприниматься, как абсолютно неприемлемое и предосудительное. Европейцам в таких условиях будет крайне сложно действовать вопреки интересам Вашингтона.
«СП»: — Но в августе европейские чиновники довольно резко высказывались против энергетических санкций, не говоря уже о бизнесе…
— Хотя европейский бизнес ориентирован на сотрудничество с Российской Федерацией, политические элиты слишком завязаны на Вашингтон, они фактически являются не европейскими, а проамериканскими политиками. Именно благодаря их усилиям в 2014 году Евросоюз принял первый ограничительный пакет против России, после которого началась «война санкций», нанесшая большие убытки Евросоюзу.
Но американцам нет никакого дела до убытков своих европейских партнеров, особенно когда на кону стоит мировое влияние. Сейчас, как мне кажется, Вашингтон делает все, чтобы демонизировать окружение Владимира Путина и российские деловые элиты. Они будут всячески нагнетать ситуацию, и поддерживать ажиотаж, особенно накануне выборов.
А с другой стороны, они будут использовать все формальные и неформальные рычаги давления, чтобы заставить европейцев свернуть нежелательный, с точки зрения Вашингтона, совместный проект с Россией. Европейский бизнес будет сопротивляться и пытаться воздействовать на свои политические элиты, но не факт, что их лоббистского потенциала будет для этого достаточно.
Эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев считает, что решимость европейцев окажется ключевой для судьбы газопровода.
— Инвесторы и партнеры по «Северному потоку-2», естественно, заинтересованы в реализации проекта, так как он сулит им приличную выгоду. Они, как участники проекта, будут получать платежи с прокачки газа, причем даже независимо от объемов этой прокачки. Это очень выгодная инвестиция. Поэтому они будут всеми силами ратовать за продолжение этого проекта до того момента, пока санкции не начнут затрагивать их самих.
Совместный бизнес с «Газпромом» — далеко не единственный бизнес этих крупных транснациональных корпораций. Если санкции каким-то образом ограничат возможность их участия в «Северном потоке-2», они будут искать механизмы, которые помогут их обойти и не попасть под ограничения. Если же перед ними будет стоять выбор «или-или», они, конечно, предпочтут не участвовать в проекте, чем попасть под санкции и лишиться других глобальных проектов, которых у них гораздо больше.
«СП»: — Могут ли в Вашингтоне пойти на крайние меры и прямо запретить западным компаниям иметь какое-то отношение к «Северному потоку-2»?
— Мне кажется, что, несмотря на грозную риторику, в администрации США достаточно разумные люди. Если США увидят серьезное сопротивление со стороны Европы, они не станут портить отношения со своими основными партнерами. Они ограничатся риторикой, а санкции против «Северного потока-2» будут носить умеренный характер. Если же сопротивления не будет или оно окажется недостаточным, американцы вполне смогут позволить себе жесткие меры в отношении проекта вплоть до его запрета или наложения санкций на всех, кто имеет к нему отношение.
«СП»: — То есть судьба газопровода сейчас зависит от европейцев и их позиции?
— Безусловно, хотя бы потому, что газопровод идет в Европу. Если европейцам этот газ не нужен, то все действия «Газпрома» не имеют смысла, а если нужен — они будут отстаивать свои интересы.
В скором времени ЕС придется определиться со своей позиции. Мы видим, что в Европе тоже не все однозначно. С одной стороны, им выгодны относительно недорогие и стабильные поставки из России. С другой, они прилагают усилия к тому, чтобы не зависеть от одного поставщика, то есть от «Газпрома». Они заинтересованы в диверсификации поставок газа, поэтому могут сами сознательно пойти на ограничение. Особенно если у них появится альтернатива.