Материал комментируют:
Валентин Катасонов
Президент Украины Петр Порошенко попал в десятку самых богатых спикеров Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, который пройдет с 23 по 26 января. В рейтинге британского издания The Verdict Порошенко (состояние $ 1,6 млрд.) занял 9-е место — всего на три позиции ниже президента США Дональда Трампа ($ 4,9 млрд).
Что характерно, только Трамп и Порошенко в списке The Verdict оказались руководителями стран.
Лидируют в рейтинге основатель Microsoft Билл Гейтс ($ 72,5 млрд), глава китайского оптового гиганта Alibaba Джек Ма ($ 47,2 млрд.) и американский менеджер хедж-фондов Рэй Далио ($ 14,1 млрд). Капитал Порошенко на этом фоне не особо впечатляет. Зато лидер «незалежной» мог бы дать фору любому участнику рейтинга в умении жить на широкую ногу.
Как выяснили СМИ, новогодние каникулы Порошенко с семьей провел на Мальдивских островах. 2 детей и 8 взрослых, в том числе украинский президент, поселились в пятизвездочном курортном отеле Cheval Blanc, который состоит из частных вилл посреди Индийского океана. Вилла, которую облюбовал Порошенко, — с бассейном, гостевой виллой, причалом и зоной спа, — оказалась самой дорогой ($ 46 тысяч в сутки), и располагалась на отдельном острове.
Стоимость проживания за 6 ночей обошлась Порошенко в $ 276 тысяч. Расходы на развлечения и питание — в $ 37?550. Например, только за один день четвертого января за завтрак на вилле было уплачено $ 4?118. Перелет на чартере с ожиданием самолета на Мальдивах стоил еще $ 188 тысяч.
Заметим: полмиллиона долларов на отдых выбрасывает глава государства, 60% населения которого, по оценке постпреда программы развития ООН на Украине Нила Уокера, проживало в 2017 году за чертой бедности.
Впрочем, некоторые украинцы считают такую ситуацию нормальной. В 2016-м Порошенко, в рамках кампании по электронному декларированию имущества чиновников, впервые поведал миру обо всем, «нажитом непосильным трудом». Декларация №?1 появилась в Госреестре Украины за два часа до окончания времени, отведенного на подачу документов. Из нее выяснилось следующее.
Семье Порошенко принадлежат крупные земельные участки, квартиры и дома по всей стране. Обставлены они преимущественно мебелью элитных итальянских марок, на стенах — картины украинских и российских мастеров XIX-XX веков. Среди аксессуаров — часы Hublot, Breguet, Patek Philippe; драгоценности Cartier, Dior, Carrera Carrera; сумки Chanel и Fendi.
Подобные детали уже тогда не оставили равнодушными жителей «незалежной». В комментариях некоторые из них удивлялись, почему бизнес Порошенко продолжает расти, когда многие предприятия Украины закрываются. Другие считали, что президент — молодец. Имея такой достаток, он вряд ли будет воровать сам.
Что стоит за историей с давосским рейтингом Порошенко, какими будут ее последствия?
— Порошенко, наживший капиталы в нищей Украине, иллюстрирует собой африканскую модель капитализма, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Причем, будь на месте главы украинского государства его коллега из Африки, возможно, никто не обратил бы на него внимания. Но Украина все-таки европейская страна, да еще претендующая на место в ЕС. Я же не могу вспомнить ни одного руководителя государства Евросоюза, который бы имел сопоставимый с Порошенко калибр личного капитала.
Да, в списке The Verdict оказался еще один президент государства — Трамп. Но даже для богатой Америки он является сверхбогатым президентом. Напомню, за послевоенное время в США не было президента такого же калибра капитала, за исключением Джона Кеннеди.
Разумеется, ситуация с Порошенко ненормальная. Она как минимум не стабилизирует социальную обстановку на Украине, и лишь раздражает общество.
«СП»: — Почему Порошенко даже не пытается дистанцироваться от своего состояния?
— Думаю, заокеанские кураторы Евромайдана специально подбирали Украине президента, который раздражал бы общество своим капиталом. Отдых на Мальдивах — который, кстати, Порошенко старался не афишировать, — только подтверждает эту версию.
Крупный личный капитал и такого рода истории, с точки зрения Вашингтона, делают Порошенко еще более управляемым. Заокеанским хозяевам, на мой взгляд, именно такой Порошенко и нужен.
Рано или поздно, конечно, США будут его сливать. Об этом, кстати сказать, говорят биографии африканских руководителей: конец политической карьеры у многих из них был очень плохим.
«СП»: — Порошенко с помощью рейтинга попадает в «звезды» Давоса?
— История с рейтингом, я считаю, дискредитирует Давос. Все-таки раньше размеры личных капиталов участников форума широко не афишировались.
Порошенко, замечу, был в Давосе в 2017 году, однако никакого следа в работе форума не оставил. Вокруг него и тогда пытались создавать атмосферу ажиотажа, но безуспешно. Не думаю, что на этот раз Порошенко сможет чем-то удивить тусовку миллиардеров.
«СП»: — В глазах участников Давоса Порошенко свой, благодаря деньгам? Или он считается маргинальной фигурой, поскольку представляет нищую страну?
— Для участников форума Порошенко ни в коем случае не является своим. Все же основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе с 1971 года — немецкий экономист Клаус Мартин Шваб — задумывал его как респектабельный европейский клуб.
Этот клуб затем вышел за пределы Европы, но в понятие «респектабельность» Порошенко в любом случае не вписывается. На мой взгляд, появление на форуме таких фигур как Порошенко говорит об одном: о кризисе самого Давоса.