Прибалтийские сестрицы сцепились за «право первой ночи» с Батькой Лукашенко - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Прибалтийские сестрицы сцепились за «право первой ночи» с Батькой Лукашенко - «Экономика» 04:00 Понедельник 0 656
12-02-2018, 04:00

Прибалтийские сестрицы сцепились за «право первой ночи» с Батькой Лукашенко - «Экономика»



В Минске побывал с визитом латвийский премьер-министр Марис Кучинскис. О чем договорились — пока неясно, но сигналы из Минска и Риги встревожили Литву. Все просто: балтийские политики хоть и опасаются Александра Лукашенко, смотрят ему в рот в надежде отхватить кусочек транзита.

Вильнюс, участвуя в общей интриге Запада, заигрывающего с Батькой, давно прекратил называть его «последним диктатором Европы», был бы рад дружить с ним по соображениям выгоды, несмотря на то, что собрал, приютил у себя всех главных его недругов из Белоруссии, только вот мешает Белорусская АЭС. Тут наступить на горло собственной антибелорусской песне Вильнюс не может, так как Батька вместе с «Росатомом» сильно обидели Литву, разрушив энергополитические интриги балтийской республики в регионе и указав ее место.

Атомные амбиции Вильнюса, жаждавшего построить свою собственную АЭС, правда, на чужие деньги и используя американо-японские технологии, рухнули на стадии обсуждения, и, наверное, местной элите показалось, будто Батька к тому же показал кукиш из-за забора, затеяв строительство современной станции прямо у границы с Литвой. Он всего-то грамотно решает энергетические проблемы страны, а место строительства, как пояснили белорусские эксперты, выбрано не по геополитическим, а по геологическим причинам — здесь надежная плита, гарантирующая защиту от серьезного землетрясения.


Ну да все это другая история, а в нашей главное то, что из-за этой АЭС, ставшей камнем преткновения в отношениях Литвы и Белоруссии, у латышей появился шанс оттяпать кусок белорусского транзита, о чем с тревогой рассуждал после визита премьера Латвии в Минск политолог из Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Лауринас Йонавичюс.

Литва не смогла уговорить Латвию присоединиться к бойкоту Белорусской АЭС по своему примеру: Сейм Литвы даже принял закон, запрещающий покупку ее электроэнергии после вступления в строй в 2019 году. Впрочем, вообще никого в Евросоюзе пока не удалось уговорить. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис после встречи с главой МД Латвии Эдгаром Ринкевичем, отклонившем просьбу о бойкоте, посетовал: «Мы понимаем, что для нас это и политический вопрос, а для других государств больше экономический, и большинство государств смотрит на это через призму собственных государственных и экономических интересов».

Именно так. Поэтому, по крайней мере, атомного камня преткновения в отношениях Латвии и Белоруссии нет, что открывает шансы для Риги на белорусский транзит. Ведь если Клайпедский порт в прошлом году перевалил 43,17 млн. тонн. что на 7,6% больше 2016-го, и успех достигнут в том числе благодаря транзиту белорусских калийных удобрений, то у Рижского порта перевалка в 2017-м упала на 9,2% - до 33,675 млн. тонн. Все дело в российском транзите — он падает. Наша страна переводит транзит в свою Усть-Лугу по экономическим соображения и отчасти по политическим: с какой стати кормить недружественные страны, если есть свои мощности?

Президент «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» Инга Антане в конце прошлого года сообщила, что латвийская экономика из-за неполученных российских транзитных грузов потеряла десятки миллионов евро. Она сообщила: в начале 2017-го представители РЖД обещали входящим в ассоциацию предприятиям отправку нефти и угля через Вентспилсский порт в размере 90% от прежнего, однако в результате отправили считанные проценты. Мэр Вентспилса, председатель Вентспилсского свободного порта Айвар Лембергс, выступающий за прагматичные отношения с Россией, предупредил: из-за установленных РФ ограничений 2018 год для всех латвийских портов будет таким же трудным, как и 2017-й. Лембергс обратил внимание: РЖД ограничили число товарных поездов в Латвию.

И что остается Риге? Увидев, как черствеет взгляд Батьки Лукашенко, когда он говорит об атомных претензиях капризной Литвы, броситься в его объятия. А что? Шанс есть. Сам Александр Григорьевич принял латвийского премьера и подал очень даже позитивные для Риги сигналы.

«В сравнении с другими нашими соседями у нас с Латвией хорошие отношения», — сказал президент Белоруссии, явно имея в виду Литву. «Но меня не покидает мысль о том, что наши отношения могут быть значительно лучше. Мы много наших возможностей не реализуем. И в этом плане ваш визит в Беларусь очень желанный и значимый», — сказал Александр Лукашенко.

Ну а следующая фраза должна была бросить в пот литовских политиков и экономистов. «Я вам хочу сказать честно: если Латвия того захочет, мы можем значительно продвинуться по всем направлениям и вопросам, которые ту же Латвию интересуют прежде всего. И транспорт, и логистика, и политические вопросы, и Восточное партнерство, контакты с Европейским союзом. Все-таки это граница Европейского союза и Беларуси, притом надо прямо сказать, дружественная граница в отличие от многих других. Это правда», — сказал Александр Григорьевич.

Правда, сделал и такое замечание: «Очень надеюсь, господин премьер-министр, что после этого визита мы многое сможем сделать. Вам просто нужно избавиться (видимо, как и многим другим) от чувства того, что мы уж слишком зависимы от нашей братской России и не способны какие-то делать шаги без оглядки».

Зато латвийского премьера такие намеки не могли не порадовать и в политическом смысле, и в экономическом — качестве очень даже полезной транзитной морковки. «Мы готовы строить с вами отношения, чтобы и мы, и вы были более независимы по углеводородам. Вы имеете прямой выход к морю — в этом плане можем договориться и по поставкам», — сказал Батька.

То-то же Лауринас Йонавичюс огорчился. «Визит был очень прагматичным, если смотреть как со стороны, как латышей, так и белорусов», — сказал он.

«Латыши, имеющие диалог, обладают и возможностями что-то менять. Очевидно, что позиция Литвы по БелАЭС создает большое недовольство в Белоруссии. С другой стороны, Клайпеда ближе, развиты тесные связи, грузы отправляются давно и хорошо. Очевидно, можно говорить о том, что с возникновением новых грузовых потоков, белорусы могут подумать об их направлении через латышей», — констатировал литовский эксперт.


А может быть, и не только новых. В литовских СМИ давно муссируется вопрос о том, не накажет ли Батька Литву, перенаправив поток калийных удобрений. Во вред своей стране Лукашенко действовать не станет, все посчитает. Если экономических потерь от перевода транзитного потока в Ригу не будет — запросто сделает. Уже явно видно: позиция Литвы по Белорусской АЭС возмущает Батьку.

Ну и последнее, чтобы все-таки у российского читателя не остался неприятный привкус от замечания прагматичного Александра Григорьевича про Россию. «Но вы должны четко понимать, что Россия для нас не просто дружественная страна. Там живет братский нам народ», — как бы предупредил он латвийского премьера. И подал сразу два сигнала — Москве и Риге: «Чувствую, что благодаря этому визиту мы сможем о многом договориться. И вам не будет стыдно перед латышами, и нашему премьеру перед белорусами. Единственное только прошу: помнить об одном, что мы никогда не будем дружить с любой страной против России, как с другими странами против Латвии».


В Минске побывал с визитом латвийский премьер-министр Марис Кучинскис. О чем договорились — пока неясно, но сигналы из Минска и Риги встревожили Литву. Все просто: балтийские политики хоть и опасаются Александра Лукашенко, смотрят ему в рот в надежде отхватить кусочек транзита. Вильнюс, участвуя в общей интриге Запада, заигрывающего с Батькой, давно прекратил называть его «последним диктатором Европы», был бы рад дружить с ним по соображениям выгоды, несмотря на то, что собрал, приютил у себя всех главных его недругов из Белоруссии, только вот мешает Белорусская АЭС. Тут наступить на горло собственной антибелорусской песне Вильнюс не может, так как Батька вместе с «Росатомом» сильно обидели Литву, разрушив энергополитические интриги балтийской республики в регионе и указав ее место. Атомные амбиции Вильнюса, жаждавшего построить свою собственную АЭС, правда, на чужие деньги и используя американо-японские технологии, рухнули на стадии обсуждения, и, наверное, местной элите показалось, будто Батька к тому же показал кукиш из-за забора, затеяв строительство современной станции прямо у границы с Литвой. Он всего-то грамотно решает энергетические проблемы страны, а место строительства, как пояснили белорусские эксперты, выбрано не по геополитическим, а по геологическим причинам — здесь надежная плита, гарантирующая защиту от серьезного землетрясения. Ну да все это другая история, а в нашей главное то, что из-за этой АЭС, ставшей камнем преткновения в отношениях Литвы и Белоруссии, у латышей появился шанс оттяпать кусок белорусского транзита, о чем с тревогой рассуждал после визита премьера Латвии в Минск политолог из Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Лауринас Йонавичюс. Литва не смогла уговорить Латвию присоединиться к бойкоту Белорусской АЭС по своему примеру: Сейм Литвы даже принял закон, запрещающий покупку ее электроэнергии после вступления в строй в 2019 году. Впрочем, вообще никого в Евросоюзе пока не удалось уговорить. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис после встречи с главой МД Латвии Эдгаром Ринкевичем, отклонившем просьбу о бойкоте, посетовал: «Мы понимаем, что для нас это и политический вопрос, а для других государств больше экономический, и большинство государств смотрит на это через призму собственных государственных и экономических интересов». Именно так. Поэтому, по крайней мере, атомного камня преткновения в отношениях Латвии и Белоруссии нет, что открывает шансы для Риги на белорусский транзит. Ведь если Клайпедский порт в прошлом году перевалил 43,17 млн. тонн. что на 7,6% больше 2016-го, и успех достигнут в том числе благодаря транзиту белорусских калийных удобрений, то у Рижского порта перевалка в 2017-м упала на 9,2% - до 33,675 млн. тонн. Все дело в российском транзите — он падает. Наша страна переводит транзит в свою Усть-Лугу по экономическим соображения и отчасти по политическим: с какой стати кормить недружественные страны, если есть свои мощности? Президент «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» Инга Антане в конце прошлого года сообщила, что латвийская экономика из-за неполученных российских транзитных грузов потеряла десятки миллионов евро. Она сообщила: в начале 2017-го представители РЖД обещали входящим в ассоциацию предприятиям отправку нефти и угля через Вентспилсский порт в размере 90% от прежнего, однако в результате отправили считанные проценты. Мэр Вентспилса, председатель Вентспилсского свободного порта Айвар Лембергс, выступающий за прагматичные отношения с Россией, предупредил: из-за установленных РФ ограничений 2018 год для всех латвийских портов будет таким же трудным, как и 2017-й. Лембергс обратил внимание: РЖД ограничили число товарных поездов в Латвию. И что остается Риге? Увидев, как черствеет взгляд Батьки Лукашенко, когда он говорит об атомных претензиях капризной Литвы, броситься в его объятия. А что? Шанс есть. Сам Александр Григорьевич принял латвийского премьера и подал очень даже позитивные для Риги сигналы. «В сравнении с другими нашими соседями у нас с Латвией хорошие отношения», — сказал президент Белоруссии, явно имея в виду Литву. «Но меня не покидает мысль о том, что наши отношения могут быть значительно лучше. Мы много наших возможностей не реализуем. И в этом плане ваш визит в Беларусь очень желанный и значимый», — сказал Александр Лукашенко. Ну а следующая фраза должна была бросить в пот литовских политиков и экономистов. «Я вам хочу сказать честно: если Латвия того захочет, мы можем значительно продвинуться по всем направлениям и вопросам, которые ту же Латвию интересуют прежде всего. И транспорт, и логистика, и политические вопросы, и Восточное партнерство, контакты с Европейским союзом. Все-таки это граница Европейского союза и Беларуси, притом надо прямо сказать, дружественная граница в отличие от многих других. Это правда», — сказал Александр Григорьевич. Правда, сделал и такое замечание: «Очень надеюсь, господин премьер-министр, что после этого визита мы многое сможем сделать. Вам просто нужно избавиться (видимо, как и многим другим) от чувства того, что мы уж слишком зависимы от нашей братской России и не способны какие-то делать шаги без оглядки». Зато латвийского премьера такие намеки не могли не порадовать и в политическом смысле, и в экономическом — качестве очень даже полезной транзитной морковки. «Мы готовы строить с вами отношения, чтобы и мы, и вы были более независимы по углеводородам. Вы имеете прямой выход к морю — в этом плане можем договориться и по поставкам», — сказал Батька. То-то же Лауринас Йонавичюс огорчился. «Визит был очень прагматичным, если смотреть как со стороны, как латышей, так и белорусов», — сказал он. «Латыши, имеющие диалог, обладают и возможностями что-то менять. Очевидно, что позиция Литвы по БелАЭС создает большое недовольство в Белоруссии. С другой стороны, Клайпеда ближе, развиты тесные связи, грузы отправляются давно и хорошо. Очевидно, можно говорить о том, что с возникновением новых грузовых потоков, белорусы могут подумать об их направлении через латышей», — констатировал литовский эксперт. А может быть, и не только новых. В литовских СМИ давно муссируется вопрос о том, не накажет ли Батька Литву, перенаправив поток калийных удобрений. Во вред своей стране Лукашенко действовать не станет, все посчитает. Если экономических потерь от перевода транзитного потока в Ригу не будет — запросто сделает. Уже явно видно: позиция Литвы по Белорусской АЭС возмущает Батьку. Ну и последнее, чтобы все-таки у российского читателя не остался неприятный привкус от замечания прагматичного Александра Григорьевича про Россию. «Но вы должны четко понимать, что Россия для нас не просто дружественная страна. Там живет братский нам народ», — как бы предупредил он латвийского премьера. И подал сразу два сигнала — Москве и Риге: «Чувствую, что благодаря этому визиту мы сможем о многом договориться. И вам не будет стыдно перед латышами, и нашему премьеру перед белорусами. Единственное только прошу: помнить об одном, что мы никогда не будем дружить с любой страной против России, как с другими странами против Латвии».
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 908 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl