Между Латвией и Литвой разгорается конфликт в борьбе за… любовь Александра Григорьевича Лукашенко. Романтики тут никакой — деньги рассорили прибалтийских сестриц. Батька пообещал перевести белорусский транзит из литовского Клайпедского порта в Латвию, если Вильнюс не будет готов нормально сотрудничать с Минском.
Так и сказал: «Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь немалый эффект».
Отдельный вопрос о том, почему Лукашенко готов перенаправить белорусский транзит, например, не в стремительно развивающуюся российскую Усть-Лугу, а в латвийский порт, хотя Москва намекает Батьке почти криком, что следовало бы перевести свой транзит в российские порты. Но это, очевидно, вопрос экономической целесообразности по белорусским понятиям.
С Литвой же Александр Григорьевич готов поссориться из-за Белорусской АЭС, которую Вильнюс буквально гнобит на каждом европейском шагу. Закрыв свою Игналинскую АЭС, дававшую дешевое электричество, погубив затем идею сооружения новой атомной электростанции с японцами и американцами, литовские политики на дух не переносят Белорусскую АЭС у границы с Литвой. Уверяют Европу, будто технологии Росатома, а он строит эту станцию в белорусском Островце всего в 50 километрах от Вильнюса, — небезопасные.
Комиссии МАГАТЭ не обнаружили опасностей, стресс-тесты тоже прошли успешно, но Литва делает вид, что не верит, и все равно уговаривает страны ЕС не покупать электричество с этой станции. Она даст ток в следующем году, но Сейм Литвы принял решение: электроэнергия из Белоруссии после вступления АЭС в строй будет заблокирована. Непонятно, как технически решить эту проблему. Электроны же не помечены знаком национальной принадлежности. А ведь Батька предлагал Вильнюсу вместе строить и эксплуатировать эту станцию, но в Литве от его идеи шарахнулись. Вот он и рассердился. Батька такой. И пообещал перевести свой транзит в Латвию, если Литва не исправится.
Не исправится, зря ждет Лукашенко. Но тут коварно повели себя латыши. Они не проявили политическую солидарность с Литвой и не собираются отказываться от будущей дешевой белорусской электроэнергии. Мало того, предпринимают усилия, чтобы под эту сурдинку перетянуть белорусский транзит. В начале октября Ригу посетил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Сообщается, что его коллега Эдгар Ринкевич на просьбы литовского гостя поддержать бойкот Белорусской АЭС ушел от обсуждения вопроса и не пообещал Линкявичюсу не закупать электроэнергию со строящейся АЭС.
Вот и министр транспорта и коммуникации Литвы Рокас Масюлис обиделся на Ригу, перетягивающую транзитное одеяло на себя. «Мы ведем дискуссии на предметные темы в транспортном секторе, — сказал он. — Во-первых, конечно, неприятно, когда наши коллеги пользуются нашей ситуацией из-за Островецкой атомной станции (Белорусской АЭС.- „СП“). — Мы надеялись, что они поддержат нас в этом вопросе, но так не случилось». Литовский министр дал понять, что Латвия так поступает, чтобы переманить белорусские грузы.
А известный литовский экономист, депутат Сейма Кестутис Главяцкас подсчитал грядущие потери его страны в случае перехода белорусского транзита в Латвию. «На 30 процентов снизится оборот Клайпедского порта, упадут потоки на железной дороге. Это будет означать появление определенной экономической ямы, появятся признаки кризиса. Наши друзья и соседи латвийцы активно ищут способы, как перенаправить этот поток в Лиепаю, а Литву оставить у разбитого корыта».
И действительно: большая делегация из Латвии побывала на международной выставке в Минске «Транспорт и логистика». Портал Delfi. lv сообщил, что в составе делегации из Риги находился министр транспорта Латвии Улдис Аугулис, представители Рижского свободного порта, бизнесмены балтийской республики.
«Латвию и Белоруссию связывают хорошие и конструктивные соседские отношения, — заявил в Минске Улдис Аугулис. — Более того, у нас общие приоритеты дальнейшего развития, и Белоруссия является важным партнером, обладающим большим опытом международных перевозок. На выставке „Транспорт и логистика“, проходящей в рамках Белорусской транспортной недели, представлены как порты, так и железная дорога, транспортные и логистические предприятия, чтобы политические декларации все больше претворялись в жизнь».
Сотрудничество с Латвией уже получило развитие. Белорусский транзит вырос на железной дороге балтийской республики на 60%, а грузы из Клайпеды понемногу уходят.
Масюлис же пытается уговорить Батьку. «С экономической точки зрения белорусам, по моему мнению, нет причин что-то менять, — уверят литовский министр. — Ведь мы много инвестируем, улучшаем условия в своем порту. Мы достаточно хорошо понимаем, какого характера идут потоки и стараемся обслуживать так, чтобы у них не было желания идти другим путем. Мы верим, что наши условия самые лучшие».
Только вот Александром Григорьевичем Лукашенко управляет не вера, а трезвый и очень прагматичный расчет. Вечером, как говорится, электричество из Белорусской АЭС, когда она вступит в строй, утром — белорусский транзит через Клайпеду. Однако вряд ли Литва решится осуществить такой взаимовыгодный обмен. А значит, белорусский транзит постепенно уйдет из Клайпеды.
Ну а вопрос, почему не в Калининград или в Усть-Лугу, все равно остается открытым.
Новости политики: Лукашенко оценил перспективы присоединения Белоруссии к России
Постсоветское пространство: Главком Лукашенко скомандовал: «В ружье!»