Рига надеется, что нашла способ спасения своих на глазах пустеющих портов, стремительно теряющих российские грузы. Она закрыла глаза даже на призывы Литвы бойкотировать строящуюся Белорусскую АЭС. Ради дружбы с Александром Лукашенко и получения белорусских грузов — не только отказала Вильнюсу, но и решила торговать белорусским электричеством после введения «опальной» станции в строй. Минуя, естественно, Литву.
Да, дела у латвийских портов сегодня плохи. По данным министерства сообщения балтийской страны, все они в этом году сократили перевалку. А самое большое падение грузооборота произошло в Рижском порту. Снижение перевалки наливных грузов тут составило больше 11%, зерна — около 12%, удобрений — почти 16%.
В принципе это — признаки экономической катастрофы. О которой в конце прошлого года предупреждал председатель правления Рижского порта Андрис Америкс, ныне европарламентарий. Его прогноз сбылся. Он говорил, что в целом грузооборот Рижского порта может упасть еще на 12%.
Читайте также
Латвии открылась страшная правда: Страну разорил не Кремль
Неожиданное признание бывшего главы МИД балтийской республики
И объяснил причину: Россия перенаправляет все новые и новые грузы в собственные порты. Прежде всего — нефтепродукты. По его словам, транзит нефтепродуктов из России через Ригу фактически закрыт.
Пока Рижский порт спасается благодаря лишь российскому углю. Хотя через эти морские ворота проходит только 6% всего российского угольного экспорта, для Риги это — 39% в общем объеме грузов ее порта.
Но рижан ждут большие испытания и разочарования. Нидерланды, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия уже вступили в мировой «Альянс против угля», считая его «неэкологичным» видом топлива. Поэтому эти государства вскоре от угля откажутся.
А между тем, Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия, Швеция, Дания, Франция и Финляндия покупают в Рижском порту больше 80% угля, который Россия переваливает через эти морские ворота. На долю Германии, пока не вошедшей в «Альянс против угля», приходится 20% из этих 80%. То есть, если отказ от «черного золота» в Европе станет повсеместным — Рижский порт ждет катастрофа.
Оговоримся: катастрофа неизбежна, если кто-то не придет латвийским портовикам на помощь вместо России и ЕС. И этот «кто-то», похоже, уже нашелся — Белоруссия. Латвии повезло, так как Александр Лукашенко крайне недоволен поведением Литвы, пытающейся заблокировать Белорусскую АЭС под предлогом ее якобы опасности.
Станцию строит «Росатом». Миссии МАГАТЭ фиксируют высокое качество работ. В конце года АЭС заработает и даст первый ток. Сейм Литвы принял закон, запрещающий покупать у Белоруссии электроэнергию после ввода станции в строй. Призывал к этому и другие страны ЕС. Но никто не согласился.
А первыми отклонили просьбу как раз латыши в лице главы МИД Эдгара Ринкевича. И даже Германия 14 августа, после встречи в Берлине Ангелы Меркель с президентом Литвы Гитанасом Науседой, своеобразно отказала Вильнюсу в бойкоте Белорусской АЭС.
Науседа в Берлине сказал, будто станция возводится с нарушением требований безопасности, а место строительства якобы выбрано исходя из геополитических, а не из экономических соображений. Белорусскую АЭС возводят в 50 километрах от Вильнюса у города Островца.
А что же Меркель? «Германия поддерживает Литву, чтобы соблюдались более высокие критерии безопасности. ЕС должен наблюдать, чтобы эта станция в Островце соответствовала всем стандартам безопасности и не представляла угрозы», — сказала она на совместной пресс-конференции.
Ну, так естественно: всем нужно, чтобы АЭС была безопасной! И об этом говорил сам Лукашенко. Но ни слова Меркель не произнесла о бойкоте.
Ну, а Александр Григорьевич так осерчал на Вильнюс за «подзуживание» европейских коллег против Белорусской АЭС, что резанул: «Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию».
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич встретился в Минске с главой МИД Белоруссии Владимиром Макеем и с Александром Лукашенко. «Мы хотим расширять сотрудничество, увеличивая объемы и ассортимент перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в рамках Евразийского транспортного коридора, и мы предлагаем латвийскую транзитную инфраструктуру для обслуживания грузов индустриального парка «Великий камень», — сказал Эдгар Ринкевич. А после поездки в Минск сообщил об итогах переговоров: Белоруссия, по его словам, планирует увеличить транзит нефтепродуктов через Латвию.
Если так, то такое намерение Минска расходится с предложением Владимира Путина, заявившего в 2017 году: «На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры».
То есть, похоже - Лукашенко все же не собирается переваливать свои нефтепродукты через российские порты. Но это другой вопрос. А пока благосклонностью президента Белоруссии решила воспользоваться Латвия — вопреки просьбам проштрафившейся перед Минском Литвы.
Скорее всего, Лукашенко пойдет навстречу Риге и спасет главный ее порт. Еще бы: Латвия разрушает балтийское «единство» в отношении белорусской власти! Латвийская электропередающая компания AST объявила о намерении осуществлять торговлю электроэнергией Белоруссии с третьими странами, минуя Литву.
Читайте также
В Киеве очередная зрада: Россия просто засунет Украину в свой карман
С разрешения Зеленского «страна-агрессор» спокойно поделит с Западом черноземы «незалежной»
Более того. Бывший министр энергетики Литвы Арвидас Секмокас сказал порталу 15min. lt, что электроэнергия с Белорусской АЭС будет поступать и в Литву, несмотря на запрет Сейма. Только сделки будут заключать латыши. И все усилия Вильнюса, направленные на бойкот электроэнергии этой станции, как говорится, псу под хвост.
Так что экономическая помощь Минска Риге вполне объяснима. Но теперь уже и литовский Клайпедский порт, который является лидером среди прибалтийских портов, возможно, ждут большие неприятности. За первое полугодие этого года он тоже потерял 4% перевалки нефтепродуктов. Однако сумел нарастить объем обработанных товаров на 6,7%. Не в последнюю очередь — благодаря удобрениям «Беларуськалия», которых так не хватает Рижскому порту.
Белорусский транзит через Клайпеду составляет примерно 30% всей местной перевалки. И если «Батька» рассердится на Литву окончательно и бесповоротно (а дело к тому идет, ведь Ринкевича в Минске принимали как дорогого гостя), то Клайпедский и Рижский порты вполне могут поменяться местами в рейтинге крупнейших на Балтике.