Латвийское информагентство LETA сообщило удручающую Ригу новость, но очень предсказуемую: с начала года латвийская экономика из-за потери российских транзитных грузов потеряла примерно 50 миллионов евро.
Об этом рассказала президент «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» (БАТЛ) Инга Антане. Много потерял Вентспилсский порт, несмотря на стремление мэра Вентспилса Айвара Лембергса по-добрососедски сотрудничать с Россией. Через этот порт должно было пройти большое количество наших нефти и угля, но после того, как правительство Латвии отказалось участвовать в программе строительства газопровода «Северный поток-2» и категорически запретило мэру включать в нее свой порт, видимо, и последовало «наказание»: в сентябре через Вентспилсский порт прошло всего 5% наших грузов. Если бы эти морские ворота, а также Лиепаю не поддерживал белорусский транзит, то наступил бы крах.
В целом же общее падение перевалки в латвийских портах — результат не «наказания», а естественного процесса, постепенного перевода транзитных потоков России в нашу Усть-Лугу и в другие порты РФ. А и правда — себе выгоднее, и зачем помогать недружественно настроенным соседям фактически себе в убыток? Как сообщила ассоциация БАТЛ, грузооборот трех крупнейших портов Латвии упал на 16%, процесс продолжается.
«Статистика день ото дня становится острее и неумолимо обозначает подлинные изменения в транзите, — пояснила Инга Антане латвийским журналистам. — На данный момент в ситуации победителем будет тот, кто сможет принять быстрые и стратегически важные решения. Первое домашнее задание — повысить конкурентоспособность Латвии…».
«Если мы не можем прийти с Россией к компромиссу в сохранении российских грузов на межправительственных переговорах, то мы должны сделать все возможное, чтобы в смысле расходов транзит с использованием Латвийской железной дороги стал привлекательным для других регионов. Увы, наши партнеры в Белоруссии и других странах указывают на нашу низкую конкурентоспособность в этой сфере», — пожаловалась президент БАТЛ.
Вероятнее всего, кроме Белоруссии она имеет в виду Литву. Действительно, у Клайпедского порта все пока в относительном порядке, и это единственный прибалтийский порт, в котором масштабы перевалки не падают, а растут. В этом году уже взяли рекордную высоту прошлого года в 40,14 миллиона тонн, и до 2018-го есть время установить еще один рекорд. По сравнению с прошлым годом Клайпедский порт улучшил показатели примерно на 10%. Его директор Арвидас Вайткус так объяснял успех: «Причина — у нас почти нет транзитных российских грузов, а в других портах сократилась перевалка нефтепродуктов и угля из России, поскольку Россия направляет свои грузы через свои порты».
План по перевалке грузов Литве помогает делать Белоруссия, отправляя свои грузы через Клайпедский порт, который является одним из краеугольных камней литовской экономики. После того, как в августе Владимир Путин предложил перевести экспорт белорусских нефтепродуктов, которые, кстати, производятся из российской нефти, через Россию, казалось, в Клайпеде возникнут серьезные проблемы с грузооборотом. Но пока ничего не происходит. Более того: известны цифры — свыше 40% всей деятельности Клайпедского порта составляет обработка белорусских грузов, немалая часть — удобрения «Беларуськалия». По словам Арвидаса Вайткуса, нынешний год успешнее потому, что «порт в основном ведет вперед погрузка насыпных грузов, то есть удобрений». В Литве есть и свои — в Ионаве действует оставшийся от «советской оккупации» крупнейший производитель азотных удобрений в Прибалтике — компания Achema, однако большой поток обеспечивает Минск. И белорусские нефтепродукты по-прежнему идут через Клайпеду, Вентспилс, несмотря на скидки, которые предлагает Минску РЖД. Почему — можно лишь догадываться.
Посол Литвы в Белоруссии Андрюс Пулокас уверен: Минск не откажется от Клайпедского порта, не перенаправит потоки через российские порты. И иронизирует: «Постоянно слышу, что Клайпедский порт на Балтийском побережье — это как „Мерседес“ в автоиндустрии. Все хотят ехать на „Мерседесе“. На „Калине“ тоже можно, но условия хуже».
Ну а там, откуда уходят российский грузы и нет белорусских, — назревает экономическая катастрофа. В Таллинском порту грузооборот сократился в этом году почти на 10%. Критически падает поток российских нефтепродуктов и нефтехимии — почти на 30%, он постепенно уходит в наши порты.
Вот красноречивые цифры. По словам посла России в Литве Александра Удальцова, объем перевозки российских внешнеторговых грузов в направлении морских портов Прибалтики в этом году составит порядка 30 миллионов тонн, а в 2020 году, как ожидается, — всего 1,5 миллиона тонн. Объем вводимых мощностей в российских портах в 2017 году в итоге составит 7 миллионов тонн, а в 2020 году — 86 миллионов тонн.
По данным Ассоциации морских торговых портов РФ, объем перевалки грузов за январь-август 2017 года увеличился до 165 миллионов тонн, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Динамично развиваются порты Усть-Луга, грузооборот которого за восемь месяцев вырос на 12%, Санкт-Петербург — на 10%, Высоцк — на 4,4%. Эти порты уверенно лидируют на Балтике и будут увеличивать свой отрыв. Так где «Мерседес»?
Ну а грузы из Белоруссии, которые могли бы уйти в российские порты — это дело Минска. «Уверен, что в итоге наше предложение в своей совокупности будет для наших белорусских партнеров более выгодным, — говорит Александр Удальцов. — Впрочем, выбирать они будут сами, и с нашей стороны никто не будет «выламывать им руки»…
И напоминает: «Белорусские нефтепродукты производятся из российской нефти, а их дальнейший транзит является как бы единым производственным циклом, и мы хотим в нем участвовать…».