Посол Белоруссии в Латвии Василий Маркович сообщил порталу Delfi о подготовке визита Александра Лукашенко в Ригу. «На данный момент окончательно согласовывается дата визита и все документы к нему», — сказал дипломат.
«Визит главы государства — всегда кульминационный пункт в развитии отношений между странами, — заявил Маркович. — Это итог работы посольства, МИДа и многих ведомств. Ведь визит такого уровня — это сигнал о том, что отношения стран выходят на высший уровень, и можно активно развивать сотрудничество наших стран по всем каналам. На данный момент спикер Сейма, глава правительства и президент заявили о готовности к встрече. Необходимо подготовить его экономическое наполнение. Готовим материалы, документы и контракты. С большой долей вероятности визит состоится уже в этом году».
Интересно, какой «кульминационный пункт» и «высший уровень» предполагает предстоящий визит?
Если отбросить рассуждения о морально-политическом эффекте поездки, свидетельствующей о возможном завершении изоляции Батьки в Евросоюзе, то этот «кульминационный пункт» весьма конкретен, и его реализации жаждет латвийская элита. Причем как постсоветская — бывшая советская в лице экс-премьер-министра Мариса Кучинскиса, который год назад во время визита в Минск передал Александру Лукашенко приглашение посетить Ригу, так и проамериканская: новое правительство Латвии во главе с американским латышом из штата Делавэр Артурсом Кришьянис, обосновавшимся в Риге лишь в 1994 году.
Читайте также
47-й бомбардировочный авиаполк уничтожил С-300
Оказывается, новейшие истребители могут легко преодолевать российскую систему ПВО и ПРО
Оно и понятно: с одной стороны, может быть, как-то удастся переориентировать президента Белоруссии на Запад, что безуспешно пыталась сделать в 2010 году президент Литвы Даля Грибаускайте, которая больше не заманивает Батьку в Вильнюс.
С другой стороны, у визита Лукашенко в Ригу есть абсолютно конкретное экономическое наполнение. Александр Григорьевич, обидевшись на Литву из-за тотальной критики Белорусской АЭС и даже запрета импорта белорусской электроэнергии в Литву с вводом станции в строй, пообещал перенести транзит грузов своей страны из Литвы в Латвию. Рига как раз отказалась следовать примеру Вильнюса в отношении Белорусской АЭС, поставив во главу угла лишь экономическую целесообразность, и Батька демонстрирует — он оценил этот поступок.
«Если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь немалый эффект», — сказал он.
Министр транспорта и коммуникаций Литвы Рокас Масюлис мгновенно «просёк» ситуацию и высказал претензии Риге. «Мы ведем дискуссии на предметные темы в транспортном секторе, — сказал он. — Во-первых, конечно, неприятно, когда наши коллеги пользуются нашей ситуацией из-за Островецкой атомной станции (Белорусской АЭС.- „СП“). — Мы надеялись, что они поддержат нас в этом вопросе, но так не случилось». А известный литовский экономист, депутат Сейма Кестутис Главяцкас назвал попытки Риги отнять белорусский транзит у Литвы своими именами: «Наши друзья и соседи латвийцы активно ищут способы, как перенаправить этот поток в Лиепаю, а Литву оставить у разбитого корыта».
Что касается самого Лукашенко, то мы знаем — где на него сядешь, там и слезешь. На Западе Батьку неоднократно безуспешно заманивали смутными обещаниями. Но все же на фоне клятвенных заверений Владимиру Путину в братской дружбе и нескончаемых просьб преференций со стороны России как-то странно выглядит стремление Лукашенко перевести свой транзит из Литвы в Латвию, а не, например, в Калининградский порт или в Усть-Лугу. Вот это было бы по-братски и, если обсудить с Путиным варианты взаимной выгоды, — взаимовыгодно. Тем более что Владимир Владимирович, помнится, в 2017 году «намекнул» Батьке: поставки российской нефти на белорусские НПЗ следует привязать к транспортировке белорусских нефтепродуктов через российские порты в Усть-Луге и Санкт-Петербурге. «Ведь на белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры», — сказал президент РФ, предложив Минску транспортные преференции.
Читайте также
Меркель: «Отделение Крыма соответствовало международному праву»
Немецкие юристы изначально не считали присоединение полуострова к России незаконной аннексией
Что же Лукашенко? А ничего. 11?12 февраля этого года состоялся визит министра транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексея Авраменко в Вильнюс. Он приехал вместе с представителями концерна «Белнефтехим» и представителями Белорусской нефтяной компании, встретился с министром транспорта и коммуникаций Литвы Рокасом Масюлисом. Сообщается, что делегация посетила Клайпедский государственный морской порт, где обсуждались условия и возможности перевалки белорусских грузов.
Этот порт — лидер в Прибалтике. Заметим: благодаря именно белорусским грузам. Их оборот тут составляет примерно 30% всего грузооборота Клайпедского порта. Белоруссия гонит через него и калийные удобрения.
Но как сопоставить фактически экономическую помощь Литве с обидой на критику Вильнюсом Белорусской АЭС и обещаниями перевести транзит в Латвию? Как соотнести участие делегации из Минска в переговорах о транзите в Вильнюсе и предстоящий визит Лукашенко в Ригу на фоне известного обещания?
Это называется политико-экономическая интрига в стремлении извлечь выгоду для страны. В принципе, это, конечно, дело Белоруссии. Только, повторюсь, тогда как-то неловко за клятвенные заверения Батьки в братской дружбе с Россией, которая и без того поддерживает экономику его страны.
Новости политики: Путин назвал «тайную» цель приглашения Лукашенко в Сочи
Постсоветское пространство: Путин и Лукашенко определились с Союзным государством и транзитом власти