Вообще-то, рельсовую войну Вильнюс объявил Риге еще в 2008 году, разобрав 20-километровый участок железной дороги, ведущей из литовского Мажейкяя в латвийский Реньге, но лишь сейчас скандал подходит к финалу. Еврокомиссия готовит решение о санкциях для литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos gelezinkeliai, а Рига тем временем укрепила позиции нотой в адрес Вильнюса с требованием восстановить этот участок.
Балтийские сестрицы поссорились из-за банальных денег, но вину за конфликт, похоже, несет одна сторона — Литва. Она разобрала участок железной дороги, чтобы, видимо, улучшить позиции Клайпедского порта на рынке. Во всяком случае, именно так и произошло независимо от объяснений Вильнюса. Дело в том, что в Мажейкяе находится нефтеперерабатывающее предприятие, откуда идет большой грузопоток. Как заявил министр путей сообщения Латвии Улдис Аугулис, только в этом году оттуда ушло уже 1,5 миллиона тонн грузов. Когда существовал участок дороги на Реньге, он был самым коротким путем в порты Латвии. Фактически после исчезновения этих 20 километров осталась без мажейкяйских грузов Лиепая, зато они прямиком пошли в Клайпеду.
Напрямую обвинять Литву в сознательной ликвидации участка железной дороги у Латвии не получалось, так как в 2008 году Вильнюс дал объяснение: Дорога на Реньге требует ремонта. Но ремонт «затянулся», а выгодополучателем оказалась Литва.
Рига все эти годы то уговаривала, то безуспешно требовала от Вильнюса восстановить участок. Но, наверное, Риге было неудобно жаловаться в верха на сестрицу, пытались добиться решения по-хорошему, дипломатическими методами. Однако в 2011 году в спор вмешалась польская компания Orlen, которой после долгих и постыдных перипетий досталось предприятие в Мажейкяе. Ранее Литва отказалась от участия российских компаний в приватизации советского НПЗ В этом городе, передала предприятие американской фирме «Вильямс интернешнл», которая наделала долгов и сбежала.
И вот Orlen, поставляющая топливо с этого НПЗ и в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию. Поляки обвинили Литву в нечестной конкуренции.
В 2013 году Еврокомиссия начала официальное расследование по факту возможного злоупотребления литовскими железными дорогами Lietuvos gelezinkeliai в качестве монополиста. Однако Вильнюс попытался выбить этот козырь. Новый премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, как сообщается, предложил польской компании выгодные тарифы на перевозки с условием, чтобы та не требовала восстановления железной дороги на Реньге. Похоже, договорились. В июне этого года Lietuvos gelezinkeliai и Orlen подписали обновленное соглашение по тарифам. Скидка со стороны Литвы не указана, но известно, что поляки просили у Вильнюса сбросить 200 миллионов евро за девять лет. Вокруг этой суммы и шел спор.
Эта договоренность вызвала гнев латвийской стороны. Вице-президент латвийских железных дорог Latvijas dzelzcelš Айвар Стракшас сделал вывод: сделка между Литвой и польской компанией по сути является признанием Вильнюса в сознательной ликвидации участка дороги на Реньге и нежелании его восстанавливать. А парламентский секретарь министерства путей сообщения Латвии Эдгарс Таварс заявил: «Это ясное политическое решение правительства Литвы — ограничить свободную торговлю в отношении портов Латвии».
Риге обидно еще и потому, что работы на разобранном участке — с гулькин нос. По словам Улдиса Аугулиса, Латвия могла бы на своей части дороги восстановить движение буквально за сутки. Министр похвалил МИД своей страны за ноту, направленную в Вильнюс, с требованием восстановить рельсы на Реньге.
Что грозит Литве за столь недружественное, но очень выгодное для себя отношение к соседке? Эксперты прикинули: доходы Lietuvos gelezinkeliai от грузоперевозок в прошлом году составили 350,4 миллионов евро. По правилам Евросоюза, за нарушение конкуренции может быть определен штраф в размере до 10% оборота компании за предыдущий год, то есть 35 миллионов евро.
Однако сомнительно, что Литва пойдет навстречу своей балтийской сестрице в случае «приговора» Еврокомиссии. Польскому концерну уже сделали большую скидку аж до 2024 года. 35 миллионов — максимальный, но не такой уж и большой и вовсе не обязательно именно такой штраф. Вильнюс взвесит решение Еврокомиссии на весах выгоды, а не добрососедства. Вряд ли штраф перевесит. К тому же его можно обжаловать в суде ЕС в Люксембурге. Если штраф не отменят, то его уплата все равно оставит обязанность восстановить дорогу. Но что из этого? Девять лет Вильнюс мурыжил просьбы Риги вернуть рельсы на Реньге. Помурыжит и еще — как минимум до 2024 года.
Это, кстати, не первая экономическая война между Латвией и Литвой. В середине 90-х никак не могли закончить спор о том, кому принадлежит нефтеносный морской шельф на границе между республиками. Политологи даже начали рассуждать о реальной войне. Но в итоге Литве повезло больше — считается, что шельф на ее стороне.
В конце 90-х была свиная война между сестрицами. Латвия ввела ограничения на импорт свинины — дополнительную пошлину в 70% на ее поставки. МИД Литвы сделал заявление: протекционистские меры Латвии полностью остановили экспорт свинины из Литвы в Латвию. Спором занялась Еврокомиссия. Она пригрозила Риге запретом экспорта латвийского масла в страны ЕС. Сейм Латвии встревожился и принял закон об отмене с 1 июня 2000 года ограничения на импорт свинины.
Что ни говори, а справедлива поговорка «дружба дружбой, а табачок врозь».